Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус.
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:
1 уровень - законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
2 уровень - стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
3 уровень - методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;
4 уровень - рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.
Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/98 "Учетная политика организации". ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н. Положение включает четыре раздела:
- Общие положения - дано определение учетной политики и указана сфера его применения;
- Формирование учетной политики - учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем.
При этом утверждаются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.;
3. Раскрытие учетной политики. Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся:
- амортизация основных средств, нематериальных и иных активов;
- оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;
- признание прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и др.;
4. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
- изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
- существенного изменения условий деятельности, связанных с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.
План счетов бухгалтерского учета
В системе нормативного регулирования План счетов занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, т.е. не имеющими нормативно - правового характера. Однако в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете.
С 1 января 2001 г. в России действуют новые План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. N 94н.
План счетов 2001 г. является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно - правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.
На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета).
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности.
В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов.
Отдельно выделены забалансовые счета.
Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов - экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций.
Разд.I "Внеоборотные активы",
Разд.II "Производственные запасы").
Разд.III – VI - счета издержек производства, готовой продукции и товаров, денежных средств и расчетов, обязательства организации
Разд.VII, VIII - отражены капитал и финансовые результаты организации.
В новом Плане счетов вновь введено 5 счетов (14, 59, 63, 81, 91),
Всего в новом Плане 60 балансовых и 11 забалансовых счетов.
Счета открываются на каждый экономически однородный вид
Имущества, источников его формирования и хозяйственных операций. В соответствии с классификацией объектов учета.
Счет имеет форму двухсторонней таблицы с указанием «Дебет – в переводе с лат. - он должен» и «кредит – он верит», т.е. Дебитор – должник или заемщик, а кредитор – заимодатель, лицо давшее деньги. Д – левая сторона счета, К – правая сторона счета.
Счет ___(наименование счета)____
_____Дебет___________Кредит___
Активные счета – предназначены для учета имущества организации (счета – касса, расчетные счета, основные средства и др.)
Пассивные счета – предназначены для учета обязательств - источник формирования имущества организации (счета - уставный капитал, добавочный капитал и др.)
Запись на счетах начинается с указания начального остатка, или начального имущества, либо источников его формирования. «Сальдо – от итальянского означает - расчет».
Для установления конечного сальдо в активных счетах к начальному сальжо прибавляется оборот по дебету и вычитают оборот по кредиту. Новый остаток записывается по дебету счета.
В пассивных счетах для определения конечного сальдо к начальному остатку прибавляют оборот по кредиту и вычитают оборот по дебету. Новый остаток отражают по кредиту счета.
По мимо активных и пассивных счетов существуют активно-пассивные счета, на которых одновременно отражаются и имущество организации, и источник его формирования.
Активно-пассивные счета бывают с односторонним сальдо (счет – прибыли- убытки) и двухсторонним сальдо – расчеты с разными дебиторами и кредиторами).
В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка), раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.
Счета, на которых имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции отражаются в обобщенном виде, называются синтетическими. К ним относятся счета – основные средства, материала, уставной капитал, расчеты с персоналом по оплате труда и др. Он ведется только в денежном выражении.
Счета, на которых отражаются детальные данные по каждому отдельному виду имущества, обязательств организации и процессов, называют аналитическими счетами. Аналитические счета открываются в дополнении к синтетическим, с целью их детализации и получения частных показателей по каждому отдельному виду имущества, обязательств организации и процессов.
Остатки и обороту всех синтетических счетов должны быть равны остаткам и оборотам всех аналитических счетов, открытых в дополнение к своему синтетическому счету.