Статьи | Разное

Система права

1. Понятие системы права. Характеристика ее элементного состава.

Как уже указывалось, право имеет строго определенную структуру, внутреннюю организацию, элементы которой связаны между собой устойчивыми функциональными и иными связями.

Систему права принято определять как исторически сложившуюся, объективно существующую внутреннюю структуру права, определяемую характером регулируемых общественных отношений.

В учебной литературе приводятся и другие определения системы права, однако всегда подчеркивается, что это:

а) системное образование, т.е. не простая совокупность или сумма элементов, а целостное образование, обладающее конкретными свой­ствами, связями, внутренней структурой;

б) объективное явление, поскольку предопределена общественны­ми отношениями, сложившимися в обществе;

в) обусловленное национальными, историческими, культурными и иными социальными факторами;

г) динамичное, способное изменять свою внутреннюю организа­цию под воздействием внешней среды.

Система права включает в себя следующие элементы: нормы права; субинституты права; правовые институты; подотрасли права; отрасли права; крупные структурные образования (общности), объ­единяющие группы отраслей — материальное и процессуальное право, частное и публичное право и др.

Как справедливо указывается в юридической литературе, система права играет важную роль в правовом регулировании общественных отношений, что обусловлено тем, что система права:

  • устанавливает устойчивые связи внутри права;
  • способствует формированию полноты и непротиворечивости пра­вового регулирования общественных отношений;
  • позволяет сохранить стабильность правовой материи в целом при динамичности отдельных ее элементов;
  • обеспечивает совокупный регулятивный эффект от действия право­вых норм, институтов, подинститутов, подотраслей и отраслей права;
  • создает преемственность правового прогресса.

Норма права представляет собой первичный, исходный элемент сис­темы права и вместе с тем наиболее подвижный в данном образовании. Нормы права были подробно рассмотрены в предыдущей теме, поэтому перейдем к другим элементам структурной организации права.

Правовой институт — это группа норм права, связанных между собой предметно-функциональными связями, регулирующих конкрет­ный вид общественных отношений и приобретающих в силу этого от­носительную устойчивость и самостоятельность функционирования.

Правовой институт может иметь в своем составе подинституты, которые отличаются от правового института объемом регулирования и кругом норм права. Например, субинститут законодательной ини­циативы в конституционном праве, подинститут референдума в ин­ституте народовластия; подинституты страхования имущества, лично­го страхования, страхования предпринимательского риска — в институте страхования в гражданском праве.

Институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые. От­раслевые институты объединяют группы норм внутри одной какой-то отрасли, например институт дарения, институт наследования в граж­данском праве; институты президентства, избирательного права — в конституционном праве, институт местного самоуправления — в го­сударственном праве.

Межотраслевые институты регулируют отношения, которые отно­сятся одновременно к нескольким отраслям права, например, инсти­тут прав человека относится и к международному праву, и к консти­туционному праву; институт договора — к трудовому, гражданскому, международному, государственному праву; институт юридической от­ветственности — практически ко всем отраслям.

Несколько однородных правовых институтов могут образовать подотрасль, например, в гражданском праве существуют подотрасли: жилищное право, авторское, патентное право, обязательственное право; в конституционном праве — конституционное правосудие.

Самым крупным элементом системы права (не считая объедине­ния отраслей права в определенные группы) является отрасль права. Отрасль права регулирует определенный род общественных отноше­ний в отличие от правового института, который регламентирует вид общественных отношений. В состав отрасли входят институты, подинституты, подотрасли, регулирующие однородные общественные отношения. Каждая отрасль характеризуется автономностью функ­ционирования, обособленностью, своеобразием средств правового регулирования и определенной иерархичностью своей структуры (на­пример, деление на субинституты, институты, подотрасли). Одновре­менно в структуре отрасли можно выделить материальные и процес­суальные нормы, институты и т.д.

Отрасли различаются между собой двумя главными критериями: предметом и методом правового регулирования.

Предмет показывает, какие общественные отношения регулирует данная отрасль права, а метод — какими способами, средствами, при­емами регламентируются данные общественные отношения.

Предмет правового регулирования составляют однородные общест­венные отношения. Каждая отрасль имеет свою сферу правового воз­действия, следовательно, свой собственный предмет регулирования. Общественные отношения могут стать предметом правового регулиро­вания, если, во-первых, они отличаются устойчивостью, повторяе­мостью; во-вторых, государство и общество заинтересованы в придании этим общественным отношениям правовой формы и, следовательно, в охране и защите их; в-третьих, отличаются способностью к внешнему контролю — судебному, административному, со стороны государства.

Метод правового регулирования позволяет определить: правовое положение субъектов; порядок возникновения субъективных прав и юридических обязанностей; средства обеспечения их; характер санк­ций.

Существует два главных метода регулирования общественных от­ношений — императивный и диспозитивный.

Императивный (властный, авторитарный) метод основан на под­чиненности субъектов общественных отношений; содержит точные предписания о поведении, действиях субъектов, т.е., как правило, не предоставляет возможности выбора варианта поведения: содержит ка­рательные санкции. Этот метод характерен для уголовного, админи­стративного, налогового права.

Диспозитивный (автономный) метод предполагает равенство субъектов, возможность выбора варианта поведения или действий в пределах нормы права. Этот метод присущ гражданскому, семейному праву.

В качестве дополнительных методов называют поощрительный, рекомендательный, альтернативный и др.

Методы правового регулирования тесно взаимосвязаны и нередко используются в сочетании друг с другом.

В процессе научных дискуссий по поводу системы права называют и другие критерии, например особые правовые принципы, специфику механизма правового регулирования. С.С. Алексеев считает главной особенностью каждой отрасли наличие особого юридического режи­ма, т.е. метода регулирования, который определяет способы регулиро­вания — дозволения, запреты и обязывания.

В юридической литературе помимо предмета и метода предлагается для выделения отраслей еще один критерий — юридический процесс, который обеспечивает достижение определенного юридического результата. Действительно, двух критериев не всегда достаточно. Как свидетельствует практика, нормы материального права требуют для своей реализации соответствующих процессуальных норм, что прида­ет определенную законченность делению нормативного материала на отдельные отрасли права.

Вместе с тем высказывалось мнение о том, что механизм правово­го регулирования предполагает не разные предметы и методы право­вого регулирования, а единые предмет и метод (проф. В.Д. Сорокин), поскольку в обществе существуют два вида отношений: социально-нравственные и социально-правовые. Социально-правовые отноше­ния требуют единообразного воздействия на общественные отноше­ния со стороны государства. Таким образом, здесь один предмет регулирования — общественные отношения и один метод — государ­ственно-властное воздействие на эти отношения. Но в зависимости от средств правового воздействия, которые применяет государство, В.Д. Сорокин выделяет в структуре единого метода три типа правово­го регулирования: гражданско-правовой, т.е. с помощью дозволений; административно-правовой — посредством предписаний обязываю­щего характера; уголовно-правовой — посредством запретов.

Представляется, все три средства правового воздействия присутст­вуют преимущественно в указанных отраслях, но использование этих средств возможно и в других отраслях. Например, в гражданском праве есть не только дозволения, но и предписания обязывающего характера. Так, в ст. 1104 ГК РФ установлено: «Имущество, состав­ляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре». Содержит Гражданский кодекс и запреты, например ст. 22 о недопустимости лишения и ограничения правоспособности и дееспособности гражданина. Уголовный кодекс помимо запретов содержит и дозволения, например о допустимости добровольного отказа от преступления (ст. 31), или дозволение необ­ходимой обороны (ст. 37), или освобождение от уголовной ответст­венности (ст. 76).

2. Система отраслей права.

Выделение тех или иных отраслей права тоже относится к дискус­сионным проблемам. Например, С.С. Алексеев выделяет три звена от­раслей:

1) профилирующие, базовые отрасли. К ним относят конституционное право, три материальные отрасли — гражданское, администра­тивное, уголовное право и соответствующие им процессуальные от­расли — гражданское процессуальное, административное процессу­альное и уголовно-процессуальное.

2) специальные отрасли, где юридические режимы приспособлены к особым сферам жизни общества, — трудовое, земельное, финансовое право, право социального обеспече­ния, семейное, уголовно-исполнительное.

3) комплексные отрасли, которые соединяют различные институты профилирующих и специаль­ных отраслей, например экологическое, информационное, предпри­нимательское право.

С этой классификацией можно соглашаться или нет. Но она недо­статочно обоснованна.

Иногда выделяют первичные отрасли, к которым относят так назы­ваемые традиционные отрасли, и производные, выделившиеся из тра­диционных отраслей (вторичные). К первичным относят государст­венное, уголовное, гражданское право и две процессуальные отрасли — уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное. Из государственного права выделились в самостоятельные отрасли ад­министративное, финансовое право, из гражданского — семейное, трудовое. Но появился и третий ряд — отрасли, выделившиеся из «вторичных», например право социального обеспечения.

Наибольшее распространение получило выделение следующих от­раслей: конституционное право; административное право; финансо­вое право; гражданское право; семейное право; трудовое право; право социального обеспечения; экологическое право, которое состоит из двух частей — природоохранного и природоресурсного права; уголов­ное право; уголовно-исполнительное право; уголовно-процессуальное право; гражданское процессуальное право.

Общая характеристика отраслей российского права.

Конституционное право. Эта отрасль права является актив­ным центром системы права. Оно представляет собой исходную нормативную базу системы права РФ, поскольку регулирует наи­более важные социальные, экономические и политические от­ношения, основу государственно-общественного строя страны. В круг регулируемых им общественных отношений входят вопро­сы государственного устройства страны; политическая система, экономическая основа, формы собственности; территориальное устройство; формирование и структура органов представительной, исполнительной и судебной власти; права, свободы и обязанности граждан и их объединений; избирательная система и др. Таков предмет отраслей конституционного права.

Нормы конституционного права служат исходным норматив­ным материалом для других отраслей права, которые функцио­нируют на основе конституционных предписаний. Главным зако­ном этой отрасли служит Конституция РФ, которая является актом прямого действия. Система конституционного законода­тельства охватывает также конституции (уставы) субъектов Федерации и иные федеральные и региональные конституционные законы.

Административное право. Регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (прави­тельства, министерств, ведомств, президентских структур, пред­приятий, учреждений и т.д.). Нормами административного права регламентируются отношения в сфере экономики, культуры, науки, образования, здравоохранения, обороны и др. Специфика этих отношений состоит в том, что одной из сторон в админис­тративных правоотношениях всегда выступает государственный орган или должностное лицо. Поэтому основной метод в админи­стративном праве — отношения власти и подчинения, админи­стративные приказы, ответственность за совершенные действия, частично дозволения. Наряду с федеральными конституционны­ми законами, основными нормативными актами являются Кодекс об административных правонарушениях, иные федеральные и ре­гиональные законы в различных сферах государственного управ­ления.

Финансовое право. Предмет данной отрасли — финансовые от­ношения, формирование и исполнение государственного бюджета, денежное обращение, займы, кредиты, налоги. Субъектами фи­нансовых отношений являются все юридические и физические лица, а сама финансовая деятельность носит в значительной сте­пени исполнительно-распорядительный характер, что влияет на используемый в этой отрасли права метод правового регулиро­вания. Он включает контроль, ревизии, властные предписания. Нормы финансового права тесно связаны с конституционным и административным правом, поскольку сферы этих отраслей во многом переплетаются. Источники финансового права — Бюд­жетный и Налоговый кодексы, кодифицировавшие основные под­отрасли финансового права.

Гражданское право. Эта отрасль регулирует обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (честь, достоинство, авторство, имя). На основании норм гражданского права складывается гражданский (хозяйственный) оборот, в ко­тором участвуют граждане, организации, учреждения. Граждан­ским правом регулируются отношения владения, пользования и распоряжения собственностью, ее приобретения и отчуждения и т.д.

Особенностью гражданских отношений является равенство их участников. Они пользуются автономией в выборе вариантов по­ведения, поскольку здесь между сторонами отсутствуют отношения власти и подчинения, характерные для административных и финансовых имущественных отношений. Главный метод регули­рования — диспозитивный.

Гражданское право велико по объему входящих в него норм и институтов. Есть в нем и ряд подотраслей — жилищное право, право собственности и др.

Основной нормативный источник гражданского права — Гражданский кодекс РФ. Некоторые подотрасли также кодифи­цированы (Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс и др.).

Семейное право. Тесно примыкает к гражданскому праву, хотя и является самостоятельной отраслью права.

Нормы семейного права определяют порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы воспитания детей, оставшихся без попечения ро­дителей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья). Ведущие методы — диспозитивный и равенства сторон. Основной нормативный акт — Семейный кодекс РФ.

Трудовое право. Эта отрасль объединяет систему норм, которые регулируют трудовые отношения между работниками (рабочими и служащими) и работодателями (предприятиями всех форм соб­ственности, организациями и учреждениями). Субъектами трудо­вых отношений выступают также общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Основными институтами являются: по­рядок заключения и расторжения трудового договора (контракта), рабочее время и время отдыха, заработная плата, взаимная мате­риальная ответственность работников и работодателей, порядок разрешения трудовых споров. Метод регулирования — поощре­ние, стимулирование, локальное правотворчество (коллективные договоры).

Право социального обеспечения длительное время было под­отраслью трудового права, а ныне стало самостоятельной отрас­лью. Оно регулирует пенсионные отношения граждан по возрас­ту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в ряде других установленных законом случаях.

Основным законом в области трудовых отношений является Трудовой кодекс, а в области пенсионных — соответствую­щие законы.

Земельное право. Оно включает в себя нормы, регулирующие вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и рас­пределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земель в соответствии с их хозяйственным на­значением (государственные, сельскохозяйственные, городские, фермерские и т.д.). Подотраслями земельного права являются лес­ное право, водное право и горное право. Методы регулирования - дозволения, разрешения, запреты. Основными нормативными актами земельного права являются Земельный кодекс РФ, кодексы, регулирующие лесные, водные и горные отношения, а также со­ответствующие законы субъектов РФ.

Природоохранительное право регулирует общественные отношения в сфере освоения, использования и охраны обществом, государством, хозяйствующими субъектами и гражданами ок­ружающей природной среды в целях сохранения природных богатств, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на среду обитания человека.

В целях реализации конституционного права граждан на бла­гоприятную окружающую среду нормы природоохранительного права устанавливают механизм ее охраны, порядок проведения экологической экспертизы и экологического контроля за соблю­дением требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

Основным нормативным актом природоохранительного пра­ва является Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Уголовное право. Связь уголовного права и иных отраслей права проявляется в сфере действия норм, устанавливающих за­преты, основания применения, виды и объем правовых санкций. Каждая отрасль права устанавливает санкции соответственно за совершение административно-правовых, гражданско-правовых и иных проступков. Однако совокупность деяний, которые пред­ставляют повышенную общественную опасность и признаются преступлениями, составляют самостоятельную отрасль права — уголовное право.

Уголовное право определяет, какие общественно опасные по­ступки и действия следует считать преступными и в силу этого уголовно наказуемыми, цели наказания и порядок его примене­ния, правомочия компетентных государственных органов по от­ношению к лицам, совершившим преступления, основания и ус­ловия привлечения их к ответственности. Метод регулирова­ния — императивно-запретительный.

Уголовное, равно как уголовно-процессуальное и уголовно-ис­полнительное законодательство, входят согласно ст. 71 Конститу­ции РФ в сферу исключительного ведения Российской Федерации. Нормы уголовного права кодифицированы в Уголовном кодексе РФ. Новые законы, предусматривающие уголовную ответствен­ность, подлежат включению в УК РФ.

Уголовно-исполнительное право регламентирует порядок от­бывания наказания лицами, осужденными судом к лишению сво­боды, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию правонарушителей в местах заключения. Тесная связь уголовно-исполнительного права с уголовным правом дает основание некоторым ученым считать его подотраслью уголовного права. О самостоятельности уго­ловно-исполнительного права как отрасли права свидетельствует специфика его предмета, субъектов и метода регулирования — воспитания, поощрения в сочетании с методом власти и подчи­нения. Источником отрасли является Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

В соответствии о Конституцией в России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбит­ражный и конституционный (ч. 2 ст. 118). Процессуальное право определяет формы осуществления норм материальных отраслей, регулирует деятельность соответствующих субъектов по приме­нению и реализации материальных норм при разрешении кон­фликтных ситуаций. Уголовно-процессуальное и гражданско-про­цессуальное право являются самостоятельными отраслями пра­ва. Нормы, регулирующие остальные виды процессов, образуют подотрасли названных отраслей права.

Уголовно-процессуальное право устанавливает порядок произ­водства по уголовным делам. Оно регулирует деятельность орга­нов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании и раз­решении уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права определяют цели и задачи уголовного судопроизводства, статус участников уголовного процесса, права и обязанности правоох­ранительных органов в этом процессе, порядок обжалования и опротестования судебных приговоров, их исполнения. Уголовно-процессуальное право кодифицировано в одноименном кодек­се РФ.

Гражданское процессуальное право определяет цели и задачи гражданского судопроизводства, подведомственность и подсудность споров, порядок рассмотрения дел и исполнения судебных решений. Подотраслями гражданского процесса как самостоя­тельной отрасли права являются арбитражный и конституцион­ный процессы.

Основными источниками гражданского процесса являются Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процес­суальный кодекс РФ.

В последние годы наблюдаются процессы как дифференциации, так и интеграции в системе права. В частности, помимо традицион­ных процессуальных отраслей — уголовно-процессуального и граж­данского процессуального права, выделяются арбитражный процесс, административный процесс, конституционный; выделяется коллизи­онное право; из финансового права выделяются в качестве подотрасли налоговое, бюджетное, банковское право. Интеграционные процессы объясняются усложнением общественных отношений, возникновени­ем, изменением и прекращением ряда правоотношений, изменением правового мышления и другими факторами.

Новым является расширение правовой системы государства за счет включения в нее международного права (ч. 4 ст. 15 Конститу­ции РФ).

Наблюдается также интеграция правовых систем государств-членов СНГ, а также европейского права в правовые системы стран-членов Совета Европы. При этом успешно сосуществуют идеи и нормы континентального и общего (прецедентного) права, принципы суверенитета и наднациональности.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское