К началу 90-х гг. ХХ века сформировались 12 моделей обоснования практики социальной работы. В зависимости от приоритетности воздействия на внутренний мир индивида или на среду модели разделяются на 3 группы.
- Психологоориентированные модели социальной работы.
Психодинамическая (психосоциальная) модель.
В ее основе лежат идеи психоанализа.
- Исходным моментом является признание возможностей изменения психики клиента под воздействием внутренних факторов и внешних воздействий.
- Воздействие социального работника должно исходить из учета социально-экономического положения клиента, его статуса, системы взаимоотношений в контактных группах, в среде обитания.
- В рамках воздействия осуществляется корректировка поведения, взглядов, отношений клиента посредством воздействия на его внутренний мир.
- Особенностью психосоциального воздействия является установление взаимосвязи между социальным работником и клиентом.
Как правило, психосоциальное воздействие включает:
- изучение проблемы, которую имеет клиент;
- изучение клиента (его социального статуса, эмоционального мира);
- установление взаимосвязи;
- осмысление основных событий жизни клиента и влияние их на проблемы;
- планирование согласованных действий;
- совместная деятельность социального работника и клиента по разрешению его проблем.
Экзистенциалистская и гуманистическая модели.
В экзистенциалистской модели основной акцент делается на создание возможностей клиенту воодушевиться, стать готовым к разрешению собственных проблем. Модель исходит из того, что большинство эмоциональных проблем клиента возникает из 4 источников:
- когда люди, значимые в глазах клиента не признают его таковым;
- непоследовательность или обман в решении проблемы оценочных конфликтов;
- физические потери близких людей;
- потери личных ценностей.
Гуманистическая модель выполняет функцию философского обоснования вмешательства в экзистенциальной модели. Процесс оказания помощи включает в себя помощь в обретении смысла существования, изменение отношения клиента к предыдущему жизненному опыту; установление того типа взаимоотношений между социальным работником и клиентом, в рамках которых демонстрируется готовность заняться его проблемами, открытость, поддержка и желание обезопасить клиента; разработка методики, исходя из уникальности конкретного клиента без навязывания ему каких-то поступков и действий.
Ролевая и коммуникативная модели.
Ролевая модель исходит из того, что каждый человек в своей жизни исполняет совокупность социальных ролей. Под ролью понимается набор ожиданий или видов поведения, связанных с положением субъекта. Роли могут быть навязаны человеку, как результат обстоятельств.
Представления людей о выполняемых ролях могут совпадать или не совпадать с общепринятыми или принятыми группой, индивидом. В связи с этим возникают интроролевые конфликты, когда ожидания различных людей не совпадают, и внутриролевые, когда несовмещение ролей происходит внутри личности.
Помощь рассматривается как процесс приведения в соответствие с общепринятыми или групповыми представлениями субъективных представлений о роли.
Коммуникативная модель используется как один из вариантов технологии помощи в ролевой модели.
Бихевиористская модель.
Она базируется на обучающей теории. Включает схему осуществления серии единичных экспериментов, основанных на принципе «стимул-реакция», т.е. включает в себя определение желаемых видов поведения клиента, исследования возможностей воздействия на клиента, разработку средств воздействия и собственно вмешательство.
Эта модель не получила большого распространения, поскольку клиента рассматривается в ней преимущественно как пассивное начало. Модель не применима в ситуациях немотиворованного поведения человека и критикуется за откровенный прагматизм.
Кризис-интервентная и задача-ориентированная модели.
Кризис-интервентная модель предназначенная для кратковременного вмешательства. Целью вмешательства является прерывание серии событий жизни клиента, ведущих или уже приведших к кризису. Модель использует для оказания помощи исходные принципы и методы психодинамической модели.
Задача-ориентированная модель опирается на прагматический подход и призвана решать конкретные проблемы клиента.
- Социологоориентированные модели социальной работы.
Марксистская и радикальная модели.
Они имеют 3 позиции относительно практики социальной работы:
- прогрессивная трактовка – социальная работа рассматривается как положительный фактор в обществе, поскольку, во-первых, ограничивает эксплуатацию и, во-вторых, способствует коллективным действиям, подъему самосознания, осуществлению перемен;
- репродуктивная позиция – оценивает социальную работу с негативной точки зрения. В соответствии с ней через социальную работу осуществляется классовый контроль в обществе и искусственно снимается социальное напряжение;
- противоречивая позиция рассматривает социальную работу двойственно: во-первых, как необходимую для консолидации различных социальных групп и обеспечения им условий выживания, во-вторых, с негативной стороны, поскольку через социальную работу ослабляется напряжение противоречий современного общества и не осуществляется кардинальных социальных перемен.
Эти модели исходят из того, что общество способствует появлению проблем личности, взаимодействие между людьми носит интерактивный характер, т.е. люди создают обстоятельства, обстоятельства влияют на людей. Негативными обстоятельствами являются: экологическое засорение, бедность, эпидемии, недоступность образования, неодинаковость в возможности потребления ценностей культуры.
Исходным воздействием на человека является изменение его отношения к обстоятельствам жизни, формирование установок на изменение, влияние на эти обстоятельства.
Модель, основанная на системных представлениях.
В рамках данной модели выделяется несколько модификаций:
- модель, опирающаяся на системные представления об обществе;
- модель основанная на теории экологических систем.
Обе модели восходят к теории систем Берталанфи.
Человек рассматривается как часть общества, составляющая через его собственный мир, отдельную подсистему. Люди в стремлении улучшить свою жизнь зависят от различных окружающих их систем. Выделяется 3 типа систем помощи:
- неформальная (естественная) – семья, друзья, соседи, группа по интересам;
- формальная – профсоюзы, общины, различные общественные организации и объединения;
- системы, существующие в обществе в виде учреждения, ведомств, функционально ориентированных на решение проблем человека: учреждения здравоохранения, образования, социального обеспечения, учреждения социальной работы.
Задачами социальной работы являются, во-первых, осуществление деятельности по оптимизации функционирования каждой из групп систем помощи, во-вторых, информирование и посредничество между человеком-нуждающимся и необходимой системой помощи.
Разрешающая модель.
Она предусматривает достижение следующих целей:
- помощь клиенту в осмыслении себя как личности, способной к поиску решений существующих проблем;
- содействовать восприятию клиентом социального работника как специалиста, имеющего знания и умения, которые могут быть полезны ему;
- воспринимать клиентом социального работника как партнера в решении проблем;
- помочь воспринимать структуру организации социальной работы и общества как открытые системы.
Данная модель ориентируется на использование специфических методов социальной работы, имеющих целью ослабить или упразднить отрицательные оценки и условия разрешения проблем клиентов, создаваемые влиятельными группами в обществе по отношению к отдельным членам и слоям. Особенно полезным бывает обращение к данной модели в работе с семьями, группами по интересам.
- Модели социальной работы комплексной междисциплинарной ориентации.
Социально-педагогическая модель.
Сформировалась на основе дискуссий по поводу соотношения понятий социальная работа и социальная педагогика. В модель входит решение задач социализации и ресоциализации на уровне личности; решение задач с формированием оптимальной социальной среды для социализации и ресоциализации. Предполагается воздействие на личность и на среду.
Когнитивная модель.
Она основана на совокупности когнитивных теорий (занимающихся человеческим мышлением) и сочетает в себе психосоциальные, социологические, поведенческие и социальные элементы в подходе к решению проблем социальной работы. Модель ориентируется на рациональное мышление человека в отношении защиты своих оптимальных интересов через нормативное поведение. Модель исходит из того, что люди могут быть поняты, когда стремятся к определенным целям и преодолевают препятствия личной и общественной жизни. Люди создают свои собственные модели действительности в соответствии с тем, что они узнали и поняли.
Люди приобретают уверенность в жизни посредством адаптации к социальной реальности. В процессе адаптации меняются и сами люди, и социальная реальность. Но, в процессе адаптации человека и социальной среды воздействуют представление человека о самом себе, характер восприятия и другие факторы.
Когнитивная модель делает ставку на рациональные аспекты поведения человека и подходит комплексно к созданию новых взаимоотношений между человеком и средой, воздействуя одновременно и на индивида, и на среду.
Витально-ориентированная модель.
В основе модели лежит понятие жизненной силы человека, под которым понимается его способность к воспроизводству и осуществлению жизни как биосоциального существа. Жизненные силы формируются и осуществляются в процессе удовлетворения его потребностей в жизнеобеспечении. Жизненные силы человека и определенное жизненное пространство постоянно сосуществует и взаимодействует. Сосуществуют различные уровни организации жизненного пространства и жизненных сил человека от индивидуального, семейного, групповой до регионально-государственного и международного. Сосуществуют и взаимодействуют духовные и материальные силы, которыми располагает человек.
Сама социальная работа – это процесс, деятельность по содействию оптимальному формированию, осуществлению и реабилитации общественных сил. В практике это предполагает:
- преодоление обостренных реакций клиента на негативные оценки своих взаимоотношений;
- формирование у клиента установки на готовность к решению собственных проблем;
- информирование клиента о возможностях разрешения его проблем;
- демонстрация клиенту реальной помощи со стороны службы по разрешению его проблем;
- достоверная оценка возможностей, способностей клиента и распределение долей его участия и участия социального работника в решении его проблем.