Уильям Штерн в начале XX в. предложил для обозначения практики управления психическими явлениями и процессами термин «психотехника». (Коптелов Ю. В. Очерки психологии труда. — М.: Изд-во МГУ, 1986, —С. 37.)
Впоследствии Гуго Мюнстенберг уточнил его, подчеркнув при этом связь с теоретической психологией и практическую направленность психотехники.
«Психотехнология» имеет в своем составе три компонента: «психо-», «техно-», «-логия» ,через их раскрытие и подойдем к сущности понятия «психотехнология».
Психотехнология как понятие имеет в своей основе греческий корень «психэ», то есть «душа», «психика». Вторая составляющая также имеет греческое происхождение — «тэхнэ-» — и буквально означает искусство активного преобразования, изменения и управления. Третья составляющая понятия тоже греческого происхождения — «логос», что определяется как «учение», «наука».
Теперь, суммируя смысл трех составляющих понятия «психотехнология», определим его сущность в первом приближении. Итак, в первом приближении психотехнология— это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми.
Под технологией обычно понимают совокупность средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью и логикой процесса преобразования того или иного объекта. Технология алгоритмизирует деятельность.
Объектом технологизации, как мы уже отмечали, выступает деятельность человека. И в этом смысле технология становится неотъемлемым элементом культуры управления и в известной мере определяет уровень профессионального развития личности.
В последние годы получило интенсивное развитие понятие «социальная технология». ( Руденский Е. В. Феноменология и социальная технология праздничного общения. — Дисс. на соиск. н. степ, д-ра социол. наук. — М., 1991.) Однако за социальную технологию часто принимают все средства регуляции поведения человека — от инструкций по оформлению кадров до методических рекомендаций по социопланированию.
Необходимость рассмотреть (хотя бы кратко) понятие «социальная технология» вызвана тем, что в зарубежной социопсихологии этим понятием характеризуется область практической деятельности социального психолога.
Понятия «социальная технология» и «психотехнология» имеют принципиальное различие. Рассмотрим понятие «социальная технология». Наиболее плодотворно его разработка (если исходить из имеющейся русскоязычной — оригинальной и переводной — литературы) осуществлена болгарскими философами и социологами Н. Стефановым и М. Марковым. Системный анализ этого понятия в отечественной философии осуществила Г. И. Иконникова, хотя раньше нее им свободно оперировал в своих фундаментальных трудах по управлению В. Г. Афанасьев. Сегодня же социотехнология становится объектом теоретического анализа или включается в качестве компонента в частносоциологические теории.
В работах отмеченных авторов предложен целый ряд определений понятия «социальная технология».
М. Марков рассматривает социальную технологию в двух аспектах:
- как знание об организации технологической
деятельности; - как деятельность, построенную в виде этапов,
операций, методов, соответствующих определенным
специфическим социальным структурам.
В самом общем виде, — отмечает Н. Стефанов, — социальная технология — это деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности... Другими словами, социальная технология — это предварительно определенный ряд операций, направленных на достижение некоторой цели или задачи.
В предложенном Н. Стефановым определении можно выделить по меньшей мере три признака, которые бесспорно могут быть отнесены к социотехнологическим:
а) достижение посредством социотехнологических воздействий определенной цели или задачи;
б) ряд операций и элементов, на которые может быть расчленена социальная технология;
в) определенная последовательность, в которую соединены элементы и операции.
В. Я. Нечаев считает, что социальные технологии своим объектом имеют разнообразные занятия людей, они создают ситуации их оптимального благоприятного проведения.
В этой характеристике В. Я. Нечаева объектом социотехнологии выдвигается социальная деятельность. Принимая его позицию, отметим, что отличие социотехнологии и психотехнологии друг от друга состоит именно в объектах их приложения. Психотехнология имеет своим объектом психику человека, которая рассматривается ' как динамическая система, обеспечивающая управление взаимодействия человека с окружающей средой. Социальная деятельность как объект социотехнологии рассматривается нами как система. И поэтому психотехнология и социо-технология суть две составляющие единого целого — психосоциологии управления. Ведь психотехнология как управление психикой человека и социотехнология как управление социальной деятельностью человека в конечном результате имеют цель управлять «человеческим фактором» в социальных организациях. Для более четкого проявления функций психотехнологии в управлении рассмотрим несколько шире характеристики самого феномена «управление».
Современный социально-психологический подход рассматривает управление как сложную социальную и психическую деятельность. Если рассматривать управление только как социальную деятельность, то ее конечной целью будет формирование социальной организации, способной решить тот круг социальных задач, которые ставят перед организацией предприниматель или акционеры-учредители. Однако создание организации — это только первая часть социальной деятельности управления. Вторая ее часть — это управление процессами формально-производственного и неформального общения людей в организации. Не вызывает сомнения тот факт, что понять и осмыслить управление как социальную деятельность, не обращаясь к социологической категории «социальная организация», просто невозможно. Социальная организация представляет систему социальных групп, выполняющих специфические управленческие функции и взаимодействующих ради достижения поставленной цели. В этом случае социальная организация характеризуется следующими моментами: 1) существованием единой цели; 2) наличием управления и внутренней субординации; 3) распределением функционально-профессиональных ролей между членами организации, которые находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Такая модель организации предполагает, что строгая иерархия подчинения и коммуникации составляет суть социальной организации и находит выражение в структуре целевых функций.
Реализация целей, стоящих перед любой социальной организацией, требует управляемых действий. В таком случае формируется целевая, или административная, организация.
Целевая (административная) организация — это система официальных отношений, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, приказами и т. д. Целевая организация трудовой деятельности включает в себя:
- распределение функций (горизонтальная специализация) между целевыми группами (бригадами, участками, цехами, отделами);
- субординацию должностей, то есть вертикальную специализацию, объем и меру ответственности в принятии решений на разных уровнях;
- систему коммуникаций, то есть систему передачи информации, которая действует по вертикали «сверху вниз», «снизу вверх» и по горизонтали.
Названные характеристики категории «социальная организация» отражают первый подход в раскрытии ее сущности. Назовем его условно административным.
Существует второй подход, согласно которому «организация не может рассматриваться только как коллектив». Достоинством второго подхода в социальной организации является то, что в его центре находится личность в единстве психологической и социальных структур ее функционирования. Но все же при более пристальном рассмотрении можно четко увидеть, что различия в трактовке двух подходов к категории «социальная организация» весьма условны. Если в первом подходе абсолютизируется явно «формальная структура» как основа организационное строения, то во втором — явно «неформальная».
По существу же, социальная организация в современном менеджменте предстает как единство целевой (функциональной) структуры, включающей систему официальных позиций и функций и социально дифференцированной общности людей.
Такой подход широко представлен и в отечественной науке. На его основе строится теоретическая база социологии и психологии управления. Но есть один подход, обоснованный нами ранее, на базе ролевой теории личности, который позволяет интегрировать социологию и психологию управления в единый предмет — «Психосоциологию управления». (Руденский Е. В. Психосоциология управления. (Учебная программа). — Новосибирск: НИНХ, 1992.)
С теоретических позиций психосоциология управления — это наука об управленческом общении и системе конвенциональных отношений, где участники представлены определенными профессионально-функциональными ролями.
Согласно психосоциологическому подходу, психическая деятельность в управлении представляет собой систему действий (психотехник), направленных на самовоздействие руководителя, и его воздействие на психологическую и социальную структуру управляемых.
Психическая деятельность управляющего (или руководителя) реализуется в системе управленческого общения и представляет собой систему взаимосвязанных, внутренне мотивированных, психотехник.
Психотехника представляет собой систему взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, мотиваций, установок и т. д. у личности, на которую оказывается воздействие.
Психотехника представляет собой систему взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, мотиваций, установок и т. д. у личности, на которую оказывается воздействие.
Так как руководитель в управлении оказывает воздействие на две относительно самостоятельные структуры личности: психологическую и социальную, то целесообразно выделить две группы психотехник — индивидуально-психологические и социально-психологические.
Индивидуально-психологические психотехники ориентированы на использование в межличностном управленческом общении и учитывают следующие факторы:
а) индивидуально-психологические особенности
личности руководителя (понятые им в процессах психодиагностики, аутопсиходиагностики и управляемые им);
б) психотип личности, на которую оказывается
воздействие (определяемый руководителем на основе метода визуальной диагностики);
в) психологический и социальный контакт взаимодействия (включающий взаимный интерес или его отсутствие общающихся).
Социальные психотехники используются в групповом (или массовом) общении и требуют учета: индивидуальных способностей руководителя; способности руководителя к ролевой самоорганизации в соответствии с ситуацией управленческого общения; особенностей состояния
группового (или массового) настроения; композиционного состава психотипов личности в группе (или характера межгруппового общения, если речь идет о массе); психологических дистанций общения; типа реагирования, профессионально или этнически обусловленного в группе, и т. д.
Если рассматривать психосоциологию управления в предлагаемом нами аспекте как учебный предмет, то его целью будет сформировать:
а) навыки аутопсиходиагностики и визуальной психодиагностики личности;
б) практическое владение социальной технологией ролевого управления в социальных организациях;
в) владение психологическими технологиями воздействия на личность и социально-психологическими технологиями воздействия на малые и большие социальные
группы.
Исходя из предложенной трехчленной цели психосоциология управления предстает как наука и практика о психологических и социальных технологиях воздействия на личность через организацию и управление исполняемыми ее социальными ролями. В таком смысле сам процесс управления людьми предстает как:
а) правильное определение профессионально функциональной роли каждого человека в социальной организации и его места в технологической цепи производства;
б) создание условий для каждого человека для максимально точного усвоения предназначенной ему профессионально-функциональной роли;
в) обеспечение условий для выполнения каждым человеком его профессионально-функциональной роли.
Введение социальной роли в ранг базовой категории психосоциологии управления и обусловливает рассмотрение управленческого общения в качестве социальной игр ы. При этом уточним — социально-ролевой игры.
Характеристика управленческого общения как социально-ролевой игры обусловлена целым рядом факторов. Три наиболее значимых:
- Игра представляет собой форму совместной
деятельности (а она, как известно, и обеспечивает функционирование социальных организаций). - Игра предполагает функционально-ролевую дифференциацию людей.
- Игра предусматривает расчленение управленческого общения на организационное, исполнительское и коррекционное.
Управление как социально-ролевая игра, в отличие от существующих схем, может (по мнению Е.В.Руденского ) иметь следующий социотехнологический алгоритм:
I фаза — организационное общение:
- определение предмета деятельности социальной организации (во что «играть»);
- определение функционально-ролевого состава участников социальной организации (кто и какие роли будет играть);
- определение конкретного содержания деятельности социальной организации (соглашение/конвенция об условиях «игры»);
- распределение профессионально-функциональных ролей между членами организации (кто кого конкретно будет играть и какие задачи будет выполнять);
- распределение материалов и инструментов, необходимых для функционирования социальной организации (кто с чем будет играть);
- контроль за ходом деятельности в социальной организации (соблюдение правил игры и точности выполнения ролей);
- решение проблем социальных и психологических нарушений в функционировании социальной организации (улаживание конфликтов в игре);
- оценка результатов функционирования социальной организации (качество игрового процесса).
II фаза — исполнительное общение:
- оперативное функционально-ролевое общение по горизонтали;
- оперативное функционально-ролевое общение нисходящего типа (от руководителя к исполнителю);
- оперативное функционально-ролевое общение восходящего типа (от исполнителя к руководителю);
- психоподдерживающее (неформальное) общение.
III фаза — коррекционное общение:
- коррекция задач функционально-ролевой деятельности личности;
- коррекция действий личности;
- коррекция установок ролевой деятельности;
- коррекция мотивации ролевой деятельности;
- коррекция процессов ролевой динамики;
- коррекция эмоциональных состояний и т. д.
Членение трех фаз управленческого общения весьма условно. В реальной практике социальные и психологические технологии интегрированы и представляют собой сложное системно-динамическое образование с рефлексией. Наличие рефлексивных компонентов в нем позволяет постоянно корректировать сам процесс управленческой деятельности.
Динамическая система социальных и психологических технологий управления составляет базовый фундамент профессионально-функциональной роли менеджера. Интегрируясь с его психологическими особенностями, она проявляется в стиле его функционально-ролевой деятельности4.
Стиль — это индивидуальный способ использования социальных и психологических технологий в управлении. Стиль определяет структуру (набор и композицию) социальных и психологических технологий, которые присущи только конкретному человеку. Формирование стиля зависит от ролевой стратегии, которую выбирает менеджер для воздействия на социальную организацию и входящих в нее личностей. Таких стратегий можно найти в практике работы менеджера множество. Выделим наиболее значимые. Среди таких можно выделить — манипулятивную, императивную и развивающую стратегии. Их отличие состоит в отношении к управляемой личности:
а) манипулятивная строится на отношении к личности
управляемого как к объекту манипуляции, лишенного
собственного «Я»;
б) императивная — на беспрекословном подчинении
авторитету менеджера;
в) развивающаяся — на партнерском подходе, рассматривающая личность управляемого как социально психологически равного социального партнера.
Развивающаяся стратегия ориентирована на мотивацию, ценностные ориентации и установки личности управляемого.
Соответственно названным стратегиям выделяется 10 разновидностей функционально-ролевого стиля руководителя. Сами названия этих стилей объясняют суть ролевых действий в управленческом общении: авторитарный стиль, коллегиальный стиль, «дипломатический стиль», либеральный стиль, авральный стиль, деловой стиль, конструктивный стиль, документальный стиль, компромиссный стиль, демонстрационный стиль.
Стиль представляет в итоге личностный, присущий конкретному менеджеру, способ интерпретации профессионально-функциональной роли сделать наиболее приемлемым акт интерпретации; выбрать оптимальный для данной социальной роли стиль помогает техника ролевой самоорганизации менеджера. Но это тема специальной научной работы.
Итак, определяя психосоциологию управления как самостоятельную научную дисциплину, возникшую на базе психологии и социологии управления, а также и социальной психологии управления, подчеркнем, что ее теоретической основой является ролевая теория личности.
Психотехнология общения входит в структуру психосоциологии как составная ее часть и будет рассмотриваться как система практических действий, которые опираются на системный анализ управленческого общения. При этом подчеркнем, что предлагаемые в работе психотехнологии не исчерпывают их многообразия б практике деятельности современного менеджера. Здесь рассматриваются психотехнологии, ориентированные на удовлетворение прежде всего фундаментальных потребностей человека, а именно — в признании, в эмоциональной подзарядке, в самопознании и т. д. Эти психологические технологии рассматриваются в контексте проблемы управления организацией как управление личностным ростом ее членов.