Статьи | Разное

Социально-психологические технологии как отрасль психологии управления или Психологическая технология как система практических действий современного руководителя

Уильям Штерн в начале XX в. предложил для обозначения практики управления психическими явлениями и процессами термин «психотехника».   (Коптелов Ю. В. Очерки психологии труда. — М.: Изд-во МГУ, 1986, —С. 37.)

Впоследствии Гуго Мюнстенберг уточнил его, под­черкнув при этом связь с теоретической психологией и практическую направленность психотехники.

«Психотехнология» имеет в своем составе три ком­понента:   «психо-»,   «техно-»,   «-логия» ,через их раскрытие и подойдем к сущности понятия «психотехнология».

Психотехнология как понятие имеет в своей основе греческий корень «психэ», то есть «душа», «психика». Вторая составляющая также имеет греческое происхождение — «тэхнэ-» — и буквально означает искусство активного преобразования, изменения и управления. Третья состав­ляющая понятия тоже греческого происхождения — «логос», что определяется как «учение», «наука».

Теперь, суммируя смысл трех составляющих понятия «психотехнология», определим его сущность в первом приближении. Итак, в первом приближении психотехнология— это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми.

Под технологией обычно понимают совокупность средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соот­ветствии с целью и логикой процесса преобразования того или иного объекта. Технология алгоритмизирует деятельность.

Объектом технологизации, как мы уже отмечали, выступает деятельность человека. И в этом смысле технология становится неотъемлемым элементом культуры управления и в известной мере определяет уровень профессионального развития личности.

В последние годы получило интенсивное развитие понятие «социальная технология». ( Руденский Е. В. Феноменология и социальная технология праздничного общения. — Дисс. на соиск. н. степ, д-ра социол. наук.  — М.,   1991.) Однако за социальную технологию часто принимают все средства регуляции поведения человека — от инструкций по оформлению кадров до методических рекомендаций по социопланированию.

Необходимость рассмотреть (хотя бы кратко) понятие «социальная технология» вызвана тем, что в зарубежной социопсихологии этим понятием характеризуется область практической деятельности социального психолога.

Понятия «социальная технология» и «психотехнология» имеют принципиальное различие. Рассмотрим понятие «социальная технология». Наиболее плодотворно его разработка (если исходить из имеющейся русскоязычной — оригинальной и переводной — литературы) осуществлена болгарскими философами и социологами Н. Стефановым и М. Марковым. Системный анализ этого понятия в отечественной философии осуществила Г. И. Иконникова, хотя раньше нее им свободно оперировал в своих фундаментальных трудах по управлению В. Г. Афанасьев. Сегодня же социотехнология становится объектом теоретического анализа или включается в качестве компонента в частносоциологические теории.

В работах отмеченных авторов предложен целый ряд определений понятия «социальная технология».

М. Марков рассматривает социальную технологию в двух аспектах:

  • как знание об организации  технологической
    деятельности;
  • как деятельность, построенную в виде этапов,
    операций,  методов,  соответствующих определенным
    специфическим социальным структурам.

В самом общем виде, — отмечает Н. Стефанов, — социальная технология — это деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности... Другими словами, социальная технология — это предварительно определенный ряд операций, направленных на достижение некоторой цели или задачи.

В предложенном Н. Стефановым определении можно выделить по меньшей мере три признака, которые бесспорно могут быть отнесены к социотехнологическим:

а)    достижение посредством социотехнологических воздействий определенной цели или задачи;

б)    ряд операций и элементов, на которые может быть расчленена социальная технология;

в)    определенная  последовательность,  в  которую соединены элементы и операции.

В. Я. Нечаев считает, что социальные технологии своим объектом имеют разнообразные занятия людей, они создают ситуации их оптимального благоприятного проведения.

В этой характеристике В. Я. Нечаева объектом социо­технологии выдвигается социальная деятельность. Принимая его позицию, отметим, что отличие социотехнологии и психотехнологии друг от друга состоит именно в объектах их приложения. Психотехнология имеет своим объектом психику человека, которая рассматривается ' как динамическая система, обеспечивающая управление взаимо­действия человека с окружающей средой. Социальная деятельность как объект социотехнологии рассматривается нами как система. И поэтому психотехнология и социо-технология суть две составляющие единого целого — психо­социологии управления. Ведь психотехнология как управление психикой человека и социотехнология как управление социальной деятельностью человека в конечном результате имеют цель управлять «человеческим фактором» в социальных организациях. Для более четкого проявления функций психотехнологии в управлении рассмотрим несколько шире характеристики самого феномена «управление».

Современный социально-психологический подход рассматривает управление как сложную социальную и психическую деятельность. Если рассматривать управление только как социальную деятельность, то ее конечной целью будет формирование социальной организации, способной решить тот круг социальных задач, которые ставят перед организацией предприниматель или акционеры-учредители. Однако создание организации — это только первая часть социальной деятельности управления. Вторая ее часть — это управление процессами формально-производственного и неформального общения людей в организации. Не вызывает сомнения тот факт, что понять и осмыслить управление как социальную деятельность, не обращаясь к социологической категории «социальная организация», просто невозможно. Социальная организация представляет систему социальных групп, выполняющих специфические управленческие функции и взаимодействующих ради достижения поставленной цели. В этом случае социальная организация характеризуется следующими моментами: 1) существованием единой цели; 2) наличием управления и внутренней субординации; 3) распределением функционально-профессиональных ролей между членами организации, которые находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Такая модель организации предполагает,   что  строгая   иерархия   подчинения   и коммуникации составляет суть социальной организации и находит выражение в структуре целевых функций.

Реализация целей, стоящих перед любой социальной организацией, требует управляемых действий. В таком случае формируется целевая, или административная, организация.

Целевая (административная) организация — это система официальных отношений, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, приказами и т. д. Целевая организация трудовой деятельности включает в себя:

  • распределение функций (горизонтальная специа­лизация) между целевыми группами (бригадами, участками, цехами, отделами);
  • субординацию должностей, то есть вертикальную специализацию, объем и меру ответственности в принятии решений на разных уровнях;
  • систему коммуникаций, то есть систему передачи информации, которая действует по вертикали «сверху вниз», «снизу вверх» и по горизонтали.

Названные характеристики категории «социальная организация» отражают первый подход в раскрытии ее сущности. Назовем его условно административным.

Существует второй подход, согласно которому «организация не может рассматриваться только как коллектив». Достоинством второго подхода в социальной организации является то, что в его центре находится личность в единстве психологической и социальных структур ее функционирования. Но все же при более пристальном рассмотрении можно четко увидеть, что различия в трактовке двух подходов к категории «социальная организация» весьма условны. Если в первом подходе абсолютизируется явно «формальная структура» как основа организационное строения, то во втором — явно «неформальная».

По существу же, социальная организация в современном менеджменте предстает как единство целевой (функциональной) структуры, включающей систему официальных позиций и функций и социально дифференцированной общности людей.

Такой подход широко представлен и в отечественной науке. На его основе строится теоретическая база социологии и психологии управления. Но есть один подход, обоснованный нами ранее, на базе ролевой теории личности,  который позволяет интегрировать социологию и психологию управления в единый предмет — «Психосоциологию управления». (Руденский Е.  В.   Психосоциология управления.  (Учебная программа). — Новосибирск: НИНХ, 1992.)

С теоретических позиций психосоциология управления — это наука об управленческом общении и системе конвенциональных отношений, где участники представлены определенными профессионально-функциональными ролями.

Согласно психосоциологическому подходу, психическая деятельность в управлении представляет собой систему действий (психотехник), направленных на самовоздействие руководителя, и его воздействие на психологическую и социальную структуру управляемых.

Психическая деятельность управляющего (или руково­дителя) реализуется в системе управленческого общения и представляет собой систему взаимосвязанных, внутренне мотивированных, психотехник.

Психотехника представляет собой систему взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, мотиваций, установок и т. д. у личности, на которую оказывается воздействие.

Психотехника представляет собой систему взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, мотиваций, установок и т. д. у личности, на которую оказывается воздействие.

Так как руководитель в управлении оказывает воздействие на две относительно самостоятельные структуры личности: психологическую и социальную, то целесообразно выделить две группы психотехник — индивидуально-психологические и социально-психологические.

Индивидуально-психологические психотехники ориен­тированы на использование в межличностном управленческом общении и учитывают следующие факторы:

а)                     индивидуально-психологические особенности
личности руководителя (понятые им в процессах психо­диагностики, аутопсиходиагностики и управляемые им);

б)                     психотип личности,  на которую оказывается
воздействие
(определяемый руководителем на основе метода визуальной диагностики);

в)                     психологический и социальный контакт взаимо­действия (включающий взаимный интерес или его отсутствие общающихся).

Социальные психотехники используются в групповом (или массовом) общении и требуют учета: индивидуальных способностей руководителя; способности руководителя к ролевой самоорганизации в соответствии с ситуацией управленческого  общения;  особенностей  состояния

группового (или массового) настроения; композиционного состава психотипов личности в группе (или характера межгруппового общения, если речь идет о массе); психологических дистанций общения; типа реагирования, профессионально или этнически обусловленного в группе, и  т.   д.

Если рассматривать психосоциологию управления в предлагаемом нами аспекте как учебный предмет, то его целью будет сформировать:

а)                      навыки аутопсиходиагностики и визуальной психо­диагностики личности;

б)                      практическое владение социальной технологией ролевого управления в социальных организациях;

в)                      владение психологическими технологиями воз­действия  на личность и  социально-психологическими технологиями воздействия на малые и большие социальные
группы.

Исходя из предложенной трехчленной цели психосоциология управления  предстает как наука и практика о психологических и социальных технологиях воз­действия на личность через организацию и управление исполняемыми ее социальными ролями. В таком смысле сам процесс управления людьми предстает как:

а)                       правильное определение профессионально функцио­нальной роли каждого человека в социальной организации и его места в технологической цепи производства;

б)                      создание условий для  каждого  человека для максимально точного усвоения предназначенной  ему профессионально-функциональной роли;

в)                       обеспечение условий для  выполнения  каждым человеком его профессионально-функциональной роли.

Введение социальной роли в ранг базовой категории психосоциологии управления и обусловливает рассмотрение управленческого общения в качестве социальной игр ы. При этом уточним — социально-ролевой игры.

Характеристика управленческого общения как социально-ролевой игры обусловлена целым рядом факторов. Три наиболее значимых:

  1. Игра представляет собой  форму   совместной
    деятельности  (а она,  как известно,  и обеспечивает функционирование социальных организаций).
  2. Игра предполагает функционально-ролевую диф­ференциацию людей.
  3. Игра предусматривает расчленение управленческого общения на организационное, исполнительское и коррекционное.

Управление как социально-ролевая игра, в отличие от существующих схем, может  (по мнению Е.В.Руденского ) иметь следующий социотехнологический алгоритм:

I   фаза — организационное общение:

  • определение предмета деятельности социальной организации (во что «играть»);
  • определение функционально-ролевого состава участников социальной организации (кто и какие роли будет играть);
  • определение конкретного содержания деятельности социальной организации (соглашение/конвенция об условиях «игры»);
  • распределение профессионально-функциональных ролей между членами организации (кто кого конкретно будет играть и какие задачи будет выполнять);
  • распределение материалов и  инструментов, необходимых для функционирования социальной органи­зации (кто с чем будет играть);
  • контроль за ходом деятельности в социальной организации (соблюдение правил игры и точности выполнения ролей);
  • решение проблем социальных и психологических нарушений в функционировании социальной организации (улаживание конфликтов в игре);
  • оценка результатов функционирования социальной организации (качество игрового процесса).

II  фаза — исполнительное общение:

  • оперативное функционально-ролевое общение по горизонтали;
  • оперативное функционально-ролевое общение нисходящего типа (от руководителя к исполнителю);
  • оперативное функционально-ролевое общение восходящего типа (от исполнителя к руководителю);
  • психоподдерживающее (неформальное) общение.

III  фаза — коррекционное общение:

  • коррекция задач функционально-ролевой деятель­ности личности;
  • коррекция действий личности;
  • коррекция установок ролевой деятельности;
  • коррекция мотивации ролевой деятельности;
  • коррекция процессов ролевой динамики;
  • коррекция эмоциональных состояний и т. д.

Членение трех фаз управленческого общения весьма условно. В реальной практике социальные и психологические технологии интегрированы и представляют собой сложное системно-динамическое образование с рефлексией. Наличие рефлексивных компонентов в нем позволяет постоянно корректировать сам процесс управленческой деятельности.

Динамическая система социальных и психологических технологий управления составляет базовый фундамент профессионально-функциональной роли менеджера. Интегрируясь с его психологическими особенностями, она проявляется в стиле его функционально-ролевой деятельности4.

Стиль — это индивидуальный способ исполь­зования социальных и психологических технологий в управлении. Стиль определяет структуру (набор и композицию) социальных и психологических технологий, которые присущи только конкретному человеку. Формирование стиля зависит от ролевой стратегии, которую выбирает менеджер для воздействия на социальную организацию и входящих в нее личностей. Таких стратегий можно найти в практике работы менеджера множество. Выделим наиболее значимые. Среди таких можно выделить — манипулятивную, императивную и развивающую стратегии. Их отличие состоит в отношении к управляемой личности:

а) манипулятивная строится на отношении к личности
управляемого  как к объекту  манипуляции,  лишенного
собственного «Я»;

б)  императивная — на беспрекословном подчинении
авторитету менеджера;

в) развивающаяся — на партнерском подходе,  рас­сматривающая личность управляемого как социально психологически равного социального партнера.

Развивающаяся стратегия ориентирована на моти­вацию, ценностные ориентации и установки личности управляемого.

Соответственно названным стратегиям выделяется 10 разновидностей функционально-ролевого стиля руково­дителя. Сами названия этих стилей объясняют суть ролевых действий в управленческом общении: авторитарный стиль, коллегиальный стиль, «дипломатический стиль», либе­ральный стиль, авральный стиль, деловой стиль, конструк­тивный стиль, документальный стиль, компромиссный стиль, демонстрационный стиль.

Стиль представляет в итоге личностный, присущий конкретному менеджеру, способ интерпретации профес­сионально-функциональной роли сделать наиболее прием­лемым акт интерпретации; выбрать оптимальный для данной социальной роли стиль помогает техника ролевой само­организации менеджера. Но это тема специальной научной работы.

Итак, определяя психосоциологию управления как самостоятельную научную дисциплину, возникшую на базе психологии и социологии управления, а также и социальной психологии управления, подчеркнем, что ее теоретической основой является ролевая теория личности.

Психотехнология общения входит в структуру психосоциологии как составная ее часть и будет рассмотриваться как система практических действий, которые опираются на системный анализ управленческого общения. При этом подчеркнем, что предлагаемые в работе психотехнологии не исчерпывают их многообразия б практике деятельности современного менеджера. Здесь рассматриваются психо­технологии, ориентированные на удовлетворение прежде всего фундаментальных потребностей человека, а именно — в признании, в эмоциональной подзарядке, в самопознании и т. д. Эти психологические технологии рассматриваются в контексте проблемы управления организацией как управление личностным ростом ее членов.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское