- ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ШКОЛЫ В УПРАВЛЕНИИ
1 этап – начало ХХ века. Ф. Тейлор (тейлоризм). Основан на положении о том, что производством можно управлять научно (концепция достигающего руководителя и достигающего рабочего, основанная на идеях патернализма и индивидуализации).
2 этап - 20-е годы. Распространение принципов управления А.Файоля – отца современного менеджмента. Построение систем и структур управления, иерархическая штабная линейно-функциональная система управления.
3 этап – неоклассический этап 30-40-х г.г. ХХ века. Зарождение школы человеческих отношений (социально-психологических) аспектов управления; продолжение развития теории организации как социальной системы; использование социологии и социальной психологии (наук о человеческом поведении) в системе управления.
4 этап – 50-60-е годы. Количественная школа. Развитие современных количественных методов управления (математики и компьютеров), применение кибернетической теории в управлении.
5 этап – 70-е годы. Системный подход в управлении. Организация –открытая, развивающаяся система.
6 этап – 80-е годы. Ситуационный подход в управлении. Поиск взаимодействия между типами среды и формами управления. Выработка подхода к управлению как трехмерному пространству: ситуация – отношения - результат.
7 этап – 90-е годы. Три тенденции:
- возврат к технической базе, ее роли в производительности труда и конкуренции. Управление операциями, синтез деятельностей людей –технологический подход;
- организационный подход. Создание организационной культуры организации, ее имиджа, корпоративного духа и т.п.; организационное поведение – демократизация управления, партисипативные формы управления;
- усиление международного характера управления. Общее и особенное в управлении, универсальные и специальные методы управления.
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУТЬ УПРАВЛЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ - это процесс планирования, координации действий, организации, мотивирования и контроля деятельности людей для того, чтобы достичь целей организации.
СУТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПО М.МЕСКОНУ состоит в воздействии на организацию при изменении ее структуры в целях принятия решений.
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ:
- в широком смысле слова - это адаптация организации и конкретного работника к идеологии и командно-административной системе. Это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную и целенаправленную производственную группу;
- в узком смысле слова – это процесс планирования, организации, мотивирования и контроля деятельности людей, для того, чтобы достичь целей организации. Это деятельность по координации действий людей.
ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ:
- иерархия (отношения власти и подчинения),
- культура (групповые нормы и ценности),
- рынок (сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продуктов собственности, равенстве интересов продавца и покупателя).
ВЛИЯНИЕ ЦЕЛЕЙ НА ОРГАНИЗАЦИЮ
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ
- Разделение труда (специализация).
- Полномочия и ответственность.
- Дисциплина.
- Единоначалие.
- Единство направления.
- Подчиненность личных интересов общим.
- Вознаграждение персонала.
- Централизация.
- Скалярная цепь.
- Порядок.
- Справедливость.
- Стабильность рабочего места.
- Инициативность.
- Социально-психологические методы управления
Цель социально-психологических методов управления - познание и использование законов психической деятельности людей для оптимизации психологических явлений и процессов в интересах общества и личности. В этом состоит единство, тесная связь и взаимообусловленность социальных и психологических методов управления. Однако между ними существует и различие: при помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между группами; при помощи психологических - управление поведением индивида и межличностными отношениями в группе.
Цель социологических методов - управление формированием и развитием коллектива, создание в коллективе положительного социально-психологического климата, оптимальной сплоченности, достижения общей цели путем обеспечения единства интересов, развития инициативы и т. п. В основе социологических методов лежат потребности, интересы, мотивы и т. п.
- Методы управления отдельными групповыми явлениями и процессами включают:
методы повышения социальной активности, которые призваны повышать инициативу и творческое отношение членов коллектива к исполнению служебных и общественных обязанностей:
методы социального регулирования - для упорядочения общественных отношений в коллективах на основе выявления общих целей, интересов;
методы управления нормативным поведением - упорядочение социальных отношений путем нормирования поведения.
- Методы управления индивидуально-личностным поведением призваны обеспечить необходимое производственное поведение персонала в соответствии с поставленными целями:
внушение - непосредственное воздействие на волю индивида в сложных, критических ситуациях;
методы личного примера рассчитаны на эффект подражания;
методы ориентирующих условий используются для изменения отношения персонала к труду. Для этого необходимо информировать о ходе выполнения заданий, о доходности и рентабельности, о заработной плате и других показателях деятельности предприятия и индивида.
Цель психологических методов - создание морально-психологического климата, способствующего активизации деятельности индивида и повышения степени удовлетворенности процессом труда в коллективе, на предприятии.
Объектом психологических методов на уровне предприятия является индивид, субъектом - руководитель.
К психологическим методам относятся:
методы формирования и развития трудового коллектива с учетом психологической и социально-психологической совместимости;
методы гуманизации отношений между работниками и руководителями, соответствующие принципам социальной справедливости: стиль руководства, этика и культура управления;
методы психологического побуждения (мотивации), формирующие у работников инициативу, предприимчивость, стремление к высокопроизводительному труду;
методы профессионального отбора и обучения ориентированы насоответствие психологических характеристик человека выполняемой работе.
Выбор методов во многом определяется компетентностью руководителя, организаторскими способностями, знаниями в области социальной психологии.
Познание социально-психологических и индивидуальных особенностей исполнителей дает руководителю возможность сформировать и принять оптимальный стиль управления и тем самым обеспечить повышение эффективности деятельности предприятия за счет улучшения социально-психологического климата и повышения степени удовлетворенности трудом.
4.УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Управление – функция систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности (В.Г.Афанасьев).
Б.Ф.Ломов, подчеркивая универсальность строений любого вида деятельности, в том числе и управленческого, выделяет в ней следующие основные функциональные блоки: мотив, цель, планирование, переработку информации, оперативный образ или концептуальную модель, принятие решения, действия, проверку результатов и коррекцию действий.
В.Д.Шадриков в психологическую систему деятельности включает мотивы, цели, программы, информационную основу, принятие решений, подсистему профессионально важных качеств. Перечисленные составляющие свойственны и управленческой деятельности как любой другой профессиональной деятельности.
Специальный психологический анализ функционального состава управленческой деятельности был проведен А. И. Китовым. Он выделяет в управлении три стадии: диагностическую, творческую и организаторскую.
Диагностическая, или познавательная, стадия связана с формированием информационной модели или образа управленческой ситуации и объекта управления, которая выступает в качестве информационной основы для второй, творческой, стадии управления, представляющей собой этап принятия решений и формирования программы действий. Третья, организационная, стадия связана с исполнением принятого решения и реализацией выработанной программы на практике.
Выделенные стадии управленческого цикла рассматриваются А.И.Китовым как теоретические единицы деятельности (ТЕД), которые одновременно реализуются и представлены в любой из эмпирических единиц деятельности (ЭЕД) субъекта управления – руководителя.
А.К. Маркова выделяет в составе управления 5 стадий: целевую, дескриптивную, прескриптивную, реализационную и ретроспективную.
Каждая из перечисленных стадий представляет собой обособленную часть управленческого акта, в рамках которой совершаются в последовательном порядке определенные процедуры, действия и операции. Например, целевая стадия начинается с узнавания и осознания проблемы и необходимости ее решения и завершается формулированием цели.
На второй, дескриптивной, стадии производится сбор и обработка информации, необходимой для реализации сформулированной или заданной, цели.
Третья, прескриптивная, стадия связана с трансформацией описывающей информации в предписывающую или командную информацию. Главным моментом здесь является выработка и принятие решений как проекта будущего действия, как ответа на поставленную задачу путем выбора одного из возможных, альтернативных действий в проблемной ситуации. После принятия решения следует реализационная стадия – этап организации исполнения принятого решения в реальных условиях.
Завершает управленческий цикл ретроспективная стадия, основное содержание которой сводится к анализу, обобщению и оценке достигнутого фактического результата и его сравнению с заданным.
Рассматривая процесс управления педагогическими системами, Н.В.Кузьмина выделяет 5 основных функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный.
В качестве исходного и системообразующего фактора выступает гностический компонент, поскольку он связан с получением информации обо всех аспектах функционирования педагогической системы.
На основе исходной информации происходит формулирование и переформулирование педагогических целей и задач, обновление старых и создание новых планов и программ обучения и воспитания. И все это составляет проектировочный компонент в деятельности педагогических работников.
Конструктивный компонент представляет собой процесс моделирования, построения плана предстоящего учебного занятия и подготовку к нему.
В организаторском компоненте находит свое выражение реальная исполнительская деятельность руководителя учебного подразделения по воплощению намеченного плана или программы обучения и воспитания.
Коммуникативный компонент включает в себя процедуры, обеспечивающие необходимые взаимоотношения и связи между различными участниками учебного процесса.