План:
- Понятие коммерческой деятельности, ее предмет, цели и задачи.
- Взаимодействие с внешней средой и факторы развития
- Коммерческая деятельность как система
- Рынок как среда коммерческого предприятия
В условиях рыночной экономики господствующими являются товарно-денежные отношения. Поэтому практически каждый продукт труда, произведенный на предприятиях, обязательно продается и покупается, т.е. проходит стадию обмена. Продавцы и покупатели товара заключают сделки купли-продажи, осуществляют сбыт и закупки товаров, оказывают посреднические и другие услуги.
Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее по большому счету лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги.
Коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.
Предметом коммерческой деятельности является купля-продажа товаров. Однако в качестве товара стоит рассматривать не только произведенные материально-вещественные объекты, но и услуги, и даже объекты интеллектуальной собственности. Товар как объект коммерческих операций (сделок купли-продажи) обладает потенциальной (способность какого-либо продукта труда удовлетворять индивидуальные конкретные потребности с учетом доступности по цене определяется двумя его неотъемлемыми характеристиками: качеством и ценой.) и реальной полезностью.
Акт купли-продажи товаров базируется на основной формуле товарного обращения - смене формы стоимости: Д - Т - Т' - Д'.
Основные разновидности коммерческой деятельности полностью отражают ее сущность. Во-первых, речь идет о снабжении предприятия необходимыми для него сырьем, материалами и изделиями и во-вторых сбыт готовой продукции.
Цели коммерческой деятельности определяют ее содержание:
- Установление хозяйственных и партнерских связей с субъектами рынка.
- Изучение и анализ источников закупки товаров.
- Согласование связи производства с потреблением товаров, ориентированных на спрос покупателей (ассортимент, объем)
- Сокращение издержек обращения товаров.
Задачами коммерческой деятельности являются:
- Формирование взаимоотношений с партнерами по сделкам на взаимовыгодных условиях.
- Повышение роли договора, укрепление договорной дисциплины.
- Развитие длительных хозяйственных связей с поставщиками сырья и материалов и покупателями продукции предприятия, что обеспечит стабильность работы предприятия, гарантирует сбыт продукции.
- Совершенствование технологии коммерческой работы посредством ПЭВМ, использование современных компьютерных технологий, что позволит создавать базы данных о поставщиках сырьевых ресурсов, покупателях, организовать оперативный учет выполнения договоров.
- Своевременно реагировать на происходящие на рынке изменения, использовать в работе элементы маркетинга, различные методы стимулирования сбыта
Факторами, влияющие на развитие коммерческой деятельности торгового предприятия выступают субъект и объект. Субъектами являются лица, выполняющие предпринимательские функции, которые реализуют свои действия через объекты торгового предприятия (производственны фонды и товарно-материальные ценности)
Закупочная деятельность, хранение, распределение товаров – представляют коммерческая деятельность как систему. Границы подсистем выражаются этапами доведения товаров до потребителя. Задействованы коммерческие процессы и операции, обеспечивающие количественные и качественные изменения. Поступающие в обращении, а затем уходящие в товарно-материальные потоки в потребление становятся объектами продажи.
Система включает в себя 4 свойства
- взаимодействие и целостность (каждый элемент системы взаимодействуя между собой образует единое целое);
- связь (связаны между собой);
- организация (связываясь образуют организацию)
- интегративность (вместе для достижения целей коммерческой деятельности)
Система коммерческой деятельности торгового предприятия
Рынок - это совокупность экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами по поводу купли-продажи товаров.
Функции рынка: ценообразующая, регулирующая, посредническая, информационная.
Классификация рынка:
- рынок факторов производства: труда, земли, капитала, потребительский (товарный) рынок; - рынок продавца и рынок покупателя. Потребительский рынок – это рынок товаров массового спроса. На потребительском рынке покупают товары и услуги для личного потребления, семейного и домашнего пользования. Рынок товаров производственно-технического назначения. Финансовый рынок.
- местный, региональный, национальный, мировой.
Элементы рынка: спрос и предложение. Их взаимодействие приводит к образованию рыночного равновесия (спрос=предложение)
В будущей профессиональной деятельности специалист коммерции должен уметь рассчитывать ориентировочную прибыль от предстоящей сделки, грамотно составить текст договора, использовать средства стимулирования сбыта.
Коммерсант должен уметь решать следующие задачи:
- Обеспечить поиск свободных материальных ресурсов и закуп их у непосредственных товаропроизводителей на выгодных условиях.
- Обеспечить быструю организацию сбыта продукции. Уметь грамотно организовать рекламу.
- Использовать различные формы хозяйственных связей. Совершать коммерческую работу с использованием современной оргтехники.