Статьи | Разное

Соотношение права с другими социальными нормами

Право, при всей своей относительной самостоятельности, осуществляет свои регулятивные функции в одном комплексе и взаимодействии с различными социальными регуляторами – моралью, обычаями, корпоративными, политическими, религиозными нормами и др. Это также позволяет увидеть различия между отдельными социальными нормами.

    1. Соотношение права и морали.

Соотношение права и морали целесообразно рассматривать с точки зрения единства и различия, взаимодействия и противоречия.

Единство права и морали.

  • Такое единство прежде всего выражается в том что и нормы права, и нормы морали – это разновидности соци­альных норм, т.е. и те, и другие нормы обладают общими чертами.
  • Право и мораль – надстроечные категории, обу­словленные экономическими, культурными и иными условиями жизни общества. Это предопределяет их социальную однотипность.
  • Право и мораль, как правило, формируются из со­ображений справедливости.
  • Право и мораль предполагают относительную сво­боду воли индивидов, что обеспечивает возможность сознательно­го выбора определенной позиции, принятия решения. В этом глав­ный общий стержень рассматриваемых норм.
  • Право и мораль определяют границы возможных и должных поступков индивидов, организаций, служат гармониза­ции личных и общественных интересов, предпосылкой ответст­венности за содеянное. Следовательно, право и мораль включают меру требований общества к людям, меру воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения.
  • Право и мораль входят в сферу культуры общества, являются ценностными формами сознания.
  • Право и мораль в историческом развитии обладают известной преемственностью, относительной самостоятельностью: каждое новое поколение не создает заново всех норм поведения, а заимствует правовые и моральные ценности прошлых эпох, ви­доизменяя и развивая их.
  • В праве и морали, в общем, наблюдается истори­ческий прогресс, поскольку они являются регуляторами, полез­ными для сохранения и развития человека и общества.

Различие права и морали.

1) По происхождению. Мораль появилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Нормы морали складываются и изменяются в обществе стихийно на основе пред­ставлений о «добре и зле» и т.д. Право, появляется вместе с государством, формируется государством.

2) По форме выражения. Нормы морали «живут», содержатся в общественном сознании, в них находят отражение общеприня­тые нормативы и оценки человеческих поступков. С этой точки зрения, нравственный человек наделен спо­собностью самоконтроля. Нормы права выражены в строго определенной форме, содер­жатся в специальных нормативных актах (законах и др.), имею­щих письменную форму.

3) По сфере действия. Правовое регулирование – это регули­рование поведения людей с помощью системы законов, принятых компетентными правотворческими органами. Оно упорядочивает огромную область общественных отношений и вместе с тем оставляет вне сферы своего влияния значительную их часть. Например, законом не предусмотрено наказание за невежливость, за нару­шение правил приличия. Подобные поступки подпадают под дей­ствие моральных норм. Следовательно, мораль охватывает область
отношений гораздо более широкую, чем сфера отношений, регу­лируемых правом. Многие взаимоотношения людей в быту, кол­лективе, семье являются объектами морали, но не подлежат пра­вовому регулированию.

4) По значимости регулируемых отношений. Нормы права, как правило, регулируют наиболее важные общественные отно­шения, затрагивающие существенные интересы людей. Нормы морали регулируют не только названные отношения, но и иные (бытовые отношения, отношения, касающиеся личности, ее общения с другими людьми).

5) По способам установления, формирования. Правовые нор­мы создаются либо санкционируются государством и только им. По-другому складывается мораль. Ее нормы формируются соци­альными общностями (группами) людей.

6) По времени введения в действие. Если моральные нормы, «вводятся» в действие по мере их осознания, то правовые – согласно специально установленным правилам (конкретно установ­ленный срок и др.).

7) По критериям (основаниям) оценки поведения людей. Если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права – с точки зрения законного и незаконного, правомерного и непра­вомерного.

8) По формам существования (фиксации). Правовые нормы, как уже отмечалось, закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях и др.), груп­пируются по отраслям и институтам, систематизируются для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, ус­тавы. Нормы морали складываются в общественном сознании. Их появление не связано с волей законодателей. Нормы морали не имеют четких форм выражения. Они могут быть собраны в «мо­ральном кодексе», однако в целом их эффективность от этого не будет выше.

Поскольку нормы морали складываются в общественном мне­нии, постольку нельзя точно указать ни время, ни причины, ни порядок возникновения моральных норм или сроков их действия. Возникая постепенно, стихийно, они так же незаметно уходят в прошлое.

9) По характеру и способам воздействия на сознание и пове­дение людей. Нормы права содержат в себе более или менее по­дробное описание разрешаемого или запрещаемого действия. Они, как правило, заранее устанавливают санкцию, т.е. меру ответст­венности за нарушение правового предписания. Нравственные нормы не имеют такой степени детализации и не предусматривают заранее определенный вид ответственности.

10) По мерам обеспечения. Поскольку право создается госу­дарством, постольку оно им и обеспечивается и охраняется. За правом как бы находится аппарат принуждения, органы, реали­зующие юридические санкции. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательство официальной власти, применение юридических санкций. Сам коллектив, социальная общность решают вопрос о формах воздей­ствия на лиц, не соблюдающих моральные требования. При этом моральное воздействие может быть не менее эффективным, чем правовое.

11) По уровню требований, предъявляемых к сознанию и по­ведению человека. Уровень таких требований значительно выше чем у морали. Во многих случаях мораль требует от человека больше, чем тот или иной закон, установленный государством. Так, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана, оскорбления, предательства. Право предусматривает на­казание только за злостные факты таких проявлений. Мораль вы­веряет поступки людей, оценивает их с позиции совести, долга, повелевает сдерживать внутренние побуждения, считаться с мне­нием окружающих.

12) По характеру ответственности и порядку ее возложения. Нарушение норм права несет за собой юридическую ответст­венность. Порядок ее строго регламентирован законом, носит про­цессуальный характер. Государству подконтрольны сроки привле­чения к ответственности, правильность квалификации, оценка справедливости применяемого наказания, его соразмерность с со­вершенным деянием. Иного рода последствия вызывает наруше­ние морали – здесь сами люди, их коллективы ре­шают вопрос о методах воздействия по отношению к лицам, до­пустившим нарушение норм морали, какой-либо процедуры здесь не установлено. К такому субъекту применяются меры общест­венного воздействия.  

Взаимодействие права и морали.

Право и мораль как составные части духовной культуры об­щества органически связаны друг с другом, «взаимодействуют» по следующим направлениям:

1) Система права закрепляет жизненно важные для всего об­щества требования морали, нравственные установления. Значит, прежде всего, взаимодействие права и морали выражается в одинаковости их требований. Мораль как бы проникает в правовую материю. Показательны в этом плане ст. 124, 125 УК РФ, предусматривающие ответственность за не­оказание помощи больному и оставление в опасности.

2)  Законодательная власть в работе по совершенствованию права учитывает состояние общественной морали, нравственную культуру населения. От этого зависит отношение людей к приня­тым законам, их реализации.

3) Мораль влияет на процесс применения норм права, приня­тие решений компетентными государственными органами. Отме­тим в этой связи несколько моментов.

Во-первых, осознание людьми морального осуждения, пори­цания удерживает некоторых из них от совершения противоправ­ных действий.

Во-вторых, нормы права и нормы морали нередко направлены на достижение одной правовой цели. Нормы права в ряде случаев предусматривают не только юридические санкции, но и меры мо­рального воздействия. Так, ч. 3 ст. 91 УК РФ предусматривает обязанность несовершеннолетнего загладить причиненный ущерб.

В-третьих, мораль и право действуют совместно и в иных фор­мах. Так, только с помощью морального подхода можно раскрыть и оценить такие понятия уголовного законодательства, как «амо­ральность поведения потерпевшего, явившегося поводом для пре­ступления» (п. «з» ч. 1 ст. 61 УК РФ); «совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также муче­ниями для потерпевшего» (п. «и» ч. 1 ст. 63 УК РФ); «совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора» (п. «м» ч. 1 ст. 63 УК РФ).

Нормы нравственности позволяют также оценить личность че­ловека, совершившего противоправное деяние. Например, в прак­тике работы судов такая оценка необходима при рассмотрении уго­ловных дел, точнее, при определении меры наказания, при рас­смотрении дел о лишении родительских прав, расторжении брака, спорах об авторстве и др.

Противоречие права и морали.

Тесное взаимодействие норм права и морали не исключает про­тиворечий, расхождений между ними. Причин несколько. Право по своей природе несколько консервативно, нередко отстает от те­чения жизни. Мораль, как правило, более динамична, активнее реагирует на происходящие в обществе изменения. Но бывают и такие ситуации, когда законодательство в силу своего прогрессивного потенциала опережает мораль. Поэтому право и мораль могут по-разному оценивать одни и те же факты реальной действитель­ности. Примером подобного противоречия может служить совре­менная ситуация с частной собственностью на землю в России. Законодательное закрепление (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ), фор­мирование института частной собственности на землю фактически не принимаются определенными слоями российского общества. Имеются в виду те слои общества, которые в советский период были воспитаны на ценностях коллективистской морали.

Это подтверждается простыми житейскими примерами. Из­вестно, что фактический (незарегистрированный) брак не влечет никаких юридических последствий. В этой связи отец ребенка, родившегося в таком браке, не обязан по закону платить элемен­ты, оказывать материальную помощь. По закону – да, а согласно морали? Далее. Молодые матери, не желая воспитывать своих детей, оставляют их в роддоме. В «отказных записках» они пишут, что не будут иметь претензий к будущим усыновителям. Законом это не запрещено, а как оценить эту ситуацию с точки зрения морали?

Надо иметь в виду и то, что законы бывают антигуманными, недемократичными. Например, в советском УК были статьи, фак­тически поощрявшие доносительство и требовавшие от свидетелей давать изобличающие показания против родителей и близких род­ственников. В период тоталитарного режима в нашей стране во­обще действовало репрессивное законодательство, нарушавшее элементарные права человека.

Подобные примеры не могут поколебать общего принципа о том, что в основе права лежит мораль. И при столкновении права и морали предпочтение должно отдаваться все же моральным тре­бованиям как более прогрессивным.

    1. Соотношение права и обычаев.

Исторически первым источником права, регулировавшим от­ношения в период становления государства, был правовой обычай. Правовой обычай – это правило, признанное и санкционированное государством. Речь идет об обычном праве, сопряженном с записью обычаев родового строя. Письменная форма является очень важной, дело в том, что этот текст доступен для ознакомления населению, на него можно сослаться в обоснование своих прав и т.д.

Как видно, санкционирование обычаев государством осуще­ствляется двумя путями. Во-первых, путем фактического приз­нания государством тех или иных обычаев в качестве обязатель­ных и вынесения на их основе определен­ных решений государственными органами. Во-вторых, путем от­сылки законов к тем обычаям, которые согласуются с политикой государства, с нравственными основами образа жизни.

Природа правового обычая характеризуется следующими осо­бенностями.

  • Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках отношений сравнительно небольших групп людей.
  • Отличается определенностью правила, единообразным ха­рактером его соблюдения.
  • Решение государственного органа, в котором применен был обычай, может быть исполнено принудительно.

Обычаи или обыкновения политической жизни, торгового обо­рота, семейных или иных бытовых отношений в настоящее время имеют, хотя и в ограниченных пределах, юридическое значение во многих государствах.

В новом законодательстве России правовые обычаи стали по­лучать большое признание. ГК РФ признал возможность приме­нения обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору (ст. 5 и 6 ГК РФ). Это показатель значительного расши­рения сферы применения правового обычая, который прежде при­менялся только при прямом указании закона, относящемся к оп­ределенному виду отношений (обычаи морского порта и др.).

Особенности соотношения права с обычаями зависят от их со­держания. Одни обычаи, как отмечалось выше, могут санкцио­нироваться государством, обретать характер правовых. Вторую группу составляют обычаи, к которым право относится нейтраль­но. Имеется в виду привычная для членов общества, социальной группы людей форма общественной регуляции (свадьба, день рож­дения, успешная защита диссертации и т.д.). Соблюдаются соответствующие обычаи или нет, - для права безразлично. Их со­блюдение или несоблюдение никаких юридических последствий не влечет.

Не исключено и то, что в общественной практике могут ут­верждаться обычаи, противоречащие принципам морали и права, что будет негативно сказываться на новом этапе социальной жизни. Право с такими обычаями может конфликтовать. В этом случае юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

    1. Соотношение права и корпоративных норм.

Отличительная особенность корпоративных норм состоит в том, что они принимаются общественными объединениями (пар­тиями, профсоюзами, акционерными обществами, компаниями, кооперативами и т.д.) и регулируют отношения между их члена­ми. Ведя речь о связи корпоративных норм и права, следует, преж­де всего, иметь в виду, что конституционные нормы, а также статьи Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. (ст. 4, 6, 17 и др.) корректируют нормы общественных объединений, ограничивают правами и свободами человека и гражданина.

Корпоративные нормы, со своей стороны, оказывают опреде­ленное содействие в регулировании отдельных видов обществен­ных отношений. Так, в период выборов депутатов Государствен­ной Думы Федерального Собрания РФ парти­ям и другим общественным объединениям принадлежит право вы­движения кандидатов в депутаты, а также назначения своих пред­ставителей в избирательные комиссии (Федеральный закон «О вы­борах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июня 1995 г.).

Нормы уставов партий и других общественных объединений определяют, каким образом должно осуществляться это право, кто именно (съезд, конференция, центральный комитет) наделяется возможностью выдвигать кандидатов в депутаты, назначать чле­нов избирательных комиссий.

Приведенный материал свидетельствует о многоаспектной связи права и корпоративных норм, позволяет глубже понять сис­тему правовых и неправовых средств, воздействующих на пове­дение индивидов и организаций.

    1. Соотношение права и политических норм.

Политика – это область взаимоотношений и различных видов деятельности по осуществлению общих интересов с помощью раз­нообразных средств, в том числе политических норм. Поскольку основным политическим институтом в обществе является государство, постольку политические и правовые нормы органически свя­заны, нередко решают одни задачи.

Политические нормы могут отражать различные структурные уровни. Один уровень – это нормы организации политических институтов, политических процедур, процессов и др. Такие нор­мы, как правило, функционируют исключительно в сфере поли­тики. Другое дело – область государственной власти, ее формы, устройства, функционирования субъектов государства и т.д. На таком уровне политические нормы принимают правовую форму и могут рассматриваться в качестве политико-правовых. Предмет­ное поле таких норм многообразно.

Нормы такого плана могут регламентировать деятельность го­сударства и других политических институтов как в пределах стра­ны, так и при осуществлении своих интересов на международной арене, во взаимоотношениях с другими суверенными государст­вами. Такие нормы, прежде всего, содержатся в кон­ституционном законодательстве. Это объясняется следующими факторами.

Во-первых, Конституция РФ регулирует политико-граждан­ские отношения между разными субъектами, включая народ.

Во-вторых, в ее первой главе определены политико-правовые основы российского государства, подчеркнуто, что Россия пред­ставляет собой демократическое правовое государство с республи­канской формой правления.

В-третьих, показателем развитости политики и права в нашем обществе можно считать осуществление прав и свобод в реальном, практическом измерении (проведения выборов федерального и иного уровней).

В-четвертых, Конституция России в главе второй «Права и свободы человека и гражданина» раскрывает основополагающие принципы гражданского, в том числе политического статуса че­ловека.

В-пятых, гражданский, политический и другие статусы чело­века и гражданина гарантируются и охраняются государством. Согласно ст. 53 Конституции каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должност­ях лиц.

В-шестых, порядок выборов, участие граждан в выборе своих представителей в органы государственной власти, других государ­ственных должностных лиц регулируется политическими норма­ми, которые выражены в юридической форме. Нормы такого со­держания в основном регулируют отношения законодательной, исполнительной и судебной власти.

В-седьмых, политико-правовые нормы допускают существова­ние и деятельность политической оппозиции (парламентской и иной). Наличие оппозиции свидетельствует о том, что в обществе и государстве есть иные, не только официальные взгляды, суж­дения, позиции, с которыми надо считаться.

Надо видеть и то, что на основе политико-правовых норм граж­дане могут оказывать существенное влияние на деятельность го­сударства и его органов, побуждать соответствующие структуры к поиску компромиссов. Это митинги, демонстрации, манифеста­ции, пикеты, выбор представительных органов власти и др. По­скольку расширяется сектор гражданских самодеятельных орга­низаций, постольку будет более значимо их воздействие на поли­тико-правовую жизнь страны.

    1. Соотношение права и религиозных норм.

Право и религия – это системные регуляторы общественной жизни прошлого и настоящего периода времени. Они способны взаимодополнять друг друга; направления деятельности людей на основе правовых и религиозных норм могут пересекаться.

Общ­ность и взаимоподдержка названных социальных регуляторов проявляется в следующем.

Во-первых, и право, и религия воздей­ствуют на один и тот же объект – поведение людей, основанное на их сознании и воле.

Во-вторых, РФ согласно ст. 14 Конституции является светским государством. Правовое по­ложение церкви в современной России, ее взаимоотношения с го­сударством, наряду с конституционными положениями, регули­руются ГК РФ и Федеральным законом «О свободе совести и ре­лигиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

В-третьих, в течение тысячелетий религия учит человека познавать религиозно-нравственные предписания – нормы, побуждающие повиноваться таким установкам, как «относись к другому как к самому себе», «не лжесвидетельствуй», «не укради» и др. Регулярное соблюдение таких норм людьми приводит к «переводу» их в индивидуальное сознание, предпосылку правомерного поведения, отвечающего требованиям права и законности.

В-четвертых, надо иметь в виду, что существует церковная и нецерковная религиоз-ность. Церковь – особый тип самоуправляемой религиозной организации. Она объединяет единоверцев на основе общности ве­роучения и противопоставляет их иноверцам. В действительнос­ти, как подтверждает история, такие противостояния, основанные на религиозных убеждениях, например, свойственных религиоз­ному экстремизму, могут принимать крайние формы. Очевидно, право, юридические нормы в этом плане выступают значительным сдерживающим фактором, смягчают остроту противостояния, способствуют достижению определенного согласия договорным цивилизованным путем. Современная реальность подтверждает существование ортодоксальных религиозных направлений (сект), отрицательно влия­ющих на личность, разрушающих ее ценностные ориентации, от­ношения с близкими людьми, причиняющих вред физическому и психическому здоровью людей.

Деятельность такого рода также основывается на определен­ных установках, нормах, принятых в религиозной секте, регули­рующих отношения участников такого сообщества между собой и с иными лицами. Соотношение этих норм с нормами права ха­рактеризуется конфликтностью. Это следует из содержания ст. 239 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого со­пряжена с насилием над гражданами, либо с побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей.

Такова в целом характеристика системы нормативного регу­лирования современного российского общества и места права в системе этого регулирования.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское