Способности и профессионально важные качества как элемент анализа деятельности
Эффективность трудовой деятельности, удовлетворенность работой, перспективы карьерного роста в значительной степени зависят от пригодности человека к выполнению конкретных рабочих функций. Анализ психологической системы деятельности в плане выявления факторов, определяющих профессиональную пригодность работника, необходим в рамках диагностики, оптимизации профессионального обучения и самого процесса труда.
Для успешного выполнения разных видов деятельности необходимы разные комплексы психических свойств.
Однако, успешность освоения и реализации трудовой деятельности определяется не только особенностями познавательных и психомоторных процессов, характеризующих способности, но и такими психологическими характеристиками, как особенности мотивации, черты характера, эмоционально-волевые качества и особенности темперамента. Необходимо учитывать влияние на эффективность деятельности компенсаторных механизмов и особенностей сформировавшегося в ходе профессионализации индивидуального стиля деятельности. В связи с этим, рассматривая в ходе анализа деятельности профессионально важные качества исполнителя, не стоит ограничиваться только способностями.
Вся совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые влияют на успешность освоения и выполнения конкретной деятельности, получила название профессионально важных качеств.
Это качества субъекта, обусловленные его психическими свойствами, включенные в процесс деятельности, влияющие на эффективность ее выполнения по основным параметрам: производительности, качеству, надежности.
Любое качество психических процессов может стать профессионально важным и выступать в роли профессиональных способностей.
Важно учитывать, что не все психические способности определяют эффективность конкретной деятельности. Даже в рамках одной деятельности на разных этапах ее осуществления доминирующий комплекс различен. По мере усвоения деятельности происходит смена доминирующих профессионально важных качеств.
К примеру, во многих видах профессиональной деятельности на первых этапах наиболее значимыми свойствами являются скорость переключения внимания, точность наглядно-действенного обучения, объем внимания. В последствии из них может остаться только одно качество – точность наглядно-действенного обучения. Происходит перегруппировка качеств. Эту закономерность развития системы профессионально важных качеств необходимо учитывать при определении требований к работнику на разных этапах освоения и выполнения деятельности.
Формирование трудового навыка
Когда цель деятельности перестает осознаваться, действие выступает в форме навыка.
Навык – автоматизированные элементы сознательного действия. Это определенное координированное умение решения того или иного вида двигательной, сенсорной или интеллектуальной задачи без сознательного контроля. Приспособительный элемент, облегчающий осуществление трудовой деятельности.
Стороны навыка: психологическая и физиологическая
Навыки: моторные, перцептивные, интеллектуальные…
Моторные навыки вырабатываются одними из первых и в фило- и в онтогенезе. По мере выработки они осложняются сенсорными компонентами, а потом и интеллектуальными, образуя сложный сенсомоторный и интеллектуальный навык.
Схема формирования навыка
Сенсорный сигнал – пусковой механизм для любого навыка. В процессе осуществления навыка сенсорная информация поступает как корректирующий сигнал и позволяет тем самым осуществляться навыку даже при динамических изменениях.
В связи с этим любой навык является сенсомоторным, включающим два компонента – сенсорную и двигательную, или моторную. Наиболее очевидная часть навыка – моторная. В трудовой деятельности наибольшее значение имеют именно сенсомоторные, т.е. двигательные навыки.
Сенсомоторный навык – определенная автоматизированная программа действий, запускаемая и осуществляемая с помощью сенсорных коррекций на определенном иерархическом уровне мозговой деятельности.
Механизм, по которому строится навык (что моторный, что интеллектуальный) универсален. Моторный навык более нагляден.
Структура и механизмы формирования навыка наиболее полно раскрыты в работах Н.А.Бернштейна:
В процессе многократного действия раздражителя вырабатывается определенная ответная программа, которая позволяет осуществлять деятельность в аналогичных ситуациях, обеспечивая приспособление в них. Отдельные отклонения не влияют на выполнение навыка (в отличие от рефлекса).
В процессе упражнений (неоднократного повторения однотипных действий идет построение навыка. В результате формируется многоуровневая структура навыка и в конечном итоге каждый двигательный навык представляет собой многоуровневую систему. Уровней 5 и они иерархически взаимосвязаны и представлены в различных отделах центральной нервной системы (от ядер спинного мозга до коры головного мозга). Каждый определенный момент времени ведущим является один из уровней, остальные ему подчиняются.
Сущность механизма построения навыка по Н.А.Бернштейну – перераспределение координирующих функций между различными уровнями. В начале формирования навыка, за него отвечают отделы центральной нервной системы, связанные с осознанием, контролем, осознанным регулированием. Постепенно ведущим уровнем становится нижележащий – по ходу того, как навык тренируется, он выполняется уже без сознательного контроля.
Практическое овладение трудовым навыком
Первый этап – формирование знаний о сущности выполняемой работы. Проводится объяснение и показ действий. Обращается внимание на главные трудности. Формируется представление о действии путем создания логического, зрительного и кинестетического образов предстоящих действий.
Логический образ развивается с помощью объяснения задания.
Зрительный образ создается путем показа движения преподавателем или наставником. Он дополняется демонстрацией таблиц, рисунков, плакатов, выполнения действий, операций и их элементов.
Кинестетический образ формируется путем выполнения специальных подготовительных действий или путем переноса ранее полученных трудовых навыков.
После создания ясного представления о предстоящей работе и ее цели можно приступать к практическим действиям, которые сперва выполняются замедленно, с нестабильным результатом.
Один из путей усвоения навыка – проговаривание действий вслух. Это помогает запомнить последовательность операций исполнения и контроля.
На первых порах сформированные двигательные навыки характеризуются сознательным контролем, медленным исполнением, нестабильностью результатов.
Продуктивность усвоения навыка. В начале обучения имеет место высокая эффективность действия. Складывается впечатление, что навык формируется быстрыми темпами. Но затем появляется задержка в увеличении продуктивности. Далее следуют неравномерные периоды временного ухудшения действия. И только после этого двигательное умение постепенно совершенствуется. Процесс этот неравномерен. В дальнейшем также наблюдаются подъемы и спады эффективности.
Сенсомоторные навыки при перерывах менее устойчивы, чем такие, как плавание или езда на велосипеде. Наименее устойчивы более молодые и более сложные по своей психологической структуре навыки.
Основные причины затухания навыков: перерывы, утомление, эмоциональное возбуждение, вынужденное ускорение темпа работы, напряженность.
Разучиваемые действия автоматизируются только тогда, когда при их выполнении внимание направлено на цель, достижение которой они обеспечивают. Формирующиеся навыки взаимодействуют с уже имеющимися. Этот процесс взаимодействия навыков называется переносом. Перенос облегчает или затрудняет формирование нового действия.
В процессе выполнения работы, с каждым новым повторением операции и действия в целом уточняются и запоминаются все более прочно. Проговаривание действия становится ненужным. Внимание концентрируется только на тех элементах работы, которые требуют контроля. Увеличивается быстрота работы, улучшается качество ее выполнения, повышается устойчивость к отвлекающим факторам. Умение превращается в стабильный навык.
У разных работников отмечается неодинаковая склонность к ритму, темпу, скорости производственных операций, к работе правой или левой рукой и т.п. Успех зависит и от свойств нервной системы, от свойств внимания обучаемых. Человек не способен сразу принять к вниманию все замечания об ошибках. Одновременно могут быть восприняты два-три уточнения. Недостатки необходимо устранять постепенно.