Статьи | Разное

Сущность аудиторской деятельности

Комитет Американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учета (American Accounting Association   AAA - Commitee on Basic Auditing Concepts; создан в 1971 г.) дал такое определение аудита: "Аудит -это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономический действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям".

Аудиторская деятельность (аудит)   это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление декларации о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности; анализ финансово-хозяйственной деятельности; оценка активов и пассивов экономического субъекта; консультирование в вопросах финансового, налогового и иного законодательства; обучение и др.

Потребность в услугах аудиторских фирм возникла в связи со следующими обстоятельствами:

- возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ею и пользователями этой информации (собственниками,

инвесторами, кредиторами);

- зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;

- необходимость специальных знаний для проверки информации;

- частичное отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на оказание такого рода услуг Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

Собственники, и прежде всего коллективные собственники — акционеры, пайщики, а также кредиторы, лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения

Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Следовательно, основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и финансово-хозяйственной деятельности, и прежде всею арбитражем.

Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов и предприятий, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно. стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм. предприятий, налоговых и других служб, проверяющих законность деятельности предприятий, а также учитываться в арбитражном процессе.

И, наконец, целью аудита является оказание помощи технической реализации требований стандартов, в разработке прогрессивных приемов и рациональных способов организации аудиторской деятельности. Если работа по созданию закона об аудиторской деятельности находится в стадии завершения, то разработка стандартов только начинается. Перечень необходимых стандартов аудита в Российской Федерации определен в соответствии с рекомендациями Комитета Международной Федерации бухгалтеров

Согласно ФЗ-49 «Об аудиторской деятельности от 07.08.2001 г. основной  целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовои) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в  Российской Федераций.          

Аудиторской деятельностью в РФ имеют право заниматься физические лица и юридические лица (аудиторские фирмы).

В ФЗ-119 изложены требования, предъявляемее к аудиторским фирмам:

Во-первых, они не могут быть открытыми акционерными обществом.

Во-вторых, им запрещено заниматься чем-либо кроме аудиторской деятельностью и оказания сопутствующих услуг.

В-третьих, не менее 50% сотрудников аудиторской фирмы должны быть гражданами Российской Федерации и постоянно проживать в нашем государстве.

Если же руководитель фирмы иностранец, то российскими гражданами должны быть не менее 75% его работников.

Кроме того, в штате каждой аудиторской фирмы должны числиться не менее пяти аудиторов, т.е. лиц, у которых есть квалификационные аттестации.

Это условия станет обязательным лишь с 9 сентября 2003 года.

Аудиторский рынок аудиторских  услуг представлен множеством аудиторско-консультационных фирм.

Действующие в настоящее аудиторские фирмы можно классифицировать по видам деятельности и по объему предоставляемых услуг. В зависимости от вида деятельности различают:

-универсальные (имеют несколько лицензий на право ведения аудита в разных сферах деятельности: банковского, страхового и т.д.)

- специализированные (имеют лицензию на конкретный вид услуг в определенный сфере деятельности).

По объему предоставляемых услуг современные аудиторские фирмы делятся на большие, средние, малые.

Аудит следует отмечать от других видов финансового контроля, таких как ревизия, судебно-бухгалтерская экспертиза.

Различия аудита и ревизии

В отличие от аудита, осуществляемого в форме добровольной проверки, судебно-бухгалтерская экспертиза имеет процессуально-правовую форму.

Обязательное условие, необходимое при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы, наличие уголовного арбитражного или гражданского дела в суде.

Между аудитом и ревизией имеется много общего, однако существуют принципиальные различия.

 1.Цели:

аудита - выражение мнений по поводу достоверности финансо­вой отчетности, оказание услуг, помощь, сотрудничество с клиентом;

ревизии — выявление недостатков с целью их устранения и на­казания виновных.                            

  1. Характер:

аудита - предпринимательская деятельность;

     ревизии -  исполнительская деятельность,  выполнение распоряжений.

3.Основа взаимоотношений:,

      аудита — добровольность, осуществление на основе договоров

      ревизии—принудительности осуществление по распоряжению вышестоящих или государственных органов.

  1. Управленческие связи:

       аудита — горизонтальные связи, равноправие во взаимоотноше­ниях с клиентом, отчет перед ним;     

ревизии — вертикальны» связи, назначение вышестоящим зве­ном, отчет перед ним об исполнении.

  1. Принцип оплаты услуг:

      аудита — оплату производит клиент;

ревизии — оплату производит вышестоящее звено или государственный орган.             

  1. Практические задачи:

аудита — улучшение финансового положения клиента, привле­чение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирова­ние клиента;

ревизии — сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений                       

  1. Результаты:

 аудита — аудиторское заключение — документ, имеющий юри­дическое значение для всех юридических и физических лиц,  органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления  судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения,  содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована;

ревизии — акт ревизии —; внутренний документ, в котором отличаются все выявленные, даже незначительные, недостатки; акт дол­жен быть передан вышестоящему и другим органам.

2) Цели и задачи аудиторской деятельности весьма многогранны.

Общая классификация аудиторской деятельности может быть представлены на схеме:

Общая классификация аудиторской деятельности в России

 

Исходя из приведенной классификации целесообразно рассматривать цели и задачи аудиторской деятельности.

Пример в этом отношении принадлежит именно внешнему аудиту.

Его цель и основные задачи определены в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» (ФЗ-119 от 07.08.2001 г.).

Внешний аудит проводиться отдельными аудиторскими фирмами и независимо аудиторами для осуществления проверок сторонними аудиторами.

Внешний аудит регламентируется юридически и позволяет внешним группам наблюдать и потенциально контролировать деятельность организации и ее руководства.

Статус внешних аудиторов обычно определяет требование к ответственности за свой отчет, критерии, на которые  этот отчет базируется, полномочия позволяющих, правила их назначения и отстранения, уровень их квалификации, размер вознаграждения и нормы поведения.

Основной обязанностью внешних аудиторов являются оценки регулярной финансовой оценки предприятий.

В ходе аудиторской проверки финансовой отчетности внешний аудитор обычно вникает в систему  внутреннего контроля.

По результатам своей проверки контрольных систем внешние аудиторы выдают для руководства отчеты, в которых указывают слабые стороны этих систем.

Внутренний является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля.

Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что важное звено руководство не занимается  повседневным контролем деятельности организации и низших управляющих структур.

Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения   и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтерах крупных предприятий, подчиненных главному бухгалтеру или финансовому директору, а так же приглашенные независимые аудиторы.

Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим или производственным аудитом.

Основные задачи ее – проверка и совершенствование организации и управления предприятием; оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств.

Если этот вид выполнен независимым аудитором, но является одним из видов консультационных услуг клиенту.

Различают аудит хозяйственной деятельности, т.е. систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей.

Т.о. внутренний аудит регулируют экономические взаимоотношения, обеспечивает:

  • соответствие соединенных хозяйственных операций нормативно-правовым актом и регламентом экономического субъекта;
  • достоверность бухгалтерского учета ,бухгалтерской и финансовой отчетности;
  • готовность экономического субъекта к внешним аудиторским проверкам;
  • оказание услуг по разработке и осуществлению учетной политики предприятия по разработке и внедрению хозяйственных регламентов.

 

Место внутреннего аудита в управленческой системе предприятия и его взаимосвязь с другими службами и подразделениями представлены в таблице.

Взаимосвязь внутреннего аудита с другими службами и подразделениями предприятия (фрагмент).

Наименование подразделения

Элементы взаимосвязи

Директорат

 

Аудит получает для руководства к исполнению приказа распоряжения, указания, планы. Выдает результаты проверок, анализов, оценку деятельности, рекомендации, заключения.

 

Отдел снабжения и сбыта

 

Аудит контролирует состояние материально-технического обеспечения, эффектив­ность заключенных сделок по приобретению сырья, материалов, товарно-материальных ценностей (ТМЦ), отчеты о расходовании материалов на производство, отпуск материа­лов на сторону, акты приемки и списания ТМЦ. Подтверждает обоснованность прихода и списания ТМЦ, консультирует по вопросам составления договоров, заполнения блан­ков учета и отчетности, проведения и оформления инвентаризаций.

 

Материальный оклад

 

Аудит контролирует движение ТМЦ, обоснованность и своевременность оприходо­вания и списания, наличия карточек складского учета, материальных отчетов, товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, требований, наличие договора о материальной ответственности, правильность хранения, обеспечение сохранности ценностей, исправ­ности весового и измерительного оборудования. Консультирует по вопросам рациональ­ного складирования и оформления первичных документов. Информирует об изменении в учете и отчетности.

 

Производствен­ные цехи

 

Аудит контролирует производственные отчеты, накладные на отпуск сырья в про­изводство, соответствие фактического выхода продукции плановым нормативам, обос­нованность применения норм естественной убыли. Проверяет обоснованность отнесе­ния затрат на производство продукции, заполнение журналов технического надзора и качества. Производит оценку производственной деятельности предприятия, соблюде­ния технологической дисциплины, своевременности н правильности отражения произ­водственных операций в первичных документах. Информирует об изменении норм, нормативов и расчетной себестоимости продукции

 

Планово-экономический отдел

 

Аудит проверяет наличие действующих норм и нормативов, отчетов о выполнении плановых заданий по производственной, финансовой и коммерческой деятельности, шиповых отпускных иен на выпускаемую продукцию, штатного расписания и Положения о фонде потребления. Информирует о допускаемых отступлениях по порядку оформления первичной документации. Консультирует по внесению изменений и допол­нений в Положение об оплате труда  и форме потребления, по составлению расчета цен

 

Отдел бухгалтер­ского учета

 

Аудит проверяет документы, потверждающие достоверность бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности, обоснованность расчетов с бюджетным и внебюджетным фондами, дебиторами и кредиторами и т.д. Представляет материалы проверок инвентаризаций, анализов.  Информирует об изменениях в налоговом законодательстве в бухгалтерском учете и отчетности.

 

Вместе с тем, между внутренним и внешним аудитом являются существенные различия в уровнях, целях, времени проведения проверок.

Факторы

 

Внутренний аудит

 

Внешний аудит

 

Постановка задач

 

Определяется руководством исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и

предприятием в целом

Определяется договором между независимыми сторонами; предприятием и аудиторской

фирмой

(аудитором)

Объект

 

 

 

Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка

информационных систем предприятия

Главным образом система учета и отчетности предприятия

 

 

Цель

 

 

 

Опpeдeляeтcя руководством предприятия

 

 

 

Определяется законодательством

по аудиту: оценка достоверности финансовое отчетности и под­тверждение соблюдения

действующего законодательства

Средства

 

 

Выбираются самостоятельно

(либо определяются стандартами внутреннего аудита)

Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами

Вид деятельности

Исполнительская деятельность

 

Предпринимательс-кая деятель­ность

 

Организа­ция работы

 

 

Выполнение конкретных заданий руководства

 

 

Определяется аудитором самосто­ятельно исходя из общепринятых

норм и правил аудиторской проверки

Взаимоотно­шения

 

Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него

 

Равноправное партнерство, независимость

 

Субъекты

 

Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия

 

Независимые эксперты, имею­щие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринима-тельства

 

Квалифика­ция

 

Определяется по усмотре­нию руководства предприятия

 

Регламентируется государством

 

Оплата

 

Начисление заработной платы по штатному расписанию

Оплата предоставленных услуг по договору

Ответствен­ность

 

 

Перед руководством за выполнение обязанностей

 

 

Перед клиентом и перед третьими лицами, установленная законодател-

ными и нормативными актами

Методы

 

 

Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач (например оценка достоверности информациии), Имеются различия в степени точности и детальности.

 

 

 

Отчетность

 

Перед руководством

Итоговая часть аудиторского заключения

может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту

Взаимосвязь внутреннего аудита с другими службами и подразделениями предприятия (фрагмент).

Аудит может быть инициативным (добровольным), он проводиться по решению руководства предприятия или его учредителя или обязательным, если его проведение обусловлено  прямым указанием в федеральном законе или постановлениях Правительства РФ.

Основная цель инициативного аудита вновить недостатки в ведение бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйственного объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

Обычно он проводиться по решению руководства экономического субъекта.

Причины проведения инициативного аудита:

  • лишение тщательного внутриведомственного контроля в результате проведения процедур приватизации и акционирования многими предприятиями;
  • текучесть бухгалтерских кадров;
  • смена собственников, руководства предприятии.

Инициативный аудит может быть:

А) комплексным;

Б) тематическим.

Комплексный инициативный аудит предусматривает сплошной документационный контроль и анализ всех участков бухгалтерского учета. При этом аудитор оценивает принципы выбранной учетной политики, применяемую форму ведения учета, график документооборота, внешние и внутренние условия среды и работы организации.

Изучается система внутреннего контроля бухгалтерского учета клиента, предыдущие аудиторские заключения и свидетельства о состоянии учета.

Аудитор может проанализировать только бухгалтерскую отчетность или только налоговые декларации, либо проверке могут подвергнуться только первичные документы и учетные регистры.

Также клиент может быть заинтересован лишь в выборочной проверке отдельных данных или учета какого-либо имущественного объекта, обязательств.

Обязательный аудит в России проводится в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» ФЗ-119 от 07.08.2001. он представляет ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

ФЗ-119 предусмотрены определенные критерии, согласно которым бухгалтерская отчетность экономических субъектов подлежит ежегодной аудиторской  проверке:

  1. организационно-правовая форма;
  2. вид деятельности (кредитные организации, страховые организации или общество взаимного страхования, товарные или фондовые биржи и т.д., а также унитарные предприятия;
  3. поточные формирования Уставного капитала (либо обязательные начисления, производимые физическими и юридическими лицами, либо добровольные отчисления физических и юридических лиц);
  4. финансовые показания деятельности (объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (работ, услуг).

За один год превышает в 500 тыс. раз установленный Законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.

В ФЗ-119 отмечено, что обязательный аудит проводиться только аудиторскими  организациями.

В Уставных (складочных) капиталах, которых до государственной ответственности или соответственно субъекта Российской Федерации составляет  не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проводимым открытого конкурса.

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации, которых содержаться сведения, составляющие государственную тайну, может проводится только аудиторским, организациям, в уставном (складочном) капитале, которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным  физическим и (или) юридическим лицами.

В соответствии с ФЗ-119 аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц, или лиц, которые оказывались сопутствующие услуги.

Уклонения экономического субъекта  от приведения аудиторской проверки либо препятствования ее проведению влечет  за собой взыскание на основании решения суда. Это взыскание может в виде штрафа в размере от 500 до 1000 МРОТ.

Аудит по специальным аудиторским заданиям  производимые при проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качественного состояния имущества, при необходимости юридической  и экономической экспертизы. Договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, при анализе эффективности использования капитала и в других случаях, непосредственно связанных с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

В международной практике различают несколько типов (вариантов проведения типов):

- операционный аудит (это проверка функционирования отдельных частей хозяйственного механизма организации в целях оценки их эффективности, надежности и полезности для управления)

- аудит на соответствие (это проверка соблюдения в хозяйственной системе организации норм законодательных актов и инструктивных материалов, а также процедур и правил, предписанных персоналу администрации).

- аудит финансовой отчетности (для определения того, согласуется ли информация, зафиксированная в учете и отчетности с определенными критериями. В качестве критериев оценки обычно выступают общепринятые принципы организации бухучета).

- первоначальный аудит (в данной организации).

- периодический (повторяющийся) аудит.

- аудит, базирующийся на риске (т.е. концентрация аудиторской проверки в большей степени в областях и объектах контроля, где риск выше, с целью сокращения времени на проверки тех объектов, где предполагается отсутствие или незначительный риск).

- системно-ориентированный аудит (проведение экспертизы объектов проверки с учетом оценки состояния и эффективности системы внутреннего аудита. Если внутренний организован и работает эффективно, то внешние аудиторы  могут ограничить свою работу выборочным проведением и тестированием отдельных объектов контроля).

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское