Общепризнано, что управление это не искусственно созданный процесс, а внутренняя потребность любой системы, внутренней организации людей.
Рассмотрим взгляды некоторых авторов, позволяющие увидеть место общения в управленческой деятельности
Для управленческой деятельности информация чрезвычайно важна, поскольку именно она и представляет собой его жизненную основу: "управление есть процесс движения и определенной переработки информации" . Общение - один из способов обмена информацией. Следовательно, это дает нам возможность сделать вывод, что вне общения управление практически невозможно, и поэтому освоение основ деятельности управления должно логично включать в себя и освоение управленческого общения.
В последние годы появилось немало работ, посвященных проблемам организации продуктивного общения в деятельности руководителя производства . Основополагающая информация об управленческом общении представлена в одноименной работе А.Ю.Панасюка, где рассмотрены содержание, структура, особенности организации управленческого общения в производственной сфере.
Автор дает следующее определение управленческого общения: "Управленческое общение - это общение с целью руководить людьми, т.е. изменять их деятельность в определенном направлении, поддерживать в заданном или формировать в необходимом направлении" .
Управленческое общение в современных условиях имеет особую цель: повышать качество деятельности по управлению процессом. Цель обуславливает содержание управленческого общения.
Содержанием управленческого общения на уроке является распорядительная и оценочная информация, используемая руководителем с целью организации и регулирования хода процесса.
Поток распорядительной и оценочной информации присутствует во внешнем плане и представлен как вербальными, так и невербальными средствами. Поступление же обратной контрольной информации, свидетельствующей о степени понимания, принятия распоряженийлюдьми, осуществляется преимущественно через невербальные средства общения; исключение составляют уточняющие вопросы, представленные вербально. В этом специфика управленческого общения руководителя с подчиненными в коллективах, где осуществляется деятельность типа «человек – человек».
Цель и содержание общения влияют на то, в каких формах оно будет реализовано. Распорядительная информация, оценочные суждения исходят от руководителя, поэтому основной формой управленческого общения является монолог. Элементы диалога используются значительно реже, как правило, с целью уточнения.
Основываясь на данных особенностях управленческого общения в деятельности руководителя, мы считаем возможным дать следующее определение управленческого общения: управленческое общение - это профессиональное общение руководителя с подчиненными в рамках процесса, осуществляемое с целью организации и регулирования продуктивной деятельности, призванной формировать позитивные ориентации и установки субъектов .
Данное определение отражает, на наш взгляд, актуальные ныне в сфере управления идеи гуманизации и демократизации.
Специфичное содержание управленческого общения отражено в не менее специфичной его структуре. Общепризнанный подход к структурированию общения (без указания на какой-либо конкретный вид), указывает на наличие следующих этапов:
1 - этап моделирования,
2 - этап "коммуникативной атаки",
3 - этап управления общением,
4 - анализ общения.
Мы считаем, что данная структура не отражает сути управленческого общения как средства, обеспечивающего руководство процессом, т.к. основным содержанием управленческого общения является распорядительная и оценочная информация, способствующая осуществлению продуктивной управленческой деятельности. К тому же линейное расположение этапов общения, на наш взгляд, не отражает всю сложность протекающих коммуникативных процессов в аспекте управления. Мы полагаем, что данный подход обусловлен тем, что авторы (В.А.Кан-Калик, Н.Н.Тарасевич ) при рассмотрении данной структуры, отмечая этапы педагогического общения, не дифференцируют понятия "состав" и "структура". При рассмотрении структуры управленческого общения как специфического вида общения считаем необходимым дифференцировать эти понятия.
Под составом понимают тот перечень, набор элементов (в нашем случае этапов управленческого общения), которые входят в некое целое, т.е. управленческое общение.
Структура - это способ упорядоченности совместного существования элементов их совместной жизнедеятельности в рамках данной системы.
Рассмотрим состав управленческого общения [7, c.9], известный в экономической сфере. Панасюк А.Ю. указывает на наличие следующих составляющих управленческого общения.
1 - выдача распорядительной информации,
2 - этап получения обратной информации,
3 - этап выдачи оценочной информации.
Однако автор не рассматривает зависимость и связи между этими элементами, т.е. структуру управленческого общения, (хотя и называет ошибочно вышеназванный перечень структурой).
Данный перечень составляющих не дает полного представления об этапах управленческого общения и структурных связях между ними. Изложим наши взгляды на структуру управленческого общения в области менеджмента. Целесообразно вспомнить, что управленческое общение является компонентом деятельности управления, поэтому его структура, на наш взгляд, определенным образом должна зависеть от структуры управленческой деятельности. Напомним ее. Технологический цикл деятельности управления включает в себя 4 стадии:
1стадия - анализа;
2стадия - принятия решения;
3стадия - реализации решения;
4стадия - обратной связи.
Далее цикл повторяется вновь, поднимаясь на более высокий качественный уровень.
Структура управленческого общения как компонента деятельности управления, на наш взгляд, тоже циклична. Мы полагаем, что этапы управленческого общения взаимодействуют с этапами управленческой деятельности, и эта связь может быть представлена графическим следующим образом. Считаем уместным указать, что мы лишь условно ставим на передний план этапы управленческого общения, дабы представить их более наглядно, хотя мы признаем, что управленческое общение входит в состав деятельности управления, являясь ее компонентом.
По нашему мнению, структурные блоки управленческого общения являются связующими звеньями между стадиями деятельности управления, и от того, насколько качественно они будут функционировать, будет зависеть связь, цикличность блоков-стадий управленческой деятельности и, в конечном итоге, ее результат.
Представим наши характеристики стадий управленческого общения и существующие между ними связи.
Считаем, что логично было бы предположить наличие в начале цикла стадии - моделирование управленческого общения. Это - прогностический этап, в ходе которого руководитель прогнозирует отношения с подчиненными в аспекте управления, старается предвидеть осложнения, учесть влияние как субъективных, так и объективных факторов. Эта стадия управленческого общения логично дополняет стадию принятия решения в деятельности руководителя. Специфика данной стадии, на наш взгляд, не только в ее содержании, но и в том, что она осуществляется во внутреннем плане - в сознании руководителя и является подготовительной для реализации последующих структурных звеньев цикла, протекающих во внешнем плане. Эффективность данной стадии будет залогом успеха осуществления последующих стадий, т.к. правильный прогноз предполагает выдачу более точной распорядительной информации на следующей стадии. Руководитель же, не способный прогнозировать свое общение с подчиненными неизбежно столкнется с проблемами в плане установления продуктивных отношений в коллективе и в плане качества выполнения обязанностей.
2-я стадия - выдача распорядительной информации.
Данная стадия, осуществляемая во внешнем плане, предполагает вступление руководителя во взаимодействие со посредством выдачи распорядительной информации. Данный этап характеризуется четким обозначением позиций: субъект-инициатор (руководитель) в роли ведущего и субъект-партнеры (подчиненные) в роли ведомых. Этот структурный блок весьма важен и уязвим, т.к. от качества его реализации зависит проявление последующих стадий цикла. От того, как руководитель отдаст распоряжения, во многом зависит и качество исполнительской деятельности подчиненных.Недаром Р.Декарт утверждал: "Верно определяйте слово, и Вы избавите мир от половины недоразумений". Существует еще один аспект данного этапа управленческого общения. К сожалению, большинство локальных конфликтов, возникающих между руководителем иподчиненными, могут носить не столько открытый, сколько латентный характер и чаще всего возникают при выдаче распорядительной информации. Распорядительная информация может быть как организующей (инструктаж, распоряжения, наставления, побуждение, мотивация, стимулирование и т.п.), так и дисциплинирующей (требования в прямой и косвенной форме), оказывающей прямое и косвенное воздействие. Преимущественное использование организующих воздействий (по сравнению с дисциплинирующими), преобладание косвенных воздействий над прямыми, опережающих над результативными. Остановимся подробнее на характеристике стадии выдачи распорядительной информации как наиболее уязвимой. Данный этап имеет следующие особенности его организации:
- концентрация внимания на предмете информирования;
- точность и краткость изложения;
- логически безупречная аргументация;
- аттракция;
- фасцинация.
Третья стадия управленческого общения - стадия получения обратной информации - логично следует за стадией реализации решения в управленческой деятельности и является связующим звеном со следующей стадией деятельности руководителя - стадией обратной связи.
Информация, получаемая руководителем на данной стадии, дает возможность определить результаты реализации предыдущих стадий управленческого цикла и спроектировать осуществление следующей стадии управленческого общения - стадии выдачи оценочной информации.
Специфика данной стадии заключается в том, что она осуществляется в двух плоскостях: в вербальном плане и невербальном. В плане вербального общения осуществлению этапа получения обратной информации в управленческом общении способствуют уточняющие вопросы коллег, призванные конкретизировать, уточнить распоряжения руководителя, либо ответы подчиненных на вопросы руководителя.
Стадия выдачи оценочной информации в структуре управленческого общения условно завершает цикл. Данная стадия управленческого общения дополняет стадию анализа в управленческой деятельности и служит начальным этапом, преддверием стадии моделирования управленческого общения в деятельности руководителя. Специфика данной стадии отражена в ее содержании: содержанием данной стадии являются оценочные сужденияруководителя. На стадии выдачи оценочной информации в управленческом общении оцениваются: а) ход процесса, б) деятельность всего коллектива по решению производственных, технологических ,коммуникативных и пр. задач, в) деятельность отдельных сотрудников по реализации предусмотренных производственных и коммуникативных задач, г) личностные качества сотрудников.
Каждому вдумчивому руководителю известно, как сильно может быть уязвлено самолюбие сотрудника, если тот убеждается, что о нем как личности, о его успехах думают хуже, нежели есть на самом деле. Подлинная гуманность в оценочных суждениях означает справедливость. Это становится возможным лишь тогда, когда руководитель знает духовный мир каждого сотрудника.
Этап выдачи оценочной информации в управленческом общении завершает структурный цикл, подводя к новому этапу моделирования управленческого общения. Таким образом, мы видим, что структура управленческого общения циклична, состоит из четырех этапов, являясь составной частью деятельности управления руководителя, имеет определенную структурную зависимость от управленческой деятельности: стадии управленческого общения находятся в жесткой связи от стадий деятельности управления.
Наметившийся сегодня переход на позиции гуманизации и демократизации в невозможен без разработки соответствующего инструментария, поэтому на современном этапе столь актуальна разработка технологии управления и технологии управленческого общения как основного средства управления.