Аттракция – (англ. attraction) - притяжение, тяготение; привлекательность.
Это понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого (Словарь практического психолога / Сост.С.Ю.Головин – Минск: Харвест,1997.-С.41)
Исследование факторов межличностной аттракции началось в 1930-е гг. с анализа вопросов, кто кого привлекает и почему. Особое влияние на развитие исследований оказали Я.Л. Морено и Т. Ньюкомб. В эти же годы выходит популярнейший бестселлер Дейла Карнеги "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей", выдержавший пятьдесят переизданий в США и ставший таким же бестселлером в 80-е гг. в нашей стране. Адаптация рекомендаций Д.Карнеги к практике межличностного взаимодействия получила отражение и в отечественной психологической литературе.
Следует отметить и традиционную стимульно-реактивную ориентацию исследований. Многочисленные детерминанты аттракции, выявленные в них, как правило, выступают в качестве стимулов, что и обусловливает построение соответствующих (по Карнеги) рекомендаций. Присущая тому времени исследовательская эйфория открытия общих законов человеческих взаимоотношений в последующем сменилась периодом пессимизма, особенно характерным для поведенческой психологической традиции. В доказательство полезности работы, проведенной представителями поведенческой традиции, можно констатировать: без нее не были бы возможны как фиксация феномена аттракции, так и его экстенсивное изучение, создавшее необходимую базу для последующего углубленного анализа.
В 70-е гг. в поведенческой традиции к феномену межличностной аттракции начала использоваться цепь подкрепления, разработанная А. Лоттом и пытающаяся аккумулировать идеи теории баланса и обмена, в соответствии с которыми решающей предпосылкой межличностной аттракции является включение во взаимоотношения подкреплений. Если ваши действия получают подкрепление со стороны других людей, в отношении к ним и формируется аттракция.
Другая модификация интерпретации теории научения к межличностной аттракции получила название модели подкрепления эмоций Барна и Клора. В ней подкрепление дополнено эмоциональным компонентом. Логика полностью соответствует классическому обусловливанию И.П. Павлова. Как собака научается установлению ассоциации между пищей и звонком, так и человек устанавливает ассоциации с позитивными характеристиками других людей и окружения.
Модель подкрепления эмоций включает следующие положения:
- Люди идентифицируют воздействующие на них стимулы поощрения или наказания и стремятся к нахождению первых и избеганию вторых.
- Позитивные чувства ассоциируются с поощрением, а негативные — с наказанием.
- Стимулы оцениваются в определениях вызываемых ими чувств. Оценка позитивна в случае возникновения позитивных чувств и негативна — при возникновении негативных чувств.
- Любой нейтральный стимул, ассоциируемый с позитивным подкреплением, вызывает позитивные чувства и наоборот.
Соответственно, вызывание симпатии или антипатии конкретными людьми связано с теми чувствами, которые ассоциируются с ними. Безусловно, поведенческая интерпретация феномена межличностной аттракции является слишком упрощенной, но, одновременно, полностью соответствующей общей стимульно-реактивной методологической модели.
В последнее время ученые начинают рассматривать сложность феномена межличностной аттракции, его динамическую и процессуальную природу.
Единственно четко зафиксированной констатацией является тот факт, что люди предпочитают выстраивать позитивные отношения с теми, кто создает возможности для взаимопоощрения. Во многом эти идеи базируются на теории социального обмена Дж.Хоманса. Описывая межличностные отношения при помощи концептуального аппарата, заимствованного у экономики, Дж.Хоманс использует коэффициент затрат/приобретений, расшифровывающийся опять-таки при посредстве рациональной аналогии — человек взвешивает возможные затраты на достижение цели и получаемую выгоду. Если затраты окупаются — отношения позитивны, если они превышают прибыль, то отношения становятся негативными. Логически взаимовыгодные отношения, казалось бы, составляют фундамент межличностной аттракции. Но в реальной жизни человек далеко не всегда рационален в своих чувствах и поступках и не всегда уподобляется бухгалтеру, подводящему баланс взаимоотношений.
Любые из ресурсов могут быть объектами взаимообмена во взаимоотношениях людей. В соответствии с данным подходом в большинстве межличностных отношений люди склонны использовать минимаксную стратегию, предполагающую минимизацию затрат и максимизацию выгоды. Эта стратегия может реализовываться как преднамеренно, так и непреднамеренно. В основе данной стратегии лежит явление аттракции.
В широком смысле, аттракция – это искусство располагать к себе людей.
Аттракция возникает как результат специфического эмоционального отношения, которое порождает целую гамму чувств и проявляется как особая социальная установка на другого человека. Ученые-психологи установили, что оптимальным для эмоционально комфортного состояния человека является эмоциональный фон, когда большая часть получаемой информации (60%) является эмоционально нейтральной, 35 % - вызывающей положительные эмоции и 5% - отрицательные. То есть положительных эмоций в семь раз больше , чем отрицательных
В профессиональной сфере деятельности «человек – человек» возникновение положительных эмоций в отношениях руководителя и подчиненных не только позволяет создать комфортный микроклимат в коллективе, положительно влиять на мотивационную сферу сотрудников, повышая тем самым производительность труда, но и работает на авторитет руководителя. Таким образом, формирование аттракции для руководителя является профессионально значимым. На формирование аттракции влияют как внешние , так и внутренние факторы.
Внешние факторы аттракции. К внешним факторам относятся те факторы, которые напрямую не связанные с процессом взаимодействия личностей:
Умение человека поддерживать разговор, быть общительным, привлекать внимание, желание нравиться и поддерживать хорошие отношения с другими людьми. Проще говоря, от степени потребности человека к аффилиации зависит предрасположение к нему других людей, чем потребность к аффилиации ниже, тем ниже интерес к нему. Потребность в аффилиации [от англ. affiliate — соединять(ся), связывать(ся)] — стремление людей к объединению, потребность создавать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, чувствовать себя ценной и значимой личностью.
Аттракция зависит от того, в каком эмоциональном состоянии пребывает человек. Фактор эмоционального состояния выражается в том, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще и более доброжелательно, чем когда он находится в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении. Если у руководителя состояние угнетённое, чем-то озабоченное, хмурое, то он привлечёт меньше людей, чем человек весёлый и в хорошем настроении.
Пространственная близость. Влияние этого фактора в том, что при прочих равных условиях чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Это может объясняться тем, что люди, более тесно общающиеся, имеют общую информацию, общие вопросы и проблемы, интерес во взаимопомощи. Пространственная близость – является одним из главных факторов аттракции, но не стоит забывать, что неуместная близость может наоборот может повредить. Так, если общение проходит на расстоянии до 0,5м то это интимная зона, до 1,5м – дружественная, до 3м – официальная, более 3м – публичная.
К внутренним факторам аттракции относят те факторы, которые возникают непосредственно в процессе общения, взаимодействия:
Большинство специалистов-психологов убеждены, что в основе аттракции лежит физическая привлекательность. Для развития позитивного чувства к другому имеет значение социальная и личностная характеристика человека, особенности ситуации, фактор сходства и различия участников общения. Да, практически всем нравятся красивые люди.
Вместе с тем связь между физической привлекательностью человека и аттракцией неоднозначна. Иногда вызывают симпатию люди, которые на первый взгляд не кажутся приятными. Однако в процессе взаимодействия мы можем изменить свое отношение к ним, если наблюдаем ум, обаятельную улыбку, доброжелательный взгляд и жесты, желание пойти нам навстречу. И, наоборот, при красивом лице человек может выглядеть холодным и отчужденным, заниматься самолюбованием или демонстрировать эгоизм, неэтичные, некорректные поступки по отношению к другому. Такой человек, как правило, симпатии не вызывает.
Это связано с тем, что для формирования симпатии учитывается целый спектр позиций: какой образ жизни ведет человек, какова его личная жизнь, отношения с коллегами, родственниками, друзьями, его моральные принципы и достоинства, отношение к делу, поведение и характер. Иногда достаточно одной негативной характеристики, и имидж воспринимается не так, как хотелось бы самому человеку. Поэтому иногда не красота, а именно обаяние, привлекательность человека более значима в глазах окружающих. Стиль общения – является главным фактором аттракции, умение человека общаться, поддерживая положительную сторону, привлекает больше людей и собеседников, чем не умение общаться, проявление грубости, высокомерности и не тактичности.
Привлекательные люди обычно:
- часто и охотно улыбаются;
- обладают хорошим чувством такта и юмора, умеют смеяться над собой;
- ведут себя естественно и ровно в разных ситуациях;
- веселы, жизнерадостны и оптимистичны;
- часто и охотно говорят комплименты;
- уверены в себе, дружелюбны, контактны;
- быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
- откликаются на просьбы, демонстрируют готовность помочь;
- умеют работать в команде, радуются чужим успехам;
- приятны внешне (эстетичны, со вкусом одеты и пр.).
Поддержка – данный фактор аттракции подразумевает расположение человека к поддерживающему стилю общения, то есть к комплиментам, благодарности, выражению симпатии и т.д.
Более того, психологические исследования показывают, что когда человек уверен в себе, он действительно выбирает наиболее красивого партнера. При отсутствии такой уверенности он, как правило, ориентируется на средний или даже на низкий уровень физической привлекательности другого человека. В общении ценится умение быть приятным и коммуникабельным гораздо больше, чем природная внешняя красота при неразвитой аттракции. Замечено также, что влияние внешней привлекательности обычно выше в начале знакомства и снижается по мере того, как мы узнаем о других чертах этого человека. Выстраивая отношения люди нередко используюмт механизмы «сходства» и «дополнительности»
Сходство – люди, имеющие либо одинаковый статус, одинаковый стиль и увлечения имеют больше шансов сблизиться, чем люди совершенно разные.
Дополнительность – нередко человек выбирает человека, который по каким – либо качествам и характеристикам его дополняет.
Механизмы формирования аттракции еще не до конца изучены.В аспекте управления аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте перцептивной стороны общения. С одной стороны встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой стороны, какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания руководителя и подчиненных, сотрудников в коллективе. Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функций аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Естественное развитие идеи о специфике человеческого общения как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции именно в контексте общения индивидов в группе.
Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах:
- процесс формирования привлекательности другого человека;
- результат данного процесса Результатом действия этого механизма является особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент;
- качество отношений. Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов.
В контексте технологий, применяемых в управлении, нас интересует первый аспект. Как процессуальное явление аттракция строится по определенным правилам с использованием конкретных технологических механизмов.
Некоторые из них рассмотрены в работах А.Панасюка.