План:
1.1 Сущность транспортной логистик.
1.2 Выбор вида транспортного средства.
1.3 Транспортные тарифы.
1.1 Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов. Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг.
Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется большим удельным весом транспортных расходов в логистических издержках, которые составляют до 50% суммы общих затрат на логистику.
По назначению выделяют д в е о с н о в н ы е группы транспорта:
- Транспорт общего пользования - отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль - основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае, в системе путей сообщения).
- Транспорт необщего пользования - впутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является составной частью каких-либо производственных систем.
Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.
Транспортная логистика решает следующие задачи:
- создание транспортных систем;
- совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
- выбор способа транспортировки и транспортного средства;
- определение рациональных маршрутов доставки.
1.2 Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.
Достоинства и недостатки использования разных видов транспорта
Вид транспорта |
Преимущества |
Недостатки |
ж/д, 49% |
Возможность перевозок массовых партий грузов, наличие сети ж/д линий связывающих разные районы страны |
Медленный (280 км/сутки), недостаточная оперативность работы сортировочных станций. перевозка только в те районы, где есть ж/д пути, хищения и потери, длительные простои |
Автотранспорт, 25% |
Оперативный вид перевозок, возможность экспидирования |
Высокая стоимость, сложность значительных объемов перевозок, зависимость от состояния дорог, только на короткие расстояния, непригодность для внешнеторговых перевозок (несоответствие западным стандартам) |
Воздушный транспорт |
Высокая скорость, незаменим в экстренных условиях |
Высокая стоимость, ограниченный размер партии, зависимость от погоды |
Водный транспорт |
перевозка больших партий, дешевый, широко используется при международной торговле |
Низкая скорость, зависимость от работы порта, зависимость от времени года и от погоды |
Трубопроводный |
Низкая себестоимость при высокой пропускной способности |
Узкая номенклатура подлежащих транспортировки грузов (жидкости, газы, эмульсии) |
Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта: время доставки, частота отправлений груза, надежность соблюдения графика доставки, способность перевозить разные грузы, способность доставить груз в любую точку территории, стоимость перевозки.
Оценка различных видов транспорта
Вид транспорта |
Факторы, влияющие на выбор транспорта |
|||||
время доставки |
частота отправлений груза |
надежность соблюдения графика доставки |
способность перевозить разные грузы |
способность доставить груз в любую точку территории, |
стоимость перевозки |
|
ж/д |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
Автотранспорт |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
4 |
Воздушный транспорт |
1 |
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
Водный транспорт |
4 |
5 |
4 |
1 |
4 |
1 |
Трубопроводный |
5 |
1 |
1 |
5 |
5 |
2 |
Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание:
- надежность соблюдения графика доставки;
- время доставки;
- стоимость перевозки.
1.3 Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов.
Тарифы включают в себя:
- платы, взыскиваемые за перевозку грузов;
- сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
- правила исчисления плат и сборов.
Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности.
На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы. Основные факторы, от которых зависит размер платы при перевозке грузов железнодорожным транспортом это вид отправки, скорость перевозки, расстояние перевозки, тип вагона, принадлежность вагона или контейнера, количество перевозимого груза.
На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:
- сдельные тарифы на перевозку грузов;
- тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;
- тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;
- тарифы из по километрового расчета;
- тарифы за перегон подвижного состава;
- договорные тарифы.
На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:
- расстояние перевозки;
- масса груза;
- объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля.
На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке.