ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Воздействие – это психологический результат взаимодействия (общения), проявляющийся в изменениях состояния хотя бы одной из взаимодействующих систем.
В структуру социально-психологического воздействия входят: субъект, объект, способы влияния, средства, механизмы.
Субъект – отдельная личность или группа людей, оказывающих влияние.
Объектом социальных влияний могут быть личность, общность, психологическое напряжение, конфликты и т.д.
Способы социальных влияний: административные, социально-психологические и психотерапевтические.
Механизмы: убеждение, внушение, эмоциональное заражение, принуждение и др.
Виды воздействия
- Идентификация – отождествление подчиненного с руководителем. Дает человеку чувство сопричастности и безопасности. Он незаметно перенимает стандарты поведения , способы мышления, ценности, внутренние состояния руководителя.
- Подражание – неосознанное или осознанное копирование поведения (внутреннего и внешнего) авторитетных и референтных людей, которые вызывают симпатию и являются значимыми для человека.
- Внушение – некритическое и нелогичное восприятие идей коммуникатора, которое зависит от его статуса, аттракции, установления раппорта с реципиентом, а также от состояния последнего (позитивные эмоции, расслабленность, эмоциональное восприятие).
- Заражение – процесс передачи эмоционального состояния помимо смыслового воздействия или дополнительно к нему. Зависит от общности установок и степени идентификации.
- Эмпатия – постижение эмоционального состояния человека через сопереживание, сочувствие. Сопровождается снижением рефлексии, критичности мышления.
- Убеждение – метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Средства убеждения: аргументация, доказательства, обоснование, опровержение, дискуссия, формирование когнитивного диссонанса у партнера.
- Манипуляция – вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуальными желаниями. Он чувствует себя обманутым, обиженным, неудовлетворенным.
Признаки манипуляции:
- изменение отношения;
- изменение поведения;
- изменение эмоционального состояния;
- внешние и внутренние конфликты;
- общая неудовлетворенность.
В настоящее время рассматриваются три основные парадигмы психологического воздействия на человека (Г.А.Ковалев):
- объектная (основная стратегия воздействия – императивная);
- субъектная (основная стратегия воздействия - манипулятивная)
- субъект-субъектная (основная стратегия воздействия – развивающая).
Составляющие управления поведением людей
- Мотивирование.
- Информирование.
- Планирование трудового пути подчиненного.
- Постановка целей.
- Обратная связь.
Мотивация труда – это побуждение к активной трудовой деятельности, основанное на удовлетворении важнейших человеческих потребностей.
Трудовая мотивация - это процесс выбора и обоснования способа участия человека в трудовой деятельности.
Группы мотивов трудовой деятельности
- Мотивы, связанные с профессиональной ориентацией и выбором профессии (удовлетворения материальных потребностей, признания, престижа).
- Мотивы, связанные с принадлежностью человека к определенной социальной группе (связанные с целями, нормами, ценностями группы).
- Мотивы, связанные с признанием и реализацией предписанных социальных норм (моральных, этнокультурных и др.).
Мотивирование сотрудников
- Мотивация труда имеет решающее значение для достижения профессионального и делового успеха. Важно понимать и усиливать мотивы сотрудников.
- Мотивация может быть интровертной (внутренней) и экстравертной (внешней). Оптимально, когда оба вида сочетаются. Наша профессиональная деятельность удовлетворяет нас и приносит нам социальное признание и достойное материальное вознаграждение.
- Поведение человека полимотивировано. Мотивационные конфликты возникают, когда одна тенденция поведения направлена на достижение цели, а другая на преодоление неприятных последствий.
- Технология отрицательного мотивирования (кита) основана на принуждении и аверсивных стимулах и приводит к фрустрации подчиненного (эффект маленькой смерти). Поэтому вызывает сопротивление, агрессию. Она требует максимального контроля.
- Технология позитивного стимулирования (карот). Если ты держишь перед носом осла морковь, он пойдет за тобой с желанием. Основана на позитивных стимулах.
Теории мотивации
- Теория иерархии потребностей Маслоу (удовлетворение потребностей идет от низшего уровня к высшему).
- Теория переключения потребностей Альдерфера (движение от потребности к потребности может идти в обе стороны).
- Теория приобретенных потребностей Маккеланда (потребности в достижении и соучастии являются более важными и приобретаются в особых условиях управления).
- Теория двух факторов Герцберга (удовлетворенность работой зависит от:
а) ее содержания, б) удовлетворения потребности в росте: достижение, признание, ответственность, продвижение).
- Теория ожидания Врума и др. (успех зависит от ожидания позитивных результатов, их вознаграждения и ценности этого вознаграждения).
- Теория постановки целей Лока (удовлетворенность работой зависит от сложности, специфичности, приемлемости и приверженности цели).
- Теория справедливости Адамса (справедливость).
- Теория партисипативного управления (участие).
Информирование сотрудников
- Подчиненный должен знать, что ему следует делать, имея ясное представление об ожидаемых конечных результатах.
- Подчиненный должен иметь четкое представление о границах и объеме своих полномочий.
- Подчиненный должен понимать, каковы его взаимоотношения с коллегами, что от него могут ожидать сотрудники.
- Руководитель сам должен быть хорошо информирован.
- Полноценное информирование возможно при отлаженной коммуникации, использовании различных коммуникационных потоков.
Планирование трудового пути подчиненного
Осуществляется с учетом возраста, образования, образа жизни, способностей и возможностей, профессиональных предпочтений, мотивации и продолжительности работы.
Типовые пути: горизонтальный (квалификационные отличия), вертикальный (перемещение в должностях) и ступенчатый (сочетание двух способов).
Психологические аспекты индивидуальной карьеры
Карьера – успешное продвижение в области служебной, общественной, научной и прочей деятельности.
Удовлетворенность работой (и жизнью в целом) зависит от того, в какой мере человек находит адекватные возможности для реализации своих способностей, свойств и качеств личности.
Д. Сьюпер выделил 4 типа карьеры: стабильная (продвижением в единственной профессиональной сфере), обычная (совпадает с нормативными стадиями жизненного пути), нестабильная (с несколькими пробами в профессиональной деятельности) , с множественными пробами (с изменением профессиональных ориентаций в течение всей жизни).
Мотивы построения карьеры по Д.Маккеланду
Стремление к власти (откровенны, энергичны, не боятся конфронтации, отстаивают свои позиции, требуют повышенного внимания, стремятся к лидерству).
Стремление к успеху (целеустремленны, умеренно рискуют, нацелены на процесс доведения работы до завершения).
Стремление к причастности (потребности в общении, желание быть включенными в социальные и профессиональные группы, потребность в социальном признании и одобрении).
Карьерные ориентации по Э.Штейну
Карьерная установка – постоянный и устойчивый элемент структуры личности.
Основные карьерные ориентации:
- Профессиональная компетентность (мастер своего дела).
- Менеджмент (организатор).
- Автономия (свобода от принуждения).
- Стабильность (человек организации).
- Служение (человек – носитель ценностей).
- Вызов (предприниматель, конкурент).
Постановка целей
Цель деятельности – это задача (проблема), заданная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Менеджер должен осознать и принять цель своей организации. Менеджер обязан довести до каждого сотрудника общие и промежуточные цели. Чем раньше сотрудники будут вовлечены в процесс планирования и принятия решений, тем быстрее они могут идентифицировать свои цели с целями организации. Менеджеру необходимо постоянно следить за отношением подчиненных к целям и перспективным планам организации.
Обратная связь – реакция на сообщение, которая помогает отправителю, источнику информации определить, правильно ли воспринята его информация как руководство к действию. Обратная связь – это данные о полученных результатах. В управлении обратная связь обеспечивается функцией контроля.
Все системы с обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы, преобразуют внешние ресурсы для внутреннего пользования, следят за незначительными отклонениями от намеченных целей, корректируют эти отклонения, чтобы обеспечить достижение целей.
Власть – способность оказывать влияние на поведение людей.
- Основа власти – то, откуда она происходит.
- Источники власти – то, через что данная основа используется.
- Источники власти имеют различную основу:
- личностную основу (экспертиза, пример, харизма, информация, потребность во власти и др.);
- организационную основу (право принятия решения, власть над ресурсами, связи и др.).