Статьи | Разное

Виды правотворчества

В зависимости от субъекта правотворчества принято выделять следующие виды этой деятельности: законотворчество, подзаконное пра­вотворчество,  правотворчество органов местного самоуправления, непосредственное правотворчество народа (референдум), делегиро­ванное правотворчество, локальное правотворчество. Некоторые ученые (Ю.А. Тихомиров, В.М. Сырых) выделяют договорное правотвор­чество, а также чрезвычайное.

Законотворчество — один из распространенных и ведущих видов правотворчества. Законотворчеством занимаются, как правило, представительные законодательные органы государства, избираемые насе­лением и обладающие правом принимать от имени народа акты выс­шей юридической силы — законы. Законы составляют исходную базу правовой системы, все другие виды правотворчества не могут противоречить законам и должны осуществляться на основе и во исполне­ние законов. Характеристика законов и их виды подробно рассмотре­ны в теме об источниках права.

Подзаконное правотворчество реализуется чаще всего органами исполнительной власти. Оно предназначено для детализации законов их конкретизации, решения вопросов, требующих оперативного реа­гирования. Хотя процедура подзаконного правотворчества не отлича­ется такой спецификой, как законодательный процесс, тем не менее она регулируется специальными актами Президента, Правительства и других исполнительных органов власти.

Каждый исполнительный орган власти принимает только те акты, которые установлены для него и в пределах его компетенции.

Непосредственное правотворчество (референдум) принято отно­сить к самостоятельному виду правотворчества, поскольку рефе­рендум является высшей формой прямого (непосредственного) вы­ражения воли народа по проектам ключевых законов и иных государственных решений, а сам народ выступает самостоятельным субъектом правотворчества.

Для непосредственного правотворчества характерны следующие особенности:

  • решения референдума обладают высшей юридической силой;
  • эти решения не нуждаются в каком-либо утверждении и могут быть отменены только другим референдумом;
  • референдум основывается на принципах свободы и доброволь­ности участия, отсутствии какого-либо контроля за волеизъявлением участников голосования, недопустимости принуждения к выражению своего мнения и убеждения или отказу от них;
  • организация и проведение референдума осуществляются госу­дарством. Оно же обеспечивает финансирование и гарантирует реали­зацию права граждан на участие в референдуме.

Делегированное правотворчество относительно новый для нашей страны вид. Законы делегированного характера в Российской Федера­ции не принимались на общегосударственном уровне. Но в принципе делегированным правотворчеством можно считать правотворчество ор­ганов местного самоуправления, так как эти органы не входят в госу­дарственную систему, но вправе принимать нормативные акты по во­просам местного значения. Это право делегировано им государством.

В советское время видом делегированного правотворчества была передача правотворческих полномочий государства общественным объединениям, например профсоюзам. Но чаще они принимали пра­вовые акты совместно с государственными органами.

В Российской Федерации, как указывалось выше, практика деле­гированного законотворчества не применяется, однако известно законозаменяющее правотворчество Президента Российской Федерации, когда он издавал указы по вопросам, не урегулированным законами. Такую практику вряд ли можно признать правомерной. В данном слу­чае происходят вторжение Президента в сферу законотворчества; под­мена закона подзаконными актами; имеет место девальвация формы закона, появляется возможность решать основополагающие для жизни общества вопросы как второстепенные.

Чрезвычайное правотворчество представляет собой принятие зако­нов и других нормативных правовых актов для регулирования обще­ственных отношений, связанных с экстремальными, кризисными си­туациями в стране, т.е. в условиях режима чрезвычайного положения.

В Российской Федерации действует широкий круг актов чрезвы­чайного правотворчества, например Федеральные законы от 26 фев­раля 1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации»; от (22 августа 1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спа­сателей»; от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др.

Выделяют три вида ситуаций чрезвычайного характера:

  • внешнего, например посягательства или угроза посягательств на внешнюю безопасность государства (акты агрессии, вооруженные конфликты);
  • социально-политического и криминогенного (массовые беспоряд­ки, террористические акты, попытка насильственного свержения конституционного строя);
  • техногенного, экологического (стихийные бедствия, аварии, ката­строфы и др.).

Актам чрезвычайного правотворчества присущи следующие черты:

  • назначение — предупреждение и устранение социальных катас­троф, обеспечение безопасности граждан, защита их прав и свобод, восстановление законности и правопорядка;
  • закрепляют применение экстраординарных мер в условиях особо­го правового режима осуществления государственной власти;
  • устанавливают определенные правовые ограничения как для граж­дан, так и государственных органов, организаций, учреждений и дру­гих субъектов;
  • содержат, как правило, императивные нормы и предписания; имеют краткосрочное действие во времени и в пространстве.

Собственное правотворчество органов местного самоуправления как уже указывалось, можно отнести к делегированному правотворче­ству. Государство своим законодательством наделило представитель­ные органы местного самоуправления и должностных лиц муници­пальных образований правом принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения. Эти акты обязательны для исполне­ния всеми субъектами, находящимися на территории муниципально­го образования, но могут быть обжалованы в суд.

Договорное правотворчество образуют договоры нормативного со­держания, например конституционные, внутрифедеральные, управ­ленческие. Они заключаются между различными государственными органами на добровольной основе и служат базой для принятия дру­гих правовых актов и совершения юридических действий.

Самостоятельную разновидность договорного правотворчества со­ставляют коллективные договоры и соглашения, заключаемые между работодателями и работниками для регулирования социально-трудо­вых отношений, например по вопросам о формах, системе и размерах оплаты труда, условий работы и охраны труда работников, рабочего времени и времени отдыха. Договорное правотворчество относится к подзаконному виду.

Локальное правотворчество есть реализация правомочий на изда­ние нормативных правовых актов отдельными учреждениями, орга­низациями коммерческого или иного характера. Этими актами регу­лируются конкретные производственные и иные управленческие задачи. Локальные акты издаются руководителями организаций и имеют ограниченное действие: они обязательны только для данной ор­ганизации, ее структурных подразделений и работников. Чаще всего акты рассматриваемого вида издаются в форме уставов, положений, правил, приказов, распоряжений и т.д. Для юридического действия уставов и положений необходима их регистрация в соответствующем государственном органе.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское