Исследования в психологии очень разнообразны по содержанию, целям, методам и т.д.
По цели исследования делятся на:
- теоретические,
- эмпирические,
- прикладные.
Цель теоретического исследования – получение обобщенного знания о каком – либо психологическом явлении. Исследование основано на уже имеющихся в науке описаниях и объяснениях фактов психической жизни. Уровень этих обобщений может быть различным: гипотеза, концепция, теория. При проведении теоретических исследований ученый имеет дело не с объектом, а с его знаково-символическим или пространственно-временным аналогом – работает с текстами, образами, виртуальными конструктами.
В ходе «мысленного эксперимента» идеализированный объект исследования ставится в различные условия, а также анализируется его возможное поведение путем логических рассуждений.
Методы теоретического исследования:
- работа с публикациями,
- дискуссии и консультации,
- неэкспериментальное моделирование,
- классификация,
- систематизация.
Основными среди теоретических методов обработки информации являются:
формализация - отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях;
аксиоматизация - построение теорий на основе неких аксиом (не требующих доказательства своей истинности);
гипотетико - дедуктивный метод - выдвижение некоторых утверждений в качестве гипотез и проверка этих гипотез с помощью фактов.
анализ и синтез - процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей;
индукция и дедукция - движение от частного к общему, от единичных фактов к общим положениям, и, напротив, от общего к частному на основе законов логики;
абстрагирование - состоит в выделении определенных признаков изучаемого объекта и отвлечении от остальных. Результатом являются построения понятий, моделей, теорий. Критерий истинности и продуктивности абстракции - практика.
обобщение - логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию;
аналогия - прием познания, с помощью которого обнаруживают сходство нетождественных объектов в некоторых значимых сторонах и отношениях. Использование аналогий в познании - основа для выдвижения предположений, догадок, гипотез. Рассуждения по аналогии нередко приводили к научным открытиям. В их основе лежат образование и актуализация ассоциаций.
классификация - разделение всех изучаемых предметов, явлений на какие-то группы в соответствии со значимыми для данного исследования признаками.
Эмпирические исследования проводятся с целью получения фактического материала, который впоследствии используется либо для проверки теоретических построений и теоретического обобщения, либо в целях прикладных исследований.
Эмпирические исследования имеют дело с самим объектом. На уровне чувственно-практического опыта (эмпирическом) возможно фиксирование только внешних общих признаков вещей и явлений. Существенные же внутренние их признаки можно только угадать, схватить случайно. Объяснить же их и обосновать позволяет лишь теоретический уровень познания.
Методы экспериментального исследования
- наблюдение,
- эксперимент,
- тестирование,
- опрос и беседа,
- моделирование и т.д. (подробнее методы будут рассмотрены в следующей лекции)
Результатом эмпирического исследования являются массив данных, описывающих какой-либо психологический факт, который обрабатывается с помощью математического аппарата.
Прикладные исследования имеют цель – получение практического эффекта в конкретных сферах: образования, медицины, семья, экономика, политика, межличностные отношения и т.д.
Конечным результатом исследования выступают конкретные рекомендации, реализация которых должна привести к ожидаемому эффекту. Главное - не получение нового знания, а помощь человеку в его практической жизни. Основные методы прикладных исследований заимствованы в теоретической и эмпирической областях научного исследования.
Деление психологических знаний на три категории условно. Любое эмпирическое исследование начинается и изучения основных теоретических представлений науки по данной проблеме, на их основе выбирается план действий и методы исследования, адекватные решаемой задаче. На завершающем этапе эмпирического исследования итоговые факты формализуются и увязываются с системой теоретических сведений по изучаемой проблеме. Таким образом, научное исследование это целостный процесс, в котором естественным образом сочетаются теоретический и эмпирический компоненты. Теоретическая составляющая доминирует на начальном и завершающем этапе процесса (ориентировка в проблеме, формулирование целей и задач, объяснение и обобщение полученных фактов). Эмпирическая составляющая является основой центрального этапа исследования – получение сведений об объекте.
По основанию дисциплинарной отнесенности различают:
- монодисциплинарные
- междисциплинарные исследования.
Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках одной науки, междисциплинарные - на стыке нескольких научных дисциплин (психологии и культурологи, психологии и педагогики).
По характеру результатов выделяют:
- качественные
-количественные исследования.
В количественных исследованиях данные собираются и представляются в виде чисел. Качественные исследования включают сбор информации с помощью опроса, наблюдения, беседы и т.д.
По критерию многоплановости различают:
- однофакторные
- комплексные исследования.
Однофакторные исследования направлены на изучение одного наиболее существенного аспекта реальности. Комплексные исследования охватывают максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности.
По условиям и месту проведения различают:
- лабораторные,
- искусственные
- полевые исследования.
Лабораторные и искусственные исследования проводятся в специально созданных условиях. Они «дублируют реальный мир», реальную ситуацию, соответствующую реальным формам регуляции психической деятельности в строго контролируемых условиях.
Искусственными называют такие эксперименты, в которых ситуация моделирует исследуемую реальность, но при этом исключают побочные переменные, обычно представленные в реальных условиях жизнедеятельности человека. Различие между искусственным и лабораторным экспериментом состоит в форме их проведения. В искусственном эксперименте целенаправленно проводится очищение условий, которые могут повлиять на качество изучаемого процесса.
Полевые исследования ближе к ситуации повседневной жизни, так как проводятся в естественных условиях жизни, труда и быта испытуемых. Каждый из видов исследования имеет свои преимущества и существенные недостатки. Лабораторные исследования критикуют за искусственность и отгороженность от жизни, а полевые за отсутствие контроля переменных, нарушающих валидность эксперимента.
Логика процесса психологического исследования
Замысел исследования — это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы.
В замысле исследования выстраиваются в логический порядок:
- цель, задачи, гипотеза исследования;
- критерии, показатели развития конкретного явления соотносятся с конкретными методами исследования;
- определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала.
Замысел исследования определяет и его этапы. Обычно исследование состоит их трех основных этапов.
Первый этап работы включает в себя:
— выбор проблемы и темы;
— определение объекта и предмета, целей и задач;
— разработку гипотезы исследования.
Второй этап работы содержит:
— выбор методов и разработку методики исследования;
— проверку гипотезы;
— непосредственно исследование;
— формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение;
— обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.
Третий этап (заключительный) строится на основе внедрения полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.
Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей.
Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать.
Тема — в ней отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Объект — это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.
Вторая — с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.
Третья — со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.
Четвертая — с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.
Гипотеза – предположение о закономерностях, которое необходимо доказать в ходе исследования
Виды гипотез:
— описательные (предполагается существование какого-либо явления);
— объяснительные (вскрывающие причины его);
— описательно-объяснительные.
К гипотезе предъявляются определенные требования:
— она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше;
— в ней не должны содержаться понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;
— при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;
— требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.