Статьи | Разное

Виды транспортных систем и их материально-техническая база

1. Железнодорожный транспорт ведущее место. Удовлетворять потребности населения в перевозках вне зависимости от погоды, практически во всех климатических условиях и любое время. Основными экономическими особенностями ж/д транспорта являются - неразрывная связь с предприятиями промышленности и сельского хозяйства, стройками, торговыми базами, складами и т.д. В настоящее время все крупные предприятия и базы торговых организаций имеют железнодорожные подъездные пути, связывающие их с магистральными железными дорогами. На подъездных путях зарождается и погашается до 90% всех грузов, перевозимых по железным дорогам,

Материально-техническая база железнодорожного транспорта включает в себя:

путь и путевое хозяйство;

вагоны и вагонное хозяйство;

локомотивы и локомотивные хозяйства;

станции;

грузовые товары;

товарные конторы;

грузовое и весовое хозяйство.

Вагоны характеризуются грузоподъемностью (тонн) и вместимостью, массой тары и др.

Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов. Грузовые вагоны подразделяются на: универсальные и специализированные, приспособленные для перевозок определенного вида груза:

Грузовые вагоны:

Универсальные:

Крутые

полувагоны

платформы

цистерны

Специализированные:

изотермические

цементовозы кислотные

цистерны

 

Грузовая станция - комплекс путевых и грузовых устройств, технических и служебных помещений, предназначенных для выполнения соответствующих грузовых и коммерческих операций. Она производит операции по приему, погрузке и выдаче грузов и багажа. В зависимости от вида операций различают следующие грузовые станции: погрузочные, выгрузочные, погрузочно-выгрузные, перегрузочные.

Грузовые перевозки на ж/д транспорте:

- местные (в пределах одной ж/дороги);

- прямое сообщение (в пределах одной и более ж/дороги по одному перевозочному документу);

- прямое смешанное сообщение (комбинируется несколько видов транспорта ж/д-авто);

- прямое международное сообщение (2 и более государств по одному перевозочному документу).

В зависимости от количества груза, принятого по од­ной накладной, перевозки выполняются мелкими, малотоннаж­ными, повагонными, групповыми и маршрутными отправками.

Мелкой отправкой считается партия груза массой до 10т и объемом не более 1/3 вместимости крытого четырехосного ваго­на, полувагона или площади четырехосной платформы.

Малотоннажной отправкой считается партия груза массой от 10 до 25 т и объемом не более половины вместимости четырех­осного вагона. Для по вагонной отправки требуется отдельный вагон.

Групповая отправка - это такое количество груза, для кото­рого требуется более одного вагона, но меньшего маршрута.

Маршрутной отправкой считается партия груза, предъявляе­мого к перевозке по одной накладной, для которого необходимо такое количество вагонов, которое соответствует по массе норме маршрута (поезда).

Сопроводительные документы на ж/д:

- накладная (первичный документ, заполняется отправителем);

- дорожная ведомость (информация о сроке доставке груза);

- корешок дорожной ведомости (по которому рассчитывается провозная плата за перевозку);

- квитанция о приеме груза (подтверждает прием грузовой станцией груза к перевозке от отправителя).

Накладная и дорожная ведомость отправляются вместе с грузом. Получатель принимает груз по накладной, а расписывается в дорожной ведомости.

Выдачи груза с ж/дороги происходи по доверенности на право получения груза (т.к. часто груз адресован предприятию, организации).

Важнейшими характеристиками ж/д транспорта является полное использование грузоподъемности и вме­стимости вагонов.

Сравнительно часто отправитель предъявляет к перевозке грузы, обладающие объемной различной плотностью. Раздельная их перевозка приводит к тому, что при перевозке высокоплот­ного груза грузоподъемность вагона используется хорошо, а вместимость - недостаточно. Противоположный результат получа­ется при перевозке груза, обладающего небольшой объемной плотностью: вместимость вагона используется хорошо, а грузо­подъемность - недостаточно.

2. Автомобильный транспорт осуществляет перевозки грузов в промышленных центрах, населенных пунктах и сельскохозяйственных районах, подвоз грузов к магистральному транспорту и доставка их получателям от пунктов назначения магистрального транспорта; перевозки из пунктов производства в пункты потребления при отсутствии связей между видами транспорта, перевозки скоропортящихся и других грузов в пределах экономической целесообразности, перевозки внутри узлов в контейнерах и мелкими оптом.

На внутрипроизводственных перевозках автомобили используются в горнорудной промышленности, особенно на открытых разработках. В строительстве автомобилями выполняется огромный объем перевозок железобетонных изделий, кирпича, блоков, панелей, ферм и т.д. В сельском хозяйстве автомобили используются для поставки урожая с полей на склады, элеваторы, заготовительные пункты, базы хранения и непосредственно на станции, пристани, порты.

Автомобильные перевозки различают по следующим признакам:

 - Отраслевому - перевозки грузов промышленности, строительства, сельского хозяйства, торговли, коммунального хозяйства, почтовые;

- Размеру партий грузов - массовые и мелкопартионные перевозки.

 - Территориальному признаку - городские, пригородные, внутрирайонные, межрайонные, междугородние и международные перевозки;

- Способу выполнения: местные - осуществляются одним автотранспортным предприятием; прямого сообщения - при перевозке участвуют несколько автотранспортных организаций; смешанного сообщения - перевозки двумя или несколькими видами транспорта.

- Времени освоения - постоянные. Сезонные и временные перевозки.

- Организационному признаку - централизованные и децентрализованные.

К материально-технической базе автомобильного транспорта относят:

подвижной состав;

автотранспортные предприятия;

автомобильные дороги.

Подвижной состав автомобильного транспорта состоит непосредственно из автомобилей, а немоторизованных прицепов и полуприцепов.

Все виды автомобилей подразделяют на транспортные, используемые для перевозок грузов или пассажиров и специального назначения. К последним относят коммунальные, пожарные автомобили, автокраны и др. Транспортные автомобили и автопоезда подразделяют на грузовые и пассажирские, а последние - на автобусы и легковые. Каждая из трех разновидностей транспортных автомобилей (грузовые, автобусы и легковые) различаются по своим основным конструктивным схемам, размерности и виду перевозок.

По конструктивной схеме грузовые автомобили подразделяют на одиночные и автопоезда, последние могут состоять из бортового автомобиля с прицепом или седельного автомобиля-тягача с полуприцепом.

Грузовые автомобили по размерности различают: особо малой грузоподъемности (до 0,5 т) на базе легковых автомобилей, малой грузоподъемности (от 0,5 до 2 т), средней грузоподъ­емности (от 2 до 5 т), большой грузоподъемности (от 5 до 15 т) и особо большой грузоподъемности (более 15 т).

К эксплуатационно-техническим качествам автомобиля относят его характеристику по габаритам и массе, проходимость, устойчивость и маневренность, подвижность, динамические качества и экономичность.

Для осуществления перевозок на автомобильном транспорте служат предприятия (АТП), которые являются составной частью материально-технической базы автомобильного транспорта.

АТП - это транспортные предприятия комплексного типа, осуществляющие перевозку грузов или пассажиров, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, а также снабжение его эксплуатационными материалами.

Автомобильные дороги представляют собой комплекс инженерных сооружений, предназначенных для обеспечения возможности непрерывного безопасного движения с определенными рассчитанными нагрузками и скоростями.

Сопроводительные документы:

- договор перевозки (основной, в котором перевозчик обязуется доставить вверенные ему отправителем груз и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку грузу установленную плату);

- договор об организации перевозок (носит долгосрочный характер, в котором определяются сроки, объемы и другие условия перевозки груза);

- договор транспортной экспедиции (помимо основных условий предполагает оказание дополнительных услуг, связанных с перемещением грузов: оформление документов для экспорты и импорта, проверка количества и качества, погрузка и выгрузка, хранение груза и т.д.);

- товарно-транспортная накладная (для расчетов, в которой указывается информация для перевозки: вид и характеристика груза, место и дата заполнение накладной, приема груза, сдача груза, имена и адреса отправителя, перевозчика, получателя, количество и масса груза и т.д.);

- путевой лист (выдается водителю при выпуске автомобиля на линию, возвращается на АТП по окончании перевозки);

- отгрузочная спецификация.

3. Движение автотранспорта происходит по маршрутам. Маршрут движения – путь следования автомобиля при выполнении перевозок.

Основные элементы маршрута:

длина маршрута – путь, проходимый автомобилем от начального до конечного пункта маршрута;

оборот автомобиля – законченный цикл движения, т.е. движение от начального до конечного пункта и обратно;

ездка – цикл транспортного процесса, т.е. движение от начального до конечного пункта.

Основные элементы маршрута показаны на рисунке

Расстояние, на которое транспортируется груз за поездку, называется длиной ездки с грузом (ler).

Маршруты движения могут быть маятниковые и кольцевые. Схемы маятниковых маршрутов показаны на рисунке.

При маятниковом маршруте путь следования автомобиля между двумя грузопунктами неоднократно повторяется.

а – с обратным холостым пробегом;

б – с обратным  не полностью груженым пробегом;

в – с обратным груженым пробегом;

г – кольцевой маршрут;

b - коэффициент пробега автомобиля на маршруте.

Кольцевой маршрут -  маршрут движения автомобиля по замкнутому контуру, соединяющему несколько потребителей (поставщиков).

Разновидностями кольцевых маршрутов являются развозочные, сборные и сборно-развозочные маршруты.

Развозочным называется такой маршрут, при котором продукция загружается у одного поставщика и развозится нескольким потребителям. Сборный маршрут – это маршрут движения, когда продукция получается у нескольких поставщиков и доставляется одному потребителю. Сборно-развозочный маршрут – это сочетание развозочного и сборного маршрутов.

Повышение производительности подвижного состава может быть достигнуто улучшением различных показателей работы автомобилей.

Схема расчета себестоимости перевозок на автотранспортном предприятии представлена в таблице . Графы 4, 5, 6 являются калькуляцией себестоимости автомобильных перевозок. Размер затрат по итоговой строке этих граф определяют делением суммы расходов по статьям на количество единиц транспортной продукции. Так, себестоимость 1 т ∙ км рассчитывают делением полной себестоимости на транспортную работу, т.е. на общее количество выполненных тонно-километров за рассматриваемый период:

     ,                                                                                         

где Sпол = Sпер+Sпост.

Расчет себестоимости перевозок на автотранспортном предприятии

п/п

Статья затрат

Полная себестоимость, тыс. руб.

Калькуляций себестоимости

1 т ∙ км

1 км

1 ч

1

2

3

4

5

6

1

Заработная плата водителей

+

+

-

(условно) +

Переменные расходы

2

Топливо

+

+

+

-

3

Смазочные и обтирочные материалы

+

+

+

-

4

Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава

+

+

+

-

5

Восстановление и ремонт шин

+

+

+

-

6

Амортизация подвижного состава (в части, предназначенной на капитальный ремонт)

+

+

+

-

Постоянные расходы

7

Накладные расходы

+

+

-

+

8

Амортизационные отчисления (в части, предназначенной на полное восстановление)

+

+

-

+

ИТОГО

Примечание. Знак «+» - расходы, которые необходимо рассчитывать по статье; знак «-» - расходы, которые не рассчитываются по статье.

 

4. Перевозки морским транспортом осуществляются во внутренних и внешних сообщениях. В последние годы все больший удельный вес получают перевозки, осуществляемые по рекам и морям (так называемые «река-море») на судах, обладающих достаточными мореходными качествами и маневренностью

Виды сообщений:

  • внутреннее водное – в границах одного речного пароходства;
  • прямое внутреннее водное – в границах двух или несколь­ких смежных речных пароходств, в том числе пароходств союзных республик;
  • прямое водное – с участием речных и морских пароходств;
  • прямое смешанное (железнодорожно-водное, водно-автомо­бильное).

Размер партии: судовая, сборная, мелкая.         

Судовая партия – это груз одного наименования, сдаваемый по одной накладной, а также однородные грузы, сдаваемые по двум или более накладным, следующие в один пункт назначения в количестве, достаточном для полной загрузки отдельного суда на до его технической нормы.

Сборная партия состоит из груза массой свыше 20 т, предъявляемого к перевозке в количестве:

1) недостаточном для загрузки одного судна;

2) достаточном для загрузки одного судна, но адресуемого в разные пункты назначения или в один пункт назначения разным получателям, что вызывает необходимость отделе­ния одного груза от другого.

Мелкой считается партия груза, предъявляемая к перевозке по одной накладной в количестве, не превышающем 20 т.

В зависимости от вида плавания различают заграничные плавания и каботажи, которые делятся на:

-  большой каботаж - плавание между портами разных бассейнов с заходом в загранпорты;

-    малый каботаж - плавание в пределах одного-двух бассейнов без заходов в иностранные порты.

В современном международном судоходстве сложились две основные формы организации перевозок:

- линейная, когда суда работают по расписанию прибытий и отходов в порты погрузки- выгрузки на строго определенных регулярных линиях. На таких линиях суда закрепляются не меньше, чем на три месяца и перевозят в основном товары промышленного производства (генеральные грузы);

-трамповая, когда зафрахтованные суда работают на различных направлениях в зависимости от наличия грузов, конъюнктуры фрахтового рынка. На трамповых судах перевозят главном образом однородные массовые грузы: лесные грузы, руды, уголь, зерно и другие грузы, перевозимые насыпью, навалом или наливом. Однако большинство трамповых судов универсальны и могут в случае необходимости перевозить и так называемые генеральные грузы - упакованные и неупакованные товарно-штучные грузы, например: оборудование, химикаты, аппаратуру, автомобили, вагоны, сельскохозяйственную технику. При перевозке на трамповых судах под груз может быть предоставлено все судно или его часть, или определенные грузовые помещения.

Материально-техническая база:

- речной и морской флот (транспортный – пространственной перемещение грузов, для обеспечения эффективной работы первого – технический и вспомогательный флот);

- речные и морские порты (прибрежный пункт, имеющий удобные подходы для судов, и связанные с наземным транспортом со стороны берега);

- пристани (прибрежный пункт, производящий прием и выдачу, посадку и высадку псажиров).

Порты и пристани - для выполнения операций по погрузке и выгрузке, приему и выдачи грузов, организации перевозок и обслуживания флота.

Сопроводительные документы на морском транспорте:

- договор морской перевозки - коносамент (документ, выдаваемый судовладельцем грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским путем и обязывающий перевозчика выдать товар законному владельцу);

- морская накладная (подтверждает принятие или погрузку груза перевозчиком и его обязанность доставить груз грузополучателю, указанному в документе);

- штурманская расписка (удостоверение судовладельца в принятие товара к перевозке);

- доковая расписка (выдается управление порта в удостоверении принятия груза для отправки и помещение его на портовый склад)

При перевозке грузов речным транспортом взаимоотношения между грузоотправителями и грузополучателями регламентируются Уставом внутреннего водного транспорта РФ (УВВТ).

Сопроводительные документы на речном транспорте:

- накладная (заполняется грузоотправителем и содержит данные о характере и количестве перевозимого груза, скорости перевозки (грузовая или большая), об отправителе и получателе груза, пунктах отправления и назначения груза. В накладную вносятся суммы провозной платы и сборов. Она сопровождает груз до пункта назначения при выдаче груза вручается грузополучателю).

- дорожная ведомость (документ используется для учета общей работы транспорта, Выдача груза в пункте его назначения оформляется распиской грузополучателя на дорожной ведомости).

Основными показателями, характеризующими речные и морские суда, являются водоизме­щение, грузоподъемность, грузовместимость, размеры судов (длина, ширина, высота борта) и осадка в груженом и порожнем состояниях.

Водоизмещение (массовое и объемное) определяется массой или объемом воды соответственно, вытесняемой плавающим судном.

Грузоподъемность судна - это его перевозочная способность, выраженная в тоннах.                                      

Дедвейт (или полная грузоподъемность) - количество тонн груза, которое может принять судно сверх собственной массы до осадки по летнюю грузовую марку.

Дедвейт определяется по формуле:

где Вп - массовое водоизмещение судна с полным грузом, т;

Вц - массовое водоизмещение судна без груза, т.

Различают полную и чистую грузоподъемность судна. Полная грузоподъемность Д - это сумма массы служебного (вода, топливо, провиант) и перевозимого груза.

Чистая грузоподъемность Дч равна массе перевозимого груза:

где С - масса всех судовых запасов, т.

Грузовместимость - это способность судна вместить груз оп­ределенного объема. Различают грузовместимость одинар­ную, когда объем всех грузовых помещений, используется еди­новременно, и составную, или двойную, когда грузовые помещения используются равновременно, по очереди. В зави­симости от рода перевозимых грузов определяют грузовмести­мость для грузов тарно-упаковочных, штучных и сыпучих.

5. Возрастающая потребность народного хозяйства в скоростной доставке грузов для нужд различных отраслей народного хозяйства неразрывно связана с развитием грузовых перевозок воздушным транспортом.

Самолетами перевозят товары широкой номенклатуры: свежие фрукты, овощи, виноград, ягоды, свежую и мороженую рыбу, мясо и колбасные изделия, и другие продовольственные товары.

Планы перевозок грузов воздушным транспортом разрабатываются на год с разбивкой по кварталам на основе представленных управлению гражданской авиации заявок по установленной форме.

Квартальные планы разрабатываются с разбивкой по месяцам на основе годовых планов перевозок, квартальных планов производства, капитального строительства, материально-технического снабжения и товарооборота, а также на основе заданий по перевозкам грузов, которые устанавливаются решениями правительства.

Месячные планы уточняются аэропортами на основании ходатайств грузоотправителей. Для перевозки грузов воздушным транспортом используются современные самолеты ИЛ-76Т, ИЛ-122T, АН-12, АН-22, АН-28.

Применяется воздушный транспорт при перевозке дорогостоящих, режимных и особорежимных грузов, от своевременности доставки которых зависит работа производства.

В настоящее время самолеты различных авиакомпаний совершают регулярные рейсы в 122 аэропортах 98 стран. Специальные самолеты высокой грузоподъемности используются для пе­ревозки тяжелых машин, конструкций. Для монтажа башен и вышек, состоящих из тяжелых блоков, применяются вертолеты, которые незаменимы также в труднодоступных районах для доставки изыскательских, геологоразведочных партий, вахтовых бригад на нефтепромыслы и т.п. Пассажирские вертолеты, благодаря способности приземляться и летать без разбега, применяются в горных районах.

Сопроводительные документы

- авиагрузовая накладная, выписывается грузоотправителем  и подтверждает наличие договора между грузоотправителем и перевозчикам о перевозке грузов по авиалиниям перевозчика. (По договору перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения в установленные сроки доставки и выдать получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза по установленному тарифу). Довольно часто используется как таможенная декларация, в которой содержится подробное описание груза.

Сравнительная характеристика различных видов транспорта

Вид транспорта

Особенности транспорта

Объем

перевозок

Достоинства

Недостатки

1. Железно­дорожный

Высокая провоз­ная и пропускная способность; регу­лярность перево­зок; невысокая себестоимость пе­ревозок; массовые перевозки

Большие капита­ловложения на сооружение пути; низкая маневренность и мобильность

 

2. Морской

Обеспечивает мас­совые межконти­нентальные пере­возки грузов;

низ­кую себестои­мость; практиче­ски неограничен­ную пропускную способность

Зависимость от естественно-географических и на­вигационных ус­ловий, создание портового хозяй­ства

 

3. Речной

Высокая провоз­ная способность;

невысокая себес­тоимость перевозок;

небольшие капиталовложения на организацию судоходства

Неравномерность глубин, сезон­ность работы, не­большая скорость перевозки

 

4. Автомо­бильный

Большая манев­ренность и под­вижность;

высокая скорость доставки груза;

небольшие капиталовложения в освоение малого грузооборота на короткие расстоя­ния

Низкая произво­дительность труда; низкий уровень эксплуатационных показателей;

пло­хое состояние дорожной сети

 

5. Воздуш­ный

Высокая скорость доставки; самый короткий путь

сле­дования, самая высокая сохранность груза

Высокая себе­стоимость пере­возки

 

 

6. Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В  таблице 1  дается оценка различных видов транспорта общего пользования в разрезе этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.

Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие факторы:

-  надежность соблюдения графика доставки;

- время доставки;

- стоимость перевозки.

Следует отметить, что данные могут служить лишь для приблизительной оценки степени пригодности того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.

Факторы, влияющие на выбор вида транспорта

Вид транспорта

Время доставки

Частота отправ-лений груза

Надеж-ность соблюде-ния графика доставки

Способ-ность перево-зить разные грузы

Способ-ность перево-зить груз в любую точку террито-рии

Стоимость перевозки

Железнодорож-ный

3

4

3

2

2

3

Водный

4

5

4

1

4

1

Автомобильный

2

2

2

3

1

4

Трубопроводный

5

1

1

5

5

2

Воздушный

1

3

5

4

3

5

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское