1. Железнодорожный транспорт ведущее место. Удовлетворять потребности населения в перевозках вне зависимости от погоды, практически во всех климатических условиях и любое время. Основными экономическими особенностями ж/д транспорта являются - неразрывная связь с предприятиями промышленности и сельского хозяйства, стройками, торговыми базами, складами и т.д. В настоящее время все крупные предприятия и базы торговых организаций имеют железнодорожные подъездные пути, связывающие их с магистральными железными дорогами. На подъездных путях зарождается и погашается до 90% всех грузов, перевозимых по железным дорогам,
Материально-техническая база железнодорожного транспорта включает в себя:
путь и путевое хозяйство;
вагоны и вагонное хозяйство;
локомотивы и локомотивные хозяйства;
станции;
грузовые товары;
товарные конторы;
грузовое и весовое хозяйство.
Вагоны характеризуются грузоподъемностью (тонн) и вместимостью, массой тары и др.
Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов. Грузовые вагоны подразделяются на: универсальные и специализированные, приспособленные для перевозок определенного вида груза:
Грузовые вагоны:
Универсальные: Крутые полувагоны платформы цистерны |
Специализированные: изотермические цементовозы кислотные цистерны |
Грузовая станция - комплекс путевых и грузовых устройств, технических и служебных помещений, предназначенных для выполнения соответствующих грузовых и коммерческих операций. Она производит операции по приему, погрузке и выдаче грузов и багажа. В зависимости от вида операций различают следующие грузовые станции: погрузочные, выгрузочные, погрузочно-выгрузные, перегрузочные.
Грузовые перевозки на ж/д транспорте:
- местные (в пределах одной ж/дороги);
- прямое сообщение (в пределах одной и более ж/дороги по одному перевозочному документу);
- прямое смешанное сообщение (комбинируется несколько видов транспорта ж/д-авто);
- прямое международное сообщение (2 и более государств по одному перевозочному документу).
В зависимости от количества груза, принятого по одной накладной, перевозки выполняются мелкими, малотоннажными, повагонными, групповыми и маршрутными отправками.
Мелкой отправкой считается партия груза массой до 10т и объемом не более 1/3 вместимости крытого четырехосного вагона, полувагона или площади четырехосной платформы.
Малотоннажной отправкой считается партия груза массой от 10 до 25 т и объемом не более половины вместимости четырехосного вагона. Для по вагонной отправки требуется отдельный вагон.
Групповая отправка - это такое количество груза, для которого требуется более одного вагона, но меньшего маршрута.
Маршрутной отправкой считается партия груза, предъявляемого к перевозке по одной накладной, для которого необходимо такое количество вагонов, которое соответствует по массе норме маршрута (поезда).
Сопроводительные документы на ж/д:
- накладная (первичный документ, заполняется отправителем);
- дорожная ведомость (информация о сроке доставке груза);
- корешок дорожной ведомости (по которому рассчитывается провозная плата за перевозку);
- квитанция о приеме груза (подтверждает прием грузовой станцией груза к перевозке от отправителя).
Накладная и дорожная ведомость отправляются вместе с грузом. Получатель принимает груз по накладной, а расписывается в дорожной ведомости.
Выдачи груза с ж/дороги происходи по доверенности на право получения груза (т.к. часто груз адресован предприятию, организации).
Важнейшими характеристиками ж/д транспорта является полное использование грузоподъемности и вместимости вагонов.
Сравнительно часто отправитель предъявляет к перевозке грузы, обладающие объемной различной плотностью. Раздельная их перевозка приводит к тому, что при перевозке высокоплотного груза грузоподъемность вагона используется хорошо, а вместимость - недостаточно. Противоположный результат получается при перевозке груза, обладающего небольшой объемной плотностью: вместимость вагона используется хорошо, а грузоподъемность - недостаточно.
2. Автомобильный транспорт осуществляет перевозки грузов в промышленных центрах, населенных пунктах и сельскохозяйственных районах, подвоз грузов к магистральному транспорту и доставка их получателям от пунктов назначения магистрального транспорта; перевозки из пунктов производства в пункты потребления при отсутствии связей между видами транспорта, перевозки скоропортящихся и других грузов в пределах экономической целесообразности, перевозки внутри узлов в контейнерах и мелкими оптом.
На внутрипроизводственных перевозках автомобили используются в горнорудной промышленности, особенно на открытых разработках. В строительстве автомобилями выполняется огромный объем перевозок железобетонных изделий, кирпича, блоков, панелей, ферм и т.д. В сельском хозяйстве автомобили используются для поставки урожая с полей на склады, элеваторы, заготовительные пункты, базы хранения и непосредственно на станции, пристани, порты.
Автомобильные перевозки различают по следующим признакам:
- Отраслевому - перевозки грузов промышленности, строительства, сельского хозяйства, торговли, коммунального хозяйства, почтовые;
- Размеру партий грузов - массовые и мелкопартионные перевозки.
- Территориальному признаку - городские, пригородные, внутрирайонные, межрайонные, междугородние и международные перевозки;
- Способу выполнения: местные - осуществляются одним автотранспортным предприятием; прямого сообщения - при перевозке участвуют несколько автотранспортных организаций; смешанного сообщения - перевозки двумя или несколькими видами транспорта.
- Времени освоения - постоянные. Сезонные и временные перевозки.
- Организационному признаку - централизованные и децентрализованные.
К материально-технической базе автомобильного транспорта относят:
подвижной состав;
автотранспортные предприятия;
автомобильные дороги.
Подвижной состав автомобильного транспорта состоит непосредственно из автомобилей, а немоторизованных прицепов и полуприцепов.
Все виды автомобилей подразделяют на транспортные, используемые для перевозок грузов или пассажиров и специального назначения. К последним относят коммунальные, пожарные автомобили, автокраны и др. Транспортные автомобили и автопоезда подразделяют на грузовые и пассажирские, а последние - на автобусы и легковые. Каждая из трех разновидностей транспортных автомобилей (грузовые, автобусы и легковые) различаются по своим основным конструктивным схемам, размерности и виду перевозок.
По конструктивной схеме грузовые автомобили подразделяют на одиночные и автопоезда, последние могут состоять из бортового автомобиля с прицепом или седельного автомобиля-тягача с полуприцепом.
Грузовые автомобили по размерности различают: особо малой грузоподъемности (до 0,5 т) на базе легковых автомобилей, малой грузоподъемности (от 0,5 до 2 т), средней грузоподъемности (от 2 до 5 т), большой грузоподъемности (от 5 до 15 т) и особо большой грузоподъемности (более 15 т).
К эксплуатационно-техническим качествам автомобиля относят его характеристику по габаритам и массе, проходимость, устойчивость и маневренность, подвижность, динамические качества и экономичность.
Для осуществления перевозок на автомобильном транспорте служат предприятия (АТП), которые являются составной частью материально-технической базы автомобильного транспорта.
АТП - это транспортные предприятия комплексного типа, осуществляющие перевозку грузов или пассажиров, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, а также снабжение его эксплуатационными материалами.
Автомобильные дороги представляют собой комплекс инженерных сооружений, предназначенных для обеспечения возможности непрерывного безопасного движения с определенными рассчитанными нагрузками и скоростями.
Сопроводительные документы:
- договор перевозки (основной, в котором перевозчик обязуется доставить вверенные ему отправителем груз и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку грузу установленную плату);
- договор об организации перевозок (носит долгосрочный характер, в котором определяются сроки, объемы и другие условия перевозки груза);
- договор транспортной экспедиции (помимо основных условий предполагает оказание дополнительных услуг, связанных с перемещением грузов: оформление документов для экспорты и импорта, проверка количества и качества, погрузка и выгрузка, хранение груза и т.д.);
- товарно-транспортная накладная (для расчетов, в которой указывается информация для перевозки: вид и характеристика груза, место и дата заполнение накладной, приема груза, сдача груза, имена и адреса отправителя, перевозчика, получателя, количество и масса груза и т.д.);
- путевой лист (выдается водителю при выпуске автомобиля на линию, возвращается на АТП по окончании перевозки);
- отгрузочная спецификация.
3. Движение автотранспорта происходит по маршрутам. Маршрут движения – путь следования автомобиля при выполнении перевозок.
Основные элементы маршрута:
длина маршрута – путь, проходимый автомобилем от начального до конечного пункта маршрута;
оборот автомобиля – законченный цикл движения, т.е. движение от начального до конечного пункта и обратно;
ездка – цикл транспортного процесса, т.е. движение от начального до конечного пункта.
Основные элементы маршрута показаны на рисунке
Расстояние, на которое транспортируется груз за поездку, называется длиной ездки с грузом (ler).
Маршруты движения могут быть маятниковые и кольцевые. Схемы маятниковых маршрутов показаны на рисунке.
При маятниковом маршруте путь следования автомобиля между двумя грузопунктами неоднократно повторяется.
а – с обратным холостым пробегом;
б – с обратным не полностью груженым пробегом;
в – с обратным груженым пробегом;
г – кольцевой маршрут;
b - коэффициент пробега автомобиля на маршруте.
Кольцевой маршрут - маршрут движения автомобиля по замкнутому контуру, соединяющему несколько потребителей (поставщиков).
Разновидностями кольцевых маршрутов являются развозочные, сборные и сборно-развозочные маршруты.
Развозочным называется такой маршрут, при котором продукция загружается у одного поставщика и развозится нескольким потребителям. Сборный маршрут – это маршрут движения, когда продукция получается у нескольких поставщиков и доставляется одному потребителю. Сборно-развозочный маршрут – это сочетание развозочного и сборного маршрутов.
Повышение производительности подвижного состава может быть достигнуто улучшением различных показателей работы автомобилей.
Схема расчета себестоимости перевозок на автотранспортном предприятии представлена в таблице . Графы 4, 5, 6 являются калькуляцией себестоимости автомобильных перевозок. Размер затрат по итоговой строке этих граф определяют делением суммы расходов по статьям на количество единиц транспортной продукции. Так, себестоимость 1 т ∙ км рассчитывают делением полной себестоимости на транспортную работу, т.е. на общее количество выполненных тонно-километров за рассматриваемый период:
,
где Sпол = Sпер+Sпост.
Расчет себестоимости перевозок на автотранспортном предприятии
№ п/п |
Статья затрат |
Полная себестоимость, тыс. руб. |
Калькуляций себестоимости |
||
1 т ∙ км |
1 км |
1 ч |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Заработная плата водителей |
+ |
+ |
- |
(условно) + |
Переменные расходы |
|||||
2 |
Топливо |
+ |
+ |
+ |
- |
3 |
Смазочные и обтирочные материалы |
+ |
+ |
+ |
- |
4 |
Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава |
+ |
+ |
+ |
- |
5 |
Восстановление и ремонт шин |
+ |
+ |
+ |
- |
6 |
Амортизация подвижного состава (в части, предназначенной на капитальный ремонт) |
+ |
+ |
+ |
- |
Постоянные расходы |
|||||
7 |
Накладные расходы |
+ |
+ |
- |
+ |
8 |
Амортизационные отчисления (в части, предназначенной на полное восстановление) |
+ |
+ |
- |
+ |
ИТОГО |
|||||
Примечание. Знак «+» - расходы, которые необходимо рассчитывать по статье; знак «-» - расходы, которые не рассчитываются по статье. |
4. Перевозки морским транспортом осуществляются во внутренних и внешних сообщениях. В последние годы все больший удельный вес получают перевозки, осуществляемые по рекам и морям (так называемые «река-море») на судах, обладающих достаточными мореходными качествами и маневренностью
Виды сообщений:
- внутреннее водное – в границах одного речного пароходства;
- прямое внутреннее водное – в границах двух или нескольких смежных речных пароходств, в том числе пароходств союзных республик;
- прямое водное – с участием речных и морских пароходств;
- прямое смешанное (железнодорожно-водное, водно-автомобильное).
Размер партии: судовая, сборная, мелкая.
Судовая партия – это груз одного наименования, сдаваемый по одной накладной, а также однородные грузы, сдаваемые по двум или более накладным, следующие в один пункт назначения в количестве, достаточном для полной загрузки отдельного суда на до его технической нормы.
Сборная партия состоит из груза массой свыше 20 т, предъявляемого к перевозке в количестве:
1) недостаточном для загрузки одного судна;
2) достаточном для загрузки одного судна, но адресуемого в разные пункты назначения или в один пункт назначения разным получателям, что вызывает необходимость отделения одного груза от другого.
Мелкой считается партия груза, предъявляемая к перевозке по одной накладной в количестве, не превышающем 20 т.
В зависимости от вида плавания различают заграничные плавания и каботажи, которые делятся на:
- большой каботаж - плавание между портами разных бассейнов с заходом в загранпорты;
- малый каботаж - плавание в пределах одного-двух бассейнов без заходов в иностранные порты.
В современном международном судоходстве сложились две основные формы организации перевозок:
- линейная, когда суда работают по расписанию прибытий и отходов в порты погрузки- выгрузки на строго определенных регулярных линиях. На таких линиях суда закрепляются не меньше, чем на три месяца и перевозят в основном товары промышленного производства (генеральные грузы);
-трамповая, когда зафрахтованные суда работают на различных направлениях в зависимости от наличия грузов, конъюнктуры фрахтового рынка. На трамповых судах перевозят главном образом однородные массовые грузы: лесные грузы, руды, уголь, зерно и другие грузы, перевозимые насыпью, навалом или наливом. Однако большинство трамповых судов универсальны и могут в случае необходимости перевозить и так называемые генеральные грузы - упакованные и неупакованные товарно-штучные грузы, например: оборудование, химикаты, аппаратуру, автомобили, вагоны, сельскохозяйственную технику. При перевозке на трамповых судах под груз может быть предоставлено все судно или его часть, или определенные грузовые помещения.
Материально-техническая база:
- речной и морской флот (транспортный – пространственной перемещение грузов, для обеспечения эффективной работы первого – технический и вспомогательный флот);
- речные и морские порты (прибрежный пункт, имеющий удобные подходы для судов, и связанные с наземным транспортом со стороны берега);
- пристани (прибрежный пункт, производящий прием и выдачу, посадку и высадку псажиров).
Порты и пристани - для выполнения операций по погрузке и выгрузке, приему и выдачи грузов, организации перевозок и обслуживания флота.
Сопроводительные документы на морском транспорте:
- договор морской перевозки - коносамент (документ, выдаваемый судовладельцем грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским путем и обязывающий перевозчика выдать товар законному владельцу);
- морская накладная (подтверждает принятие или погрузку груза перевозчиком и его обязанность доставить груз грузополучателю, указанному в документе);
- штурманская расписка (удостоверение судовладельца в принятие товара к перевозке);
- доковая расписка (выдается управление порта в удостоверении принятия груза для отправки и помещение его на портовый склад)
При перевозке грузов речным транспортом взаимоотношения между грузоотправителями и грузополучателями регламентируются Уставом внутреннего водного транспорта РФ (УВВТ).
Сопроводительные документы на речном транспорте:
- накладная (заполняется грузоотправителем и содержит данные о характере и количестве перевозимого груза, скорости перевозки (грузовая или большая), об отправителе и получателе груза, пунктах отправления и назначения груза. В накладную вносятся суммы провозной платы и сборов. Она сопровождает груз до пункта назначения при выдаче груза вручается грузополучателю).
- дорожная ведомость (документ используется для учета общей работы транспорта, Выдача груза в пункте его назначения оформляется распиской грузополучателя на дорожной ведомости).
Основными показателями, характеризующими речные и морские суда, являются водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, размеры судов (длина, ширина, высота борта) и осадка в груженом и порожнем состояниях.
Водоизмещение (массовое и объемное) определяется массой или объемом воды соответственно, вытесняемой плавающим судном.
Грузоподъемность судна - это его перевозочная способность, выраженная в тоннах.
Дедвейт (или полная грузоподъемность) - количество тонн груза, которое может принять судно сверх собственной массы до осадки по летнюю грузовую марку.
Дедвейт определяется по формуле:
где Вп - массовое водоизмещение судна с полным грузом, т;
Вц - массовое водоизмещение судна без груза, т.
Различают полную и чистую грузоподъемность судна. Полная грузоподъемность Д - это сумма массы служебного (вода, топливо, провиант) и перевозимого груза.
Чистая грузоподъемность Дч равна массе перевозимого груза:
где С - масса всех судовых запасов, т.
Грузовместимость - это способность судна вместить груз определенного объема. Различают грузовместимость одинарную, когда объем всех грузовых помещений, используется единовременно, и составную, или двойную, когда грузовые помещения используются равновременно, по очереди. В зависимости от рода перевозимых грузов определяют грузовместимость для грузов тарно-упаковочных, штучных и сыпучих.
5. Возрастающая потребность народного хозяйства в скоростной доставке грузов для нужд различных отраслей народного хозяйства неразрывно связана с развитием грузовых перевозок воздушным транспортом.
Самолетами перевозят товары широкой номенклатуры: свежие фрукты, овощи, виноград, ягоды, свежую и мороженую рыбу, мясо и колбасные изделия, и другие продовольственные товары.
Планы перевозок грузов воздушным транспортом разрабатываются на год с разбивкой по кварталам на основе представленных управлению гражданской авиации заявок по установленной форме.
Квартальные планы разрабатываются с разбивкой по месяцам на основе годовых планов перевозок, квартальных планов производства, капитального строительства, материально-технического снабжения и товарооборота, а также на основе заданий по перевозкам грузов, которые устанавливаются решениями правительства.
Месячные планы уточняются аэропортами на основании ходатайств грузоотправителей. Для перевозки грузов воздушным транспортом используются современные самолеты ИЛ-76Т, ИЛ-122T, АН-12, АН-22, АН-28.
Применяется воздушный транспорт при перевозке дорогостоящих, режимных и особорежимных грузов, от своевременности доставки которых зависит работа производства.
В настоящее время самолеты различных авиакомпаний совершают регулярные рейсы в 122 аэропортах 98 стран. Специальные самолеты высокой грузоподъемности используются для перевозки тяжелых машин, конструкций. Для монтажа башен и вышек, состоящих из тяжелых блоков, применяются вертолеты, которые незаменимы также в труднодоступных районах для доставки изыскательских, геологоразведочных партий, вахтовых бригад на нефтепромыслы и т.п. Пассажирские вертолеты, благодаря способности приземляться и летать без разбега, применяются в горных районах.
Сопроводительные документы
- авиагрузовая накладная, выписывается грузоотправителем и подтверждает наличие договора между грузоотправителем и перевозчикам о перевозке грузов по авиалиниям перевозчика. (По договору перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения в установленные сроки доставки и выдать получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза по установленному тарифу). Довольно часто используется как таможенная декларация, в которой содержится подробное описание груза.
Сравнительная характеристика различных видов транспорта
Вид транспорта |
Особенности транспорта |
Объем перевозок |
|
Достоинства |
Недостатки |
||
1. Железнодорожный |
Высокая провозная и пропускная способность; регулярность перевозок; невысокая себестоимость перевозок; массовые перевозки |
Большие капиталовложения на сооружение пути; низкая маневренность и мобильность |
|
2. Морской |
Обеспечивает массовые межконтинентальные перевозки грузов; низкую себестоимость; практически неограниченную пропускную способность |
Зависимость от естественно-географических и навигационных условий, создание портового хозяйства |
|
3. Речной |
Высокая провозная способность; невысокая себестоимость перевозок; небольшие капиталовложения на организацию судоходства |
Неравномерность глубин, сезонность работы, небольшая скорость перевозки |
|
4. Автомобильный |
Большая маневренность и подвижность; высокая скорость доставки груза; небольшие капиталовложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния |
Низкая производительность труда; низкий уровень эксплуатационных показателей; плохое состояние дорожной сети |
|
5. Воздушный |
Высокая скорость доставки; самый короткий путь следования, самая высокая сохранность груза |
Высокая себестоимость перевозки |
|
6. Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В таблице 1 дается оценка различных видов транспорта общего пользования в разрезе этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.
Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие факторы:
- надежность соблюдения графика доставки;
- время доставки;
- стоимость перевозки.
Следует отметить, что данные могут служить лишь для приблизительной оценки степени пригодности того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.
Факторы, влияющие на выбор вида транспорта Вид транспорта |
Время доставки |
Частота отправ-лений груза |
Надеж-ность соблюде-ния графика доставки |
Способ-ность перево-зить разные грузы |
Способ-ность перево-зить груз в любую точку террито-рии |
Стоимость перевозки |
Железнодорож-ный |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
Водный |
4 |
5 |
4 |
1 |
4 |
1 |
Автомобильный |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
4 |
Трубопроводный |
5 |
1 |
1 |
5 |
5 |
2 |
Воздушный |
1 |
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |