- Социальная работа: понятие и многоаспектность.
Социальная работа выступает в нескольких аспектах: как теория, как специфический вид социальной деятельности, как социальный институт, как профессия.
В глобальном смысле социальная работа включает образование, здравоохранение, деятельность правоохранительных органов, социальную инфраструктуру, культуру, спорт и т.д. Но, в основном социальная работа рассматривается как оказание помощи и взаимопомощи.
Во-первых, социальная работа рассматривается как специфический вид социальной деятельности, направленный на оказание помощи различным категориям нуждающихся. (возникает раньше институциализации).
Как вид деятельности она представлена на 3-х уровнях:
- Макроуровень. Система мер, направленных на улучшение среды обитания человека. Это деятельность связанная с социальным администрированием, управлением, законодательством. В этот уровень входит содействие и создание нормальных условий жизни человека в обществе; предотвращение социально-политических, национальных и др. конфликтов; выявление категорий, нуждающихся в помощи.
- Мезоуровень. На этом уровне социальная работа выступает как вид деятельности по оказанию помощи семье и различным группам нуждающихся.
- Микроуровень. Социальная работа строится на основе запросов индивида или клиента. Ее смысл в восстановлении и оптимизации связей индивида и различных социальных общностей. Она ориентирована на корректировку жизненного сценария или условий его реализации.
Субъект социальной работы носит множественный характер, т.е. можно говорить, что социальная работа – это полисубъектная деятельность. Основным субъектом социальной работы является государство. Оно определяет правовое пространство, которым гарантируется человеку система прав, социальных гарантий. К субъектам социальной работы также относят религиозные, благотворительные организации, волонтерские и другие объединения граждан.
Объектом социальной работы является, в зависимости от уровня, все население; какая-либо социальная группа или отдельный человек (клиент), попавший в трудную жизненную ситуацию.
Во-вторых, социальная работа выступает как специфический социокультурный институт. Через этот институт удовлетворяются общественные потребности в социальной поддержке и защиты тех категорий населения, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Через специализированные учреждения осуществляется социальная работа с детьми, геронтологический, медицинский, психиатрический, юридический, административный и другие виды социальной работы.
В-третьих, социальная работа выступает как специфический вид профессиональной деятельности. Это понятие объединяет разноплановую профессиональную деятельность.
С 1991 г. начинается подготовка специалистов по социальной работе.
Социальная работа как профессиональная деятельность специализируется по нескольким направлениям:
- Социальная работа в различных средах: социальное администрировании, социальная работа в образовании, в сфере досуга, на предприятии и т.д.
- Социальная работа с различными категориями населения: с детьми, с семьей, с безработными, с инвалидами и т.д.
- Социальная работа по разрешению различных проблем личности: с наркоманами, медико-социальные технологии, психолого-педагогические методы и т.д.
Теория социальной работы также рассматривается как учебная дисциплина, которая имеет своими задачами дать представление о социальной работе как области познания, о формах существования социальной работы как социальной деятельности в различных сферах жизнедеятельности человека, о субъекте социальной работы, о клиенте и факторах, приводящих к изменению его жизненного сценария, о способах и методах помощи клиента. Теория социальной работы призвана выполнять функцию систематизации общепрофессионального и специального знаний.
- Проблема объекта и предмета теории социальной работы.
Социальная работа также рассматривается как теория (наука).
Под объектом теории социальной работы понимается объективная реальность, закономерности которой изучаются данной наукой. Эта объективная реальность представляет, во-первых, собственное знание о себе и, во-вторых, знание о личности и ее проблемах в обществе в специфическом пространственно-временном и социокультурных аспектах.
Границы объекта теории социальной работы подвижны и являются дискуссионной проблемой. Сформировались 2 основных подхода к определению объекта и предмета теории социальной работы.
1 подход. Начало 90-х годов. Представители: И.Г. Зайнышев, Л.Г. Гуслякова, Е.И. Холостова и др.
Для этого подхода характерна ориентация на междисциплинарный и интегративный характер знания теории социальной работы. За основу определения объекта этот подход берет понятие социальных отношений и рассматривает их во множетсве проявлений на уровне межличностных, групповых, межгрупповых, внутриобщественных и иных взаимоотношений. Социальные отношения исследуются социологией, политологией, психологией, педагогикой и рядом других наук об обществе и человеке. Теория социальной работы берет из этих наук лишь ту часть объекта (социальных отношений), которая касается процессов оптимизации функционирования человека на различных уровнях социума. В рамках этого подхода дается несколько определений предмета социальной работы.
Холостова Е.И. определяет предмет социальной работы через закономерности социальной деятельности и тенденции их изменения под влиянием психолого-педагогических, экономических,управленческих факторов, воздействующих на реализацию и защиту социальных прав.
Гуслякова Л.Г. под предметом теории социальной работы понимает закономерности содействия становлению и реализации жизненных сил человека, а также совершенствование механизма, сопряжения жизненных сил и средств обеспечения их осуществления.
2 подход. Середина 90-х годов. Представлен М.В. Фирсовым.
Характерна ориентация на вычленение специфики социальной работы, которая позволит ей кардинально отличаться от других наук об обществе и человеке. Под объектом теории социальной работы понимается процесс помощи и взаимопомощи в системе социокультурных и психосоциальных взаимодействий и отношений.
Предметом выступает социальная работа как специфическая форма помощи и поддержки, имеющая в реальности различные формы общественной практики и выступающая как система научного знания.
Структура теоретического знания включает 4 базовые конструкции:
- Философия помощи (феноменология помощи). Это знание о наиболее общих принципах, смыслах, назначении социальной работы в обществе.
- Социопсихотехника (технология помощи).Это знание о технологиях, методиках, способах, приемах оказания различных видов помощи на макро-, мезо- и микроуровнях.
- Акмеология (знание о субъекте помощи). Это знание о государстве, различных организациях, обществах, методах их работы. В рамках акмеологии значительное место отводится знанию о профессии социальной работы. Устанавливаются стандарты требований, предъявляемые к социальной работе на профессиональном уровне.
- Годология (знание об объекте помощи). Это знания о «жизненных сценариях», т.е. об основных подходах к изучению проблем клиента, к взаимодействиям в процессе помощи, техникам, методикам оказания помощи в реализации жизненного сценария клиента.
Специфика подходов к объекту и предмету теории социальной работы определяет и их практическую значимость. Первый подход в силу своей практической ориентированности наиболее оптимален для решения текущих проблем социальной работы. Второй подход ориентирован на получение долгосрочного знания, способного сделать социальную работу профилактической, привентивной.
- Функции теории социальной работы.
Первая классификация:
- Нравственно-гуманистическая. Через эту функцию обозначается проявление гуманистического отношения к человеку в обществе, это предполагает создание достойных условий жизни для человека.
- Информационно-коммуникативная. Через нее осуществляется выявление, сбор, обобщение информации о людях, нуждающихся в помощи, о фактах, требующих вмешательства и учета на уровне деятельности государства, социальных служб.
- Аналитико-прогнозная. Ее суть в изучении тенденций социального напряжения в обществе, демографической ситуации, общественного мнения, семейного неблагополучия.
- Организационно-методическая. Ее назначение в содействии созданию учреждений социальной помощи, в изучении инновационного опыта и в обеспечении служб методиками помощи.
- Рекламно-пропагандистская. Осуществляется реклама социальных услуг в обществе, пропагандируются социальные ценности (здорового образа жизни, семьи и т.д.).
- Аффективно-коммуникативная. Регулируется уровень эмоционального напряжения в обществе.
- Профилактическая. Ее суть в предусмотрении социально-правовых, психологических, педагогических и других механизмов предупреждения негативных явлений в обществе.
- Социоинтегративная. Ее суть в объединении различных наук по решению проблем социальной сферы.
Вторая классификация.
- Информационная. Ее назначение – обобщение сведений о реальных социальных процессах.
- Объяснительная. Ее содержание – выявление причинно-следственных связей, тенденций, направлений социального развития.
- Эвристическая. Это создание различных инноваций для разрешения социальных проблем, происходит становление нового социального знания.
- Практическая. Это преломление теоретического знания для нужд практики.
- Прогностическая. Разработка прогнозов социального развития потребностей, ожиданий, состояний различных социальных групп и индивида.