Статьи | Разное

Введение в теорию социальной работы

  1. Социальная работа: понятие и многоаспектность.

Социальная работа выступает в нескольких аспектах: как теория, как специфический вид социальной деятельности, как социальный институт, как профессия.

В глобальном смысле социальная работа включает образование, здравоохранение, деятельность правоохранительных органов, социальную инфраструктуру, культуру, спорт и т.д. Но, в основном социальная работа рассматривается как оказание помощи и взаимопомощи.

Во-первых, социальная работа рассматривается как специфический вид социальной деятельности, направленный на оказание помощи различным категориям нуждающихся. (возникает раньше институциализации).

Как вид деятельности она представлена на 3-х уровнях:

  • Макроуровень. Система мер, направленных на улучшение среды обитания человека. Это деятельность связанная с социальным администрированием, управлением, законодательством. В этот уровень входит содействие и создание нормальных условий жизни человека в обществе; предотвращение социально-политических, национальных и др. конфликтов; выявление категорий, нуждающихся в помощи.
  • Мезоуровень. На этом уровне социальная работа выступает как вид деятельности по оказанию помощи семье и различным группам нуждающихся.
  • Микроуровень. Социальная работа строится на основе запросов индивида или клиента. Ее смысл в восстановлении и оптимизации связей индивида и различных социальных общностей. Она ориентирована на корректировку жизненного сценария или условий его реализации.

Субъект социальной работы носит множественный характер, т.е. можно говорить, что социальная работа – это полисубъектная деятельность. Основным субъектом социальной работы является государство. Оно определяет правовое пространство, которым гарантируется человеку система прав, социальных гарантий. К субъектам социальной работы также относят религиозные, благотворительные организации, волонтерские и другие объединения граждан.

Объектом социальной работы является, в зависимости от уровня, все население; какая-либо социальная группа или отдельный человек (клиент), попавший в трудную жизненную ситуацию.   

Во-вторых, социальная работа выступает как специфический социокультурный институт. Через этот институт удовлетворяются общественные потребности в социальной поддержке и защиты тех категорий населения, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Через специализированные учреждения осуществляется социальная работа с детьми, геронтологический, медицинский, психиатрический, юридический, административный и другие виды социальной работы.

В-третьих, социальная работа выступает как специфический вид профессиональной деятельности. Это понятие объединяет разноплановую профессиональную деятельность.

С 1991 г. начинается подготовка специалистов по социальной работе.

Социальная работа как профессиональная деятельность специализируется по нескольким направлениям:

  1. Социальная работа в различных средах: социальное администрировании, социальная работа в образовании, в сфере досуга, на предприятии и т.д.
  2. Социальная работа с различными категориями населения: с детьми, с семьей, с безработными, с инвалидами и т.д.
  3. Социальная работа по разрешению различных проблем личности: с наркоманами, медико-социальные технологии, психолого-педагогические методы и т.д.

Теория социальной работы также рассматривается как учебная дисциплина, которая имеет своими задачами дать представление о социальной работе как области познания, о формах существования социальной работы как социальной деятельности в различных сферах жизнедеятельности человека, о субъекте социальной работы, о клиенте и факторах, приводящих к изменению его жизненного сценария, о способах и методах помощи клиента. Теория социальной работы призвана выполнять функцию систематизации общепрофессионального и специального знаний.

  1. Проблема объекта и предмета теории социальной работы.

Социальная работа также рассматривается как теория (наука).

Под объектом теории социальной работы понимается объективная реальность, закономерности которой изучаются данной наукой. Эта объективная реальность представляет, во-первых, собственное знание  о себе и, во-вторых, знание о личности и ее проблемах в обществе в специфическом пространственно-временном и социокультурных аспектах.

Границы объекта теории социальной работы подвижны и являются дискуссионной проблемой. Сформировались 2 основных подхода к определению объекта и предмета теории социальной работы.

1 подход. Начало 90-х годов. Представители: И.Г. Зайнышев, Л.Г. Гуслякова, Е.И. Холостова и др.

Для этого подхода характерна ориентация на междисциплинарный и интегративный характер знания теории социальной работы. За основу определения объекта этот подход берет понятие социальных отношений и рассматривает их во множетсве проявлений на уровне межличностных, групповых, межгрупповых, внутриобщественных и иных взаимоотношений. Социальные отношения исследуются социологией, политологией, психологией, педагогикой и рядом других наук об обществе и человеке. Теория социальной работы берет из этих наук лишь ту часть объекта (социальных отношений), которая касается процессов оптимизации функционирования человека на различных уровнях социума. В рамках этого подхода дается несколько определений предмета социальной работы.

Холостова Е.И. определяет предмет социальной работы через закономерности социальной деятельности и тенденции их изменения под влиянием психолого-педагогических, экономических,управленческих факторов, воздействующих на реализацию и защиту социальных прав.

Гуслякова Л.Г. под предметом теории социальной работы понимает закономерности содействия становлению и реализации жизненных сил человека, а также совершенствование механизма, сопряжения жизненных сил и средств обеспечения их осуществления.

2 подход. Середина 90-х годов. Представлен М.В. Фирсовым.

Характерна ориентация на вычленение специфики социальной работы, которая позволит ей кардинально отличаться от других наук об обществе и человеке. Под объектом теории социальной работы понимается процесс помощи и взаимопомощи в системе социокультурных и психосоциальных взаимодействий и отношений.

Предметом выступает социальная работа как специфическая форма помощи и поддержки, имеющая в реальности различные формы общественной практики и выступающая как система научного знания.

Структура теоретического знания включает 4 базовые конструкции:

  1. Философия помощи (феноменология помощи). Это знание о наиболее общих принципах, смыслах, назначении социальной работы в обществе.
  2. Социопсихотехника (технология помощи).Это знание о технологиях, методиках, способах, приемах оказания различных видов помощи на макро-, мезо- и микроуровнях.
  3. Акмеология (знание о субъекте помощи). Это знание о государстве, различных организациях, обществах, методах их работы. В рамках акмеологии значительное место отводится знанию о профессии социальной работы. Устанавливаются стандарты требований, предъявляемые к социальной работе на профессиональном уровне.
  4. Годология (знание об объекте помощи). Это знания о «жизненных сценариях», т.е. об основных подходах к изучению проблем клиента, к взаимодействиям в процессе помощи, техникам, методикам оказания помощи в реализации жизненного сценария клиента.

Специфика подходов к объекту и предмету теории социальной работы определяет и их практическую значимость. Первый подход в силу своей практической ориентированности наиболее оптимален для решения текущих проблем социальной работы. Второй подход ориентирован на получение долгосрочного знания, способного сделать социальную работу профилактической, привентивной.

  1. Функции теории социальной работы.

Первая классификация:

  1. Нравственно-гуманистическая. Через эту функцию обозначается проявление гуманистического отношения к человеку в обществе, это предполагает создание достойных условий жизни для человека.
  2. Информационно-коммуникативная. Через нее осуществляется выявление, сбор, обобщение информации о людях, нуждающихся в помощи, о фактах, требующих вмешательства и учета на уровне деятельности государства, социальных служб.
  3. Аналитико-прогнозная. Ее суть в изучении тенденций социального напряжения в обществе, демографической ситуации, общественного мнения, семейного неблагополучия.
  4. Организационно-методическая. Ее назначение в содействии созданию учреждений социальной помощи, в изучении инновационного опыта и в обеспечении служб методиками помощи.
  5. Рекламно-пропагандистская. Осуществляется реклама социальных услуг в обществе, пропагандируются социальные ценности (здорового образа жизни, семьи и т.д.).
  6. Аффективно-коммуникативная. Регулируется уровень эмоционального напряжения в обществе.
  7. Профилактическая. Ее суть в предусмотрении социально-правовых, психологических, педагогических и других механизмов предупреждения негативных явлений в обществе.
  8. Социоинтегративная. Ее суть в объединении различных наук по решению проблем социальной сферы.

Вторая классификация.

  1. Информационная. Ее назначение – обобщение сведений о реальных социальных процессах.
  2. Объяснительная. Ее содержание – выявление причинно-следственных связей, тенденций, направлений социального развития.
  3. Эвристическая. Это создание различных инноваций для разрешения социальных проблем, происходит становление нового социального знания.
  4. Практическая. Это преломление теоретического знания для нужд практики.
  5. Прогностическая. Разработка прогнозов социального развития потребностей, ожиданий, состояний различных социальных групп и индивида.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское