Статьи | Разное

Зарубежные теории личности

Психодинамическая теория личности

Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученый 3. Фрейд.

Главным источником развития личности являются врожден­ные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия — либидо (от лат. «влечение, желание»). Эта энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение) (Фрейд 3., 1989).

До­минирует в структуре личности бессознательное. Сексуаль­ные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются. Поведение человека полностью детермини­ровано его сексуальными и агрессивными мотивами, кото­рые он называл ид (оно).

Лич­ность формируется в течение первых шести лет жизни.

На первой, так называемой «оральной» фазе развития (от рождения до 1,5 лет), резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как недоверие, сверхнезависимость и сверхактивность, и наоборот, длительное кормление (более 1,5 лет) может привести к формированию доверчивой, пассивной и зависимой личности.

На второй (от 1,5 до 3 лет), «аналь­ной», фазе грубое наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам порож­дает «анальные» свойства характера — жадность, чистоплотность, пунктуальность. Попустительское отношение родителей к обучению ребенка туалетным навыкам мо­жет привести к формированию непунктуальной, щедрой и даже творческой личности.

На третьем, «фаллическом», самом важном этапе развития ребенка (от 3 до 6 лет), происходит формирование «комплекса Эдипа» у мальчиков и «комплекса Электры» у девочек. Комплекс Эдипа выражается в том, что мальчик ненавидит своего отца за то, что тот прерывает его первые эротические влечения к противоположному полу (к матери). Отсюда — агрессивный характер, незаконопослушное поведение, связанное с неприятием семейных и социальных нормативов, которые символизирует отец. Ком­плекс Электры (тяга к отцу и неприятие матери) формирует у девочек отчуждение в отношениях между дочерью и матерью.

Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности:

  • ид («оно») — главная структура личности, состоящая из совокупности бессо­знательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответ­ствии с принципом удовольствия;
  • эго («я») — совокупность преимущественно осознаваемых человеком познава­тельных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире; эго — это структура, которая призвана обслужи­вать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними;
  • суперэго («сверх-я») – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.

Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологи­ческим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряженно­сти этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения.

Поведенческая теория личности

Поведенческая теория личности имеет еще и другое название — «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения.

сформировалось в амер. психологии на основе идей И. П. Павлова, Дж. Б. Уотсона, Э. Л. Торндайка. Представители этого направления – Э. К. Толмен, Э. Р. Гутри, К. Л. Халл, Скиннер, Н. Е. Миллер, Дж. Доллард.

Существуют два направления в поведенческой теории личности — рефлекторное и социальное

Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, являет­ся среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Свойства личности - это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.

С точки зрения бихевиористов, можно по заказу сформировать любой тип личности — труже­ника или бандита, поэта или торговца.

1) Рефлекторное направление представлено работами известных амери­канских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера.

Например, Уотсон не делал никаких различий между выработкой эмоциональных реакций у человека и слюноотделительного ре­флекса у собаки, полагая, что все эмоциональные свойства личности (страх, тревога, радость, гнев и т. д.) являются результатом выработки классических условных ре­флексов.

Скиннер, утверждал, что личность — это совокупность социальных навы­ков, сформировавшихся в результате оперантного научения. Уже с младенческого возраста, согласно Скиннеру, поведение людей можно регулировать с помощью подкрепляющих стимулов. 

Оперантом Скиннер на­зывал любое изменение среды в результате какого-либо моторного акта. Человек стремится совершать те операнты, после которых следует подкрепление (пища, денежное вознаграждение, похвала), и избегает тех, за которыми следует наказание, которое приводит к угасанию реакции (физическое наказание, моральное воздействие, психологическое давление). При наказании неприятный стимул следует за реакцией, уменьшая вероятность того, что реакция появится вновь.

Скиннер с сожалением замечал, что наказание – «это самая распространенная техника контроля над поведением, применяемая в современном мире. Схема всем известна: если мужчина ведет себя не так, как вам нравится, ударьте его кулаком, если ребенок плохо себя ведет, отшлепайте его, если люди в другой стране плохо себя ведут, сбросьте на них бомбу»

Таким образом, в результате определенной сис­темы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и, соответственно, новые свойства личности — доброту или честность, агрессивность или альтруизм.

Если вы воспитывались в доброй, спокой­ной семье и вас поощряли за доброту и спокойствие, то вы будете иметь свойства доброго и спокойного человека.

2) Основоположниками социаль­ного направления являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер.

Важную роль в развитии лично­сти играют не столько внешние, сколько внутренние факторы, например ожидание, цель, значимость и т. д. В начале процесса социализации ребенок зависим от внешних форм наказания и поощрения, то с опытом он переходит к внутренним формам подкрепления, т.е. становится способным к саморегуляции. Внутренние факторы возникли из прошлого опыта в результате научения через подражание. (Бандура)

В поведенческой модели выделяют три основных концептуальных внутренних блока лично­сти.

Основной блок — самоэффективность - представление индивида о своей способности справляться с конкретными ситуациями, своего рода когнитив­ный конструкт «могу» - «не могу». А.Бандура определял эту структуру как веру, убеждение или ожидание получения будущего подкрепления. Если человек принимает решение: «Могу», то он при­ступает к выполнению определенного действия, если же человек выносит вердикт: «Не могу», то он отказывается от выполнения данного действия или от его усвое­ния.

Например, если вы решили, что не сможете выучить китайский язык, то никакая сила не заставит вас это сделать. А если вы решили, что сможете это сделать, то рано или поздно вы его выучите.

По мнению Бандуры, существует четыре основных условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он может и чего не может сделать:

  • прошлый опыт (знания, навыки); например, если раньше мог, то и сейчас, по-видимому, смогу;
  • самоинструкция; например, «Я могу это сделать!»;
  • повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, любовь);
  • косвенный опыт, (самое главное условие) наблюдение, моделирование, подражание проведению других людей (наблюдение за реальной жизнью, просмотр кинофильмов, чтение книг и т. д.); например, «Если другие могут, то и я смогу!».

Дж. Роттер выделяет блок когнитивной мотивации, называемый поведенческим потенциалом – означает меру вероятности того, какое поведение будет совершать человек в данной ситуации. Потенциал поведения складывается из двух компонентов:

  • субъективной значимости подкрепления данного поведения (насколько предстоящее подкрепление ценно, значимо для человека)
  • доступности данного подкрепления (насколько пред­стоящее подкрепление в данной ситуации может быть реализовано).

Эти блоки не функционируют самостоятельно. Целостные свойства личности проявляются в единстве действия блоков субъек­тивной значимости и доступности.

Бихевиористы считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Однако ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные. Основа любых знаний, способностей, в том числе творческих и духовных, по их мнению, за­кладывается в детстве.

В личности рациональные и ир­рациональные процессы представлены в равной мере. Их противопоставление не имеет смысла. Все зависит от типа и сложности поведения. В одних случаях человек может четко осознавать свои поступки и свое поведение, в других — нет.

Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детер­минировано внешними обстоятельствами. Мы часто ве­дем себя как марионетки и не осознаем последствий сво­его поведения, поскольку выученные нами социальные навыки и рефлексы от длительного употребления уже давно автоматизированы.

В русле бихевиорального подхода сформировалось одноим. психотерапевтич. направление, Невротич. поведение, так же, как и нормальное, рассматривается как результат подкрепления. Бихевиоральная психотерапия явл. симптоматич. и строится как процесс угашения нежелательного поведения, переобусловливание, моделирование, обучение социальным навыкам, проблемное обучение. На принципах классич. обусловливания построены такие методы, как систематич. десенсибилизация, аверсивная психотерапия, техники угашения. На оперантном обусловливании базируется тренинг ассертивности (тренинг социальных способностей), модификация поведения.

Когнитивная теория личности

Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Когнитивное направление персонологии подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли (1905-1967).

Психология личностных конструктов: человек по существу — ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним.

Эта точка зрения на человека как на исследователя лежит в основе теоретических построений Келли, а также современной когнитивной ориентации в психологии личности.

Вселенная реальна, но разные люди интерпретируют ее по-разному. Это означает, что наша интерпретация событий оказывает большее влияние на наше поведение, чем сами события.

Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, соци­альное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллек­туальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнива­ется с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий.

Главным понятием в этом направлении является «конструкт» (от англ. строить) — это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя. Каждый конструкт имеет «дихотомию» (два полюса): «спортивный-неспортив­ный», «музыкальный-немузыкальный» и т. д. Каждый из нас воспринимает действительность путем собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира.

Виды конструктов

Одни конструкты (частные ), пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диа­пазоном применимости (всесторонние конструкты). Например, конструкт «умный-глупый» вряд ли годится для описания погоды, а вот конструкт «хороший-плохой» пригоден фактически на все случаи жизни.

Есть основные (суперординатные)  конструкты, которые актуализируются в сознании быстрее, которые регулируют основную деятельность человека, и периферические(субординатные) конструкты, которые могут меняться, не изменяя значительно основную структуру. Например, если, встретив ка­кого-то человека, вы сразу оцениваете его с точки зрения того, является ли он умным или глупым, и только потом — добрым или злым, то ваш конструкт «умный-глупый» является суперординатным, а конструкт «добрый-злой» — субординатным.

И наконец, некоторые конструкты являются жесткими, то есть дающими неизменный прогноз, а другие — свободными, так как позволяют делать различные прогнозы при сходных условиях.

Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношении, называются личностными конструктами.

Келли сформулиро­вал основополагающий постулат и 11 следствий.

Постулат утверждает, что личностные процессы психологически ка­нализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Основной постулат гласит, что поведение определяется тем, как люди прогнозируют будущие события. С точки зрения Келли, каждый из нас строит и прове­ряет гипотезы, одним словом, решает проблему, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музы­кальным или немузыкальным, интеллигентным или неин­теллигентным и т. д., пользуясь соответствующими кон­структами (классификаторами).

След­ствия уточняют этот основной постулат, объясняют, как функционирует конструктная система, как она изменяется и влияет на социальные взаимодействия.

Конструктная система не является статическим образованием, а находится в постоянном изменении под влиянием опыта, т. е. личность формируется и развивается в течение всей жизни. В личности доминирует преимущественно «сознательное». Бес­сознательное может относиться только к отдаленным (субординантным) конструк­там, которыми при интерпретации воспринимаемых событий человек пользуется редко.

Личность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком для прогноза будущего. У каж­дого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на два уровня (блока):

  • Блок «ядерных» конструктов — это примерно 50 основных конструктов, кото­рые находятся на вершине конструктной системы, т. е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаи­модействии с другими людьми.
  • Блок периферических конструктов — это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до не­скольких тысяч.

Результат совместного функциони­рования обоих блоков – целостная личность

два типа целостной личности:

  • когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество кон­структов)
  • когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструк­тов)

Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:

  • имеет лучшее психическое здоровье;
  • лучше справляется со стрессом;
  • имеет более высокий уровень самоооценки;
  • более адаптивна к новым ситуациям.

Келли разработал «Репертуарный тест ролевого конструкта» (Role Construct Repertory Test) для оценки личностных конструктов, с помощью которых люди интерпретируют жизненные события. Основываясь на вербальном содержании выведенных конструктов, психолог может сделать предположение о том, как испытуемый воспринимает значимых для него людей и общается с ними.

Люди, которых испытуемый внес в список, называются фигурами – люди,  играющие важную роль в про­шлой или настоящей жизни данного испытуемого. После того, как перечень ролей заполнен, испытуемому предъявляют три имени фигур из перечня и просят установить «самое важное, что делает похожими две, но отличает их от третьей». Например, испытуемого могут попросить определить сходство и различие людей, которых он обозначил как сестру, брата и мать. Рассматривая эту триаду, испытуемый говорит, например, что брат и сестра похожи в том, что они «спокойные», в отличие от матери, которая «гиперактивна». В терминологии Келли, конструкт, полученный таким «способом», это шкала «спокойный—гиперактивный».

Келли также разработал модификацию теста -  технику репертуарной решетки

Диспозициональная теория личности

(от англ. dispositionпредрасположенность)

Основным блоком личности в рамках этого подхода является тем­перамент. Не все авторы включают его в состав личности, но все сходятся в том, что темперамент, будучи генетически наследственной структурой, влияет на развитие черт личности.

Главным источником развития личности являются факторы генно-средового взаимо­действия, причем одни направления подчеркивают пре­имущественно влияния со стороны генетики, другие — со стороны среды.

Личность развивается в течение всей жизни. Однако ранние годы жизни, включая период полового созревания, рассматриваются как наиболее важные. Данная теория предполагает, что люди, несмотря на постоян­ные изменения в структуре их поведения, обладают в целом определенными устойчи­выми внутренними качествами (темпераментом, чертами).

Три основных направления

  1. «Жесткое» направление пытается установить строгое соответствие между опреде­ленными жесткими биологическими структурами человека; свойствами телосложения, нервной системой или мозгом, с одной стороны, и определенными личностными свой­ствами — с другой.

* немецкий исследователь Э. Кречмер установил связь между телесной конституцией и типом характера, а также между телосложением и склонностью к опре­деленному психическому заболеванию (Кречмер Э., 1924).

Например, люди астенического телосложения (худые, с длинными конечностями, впалой грудью) несколько чаще, чем представители других типов телосложения, об­ладают «шизоидным» характером (замкнуты, необщительны) и заболевают шизо­френией. Лица пикнического телосложения (обильное жироотложение, выпуклый живот) несколько чаще, чем другие люди, обладают «циклотимическим» характером (резкие перепады настроения — от возвышенного до печального) и чаще заболевают маниакально-депрессивным психозом.

* Английский исследователь Г. Айзенк отождествлял личностные свойства со свой­ствами темперамента. В его модели представлены три фундаментальных свойства, или димензии, личности: интроверсия-экстраверсия, нейротизм (эмоциональная не­устойчивость) - эмоциональная стабильность, психотизм.

Он предположил, что такая личностная черта, как «интроверсия-экстраверсия» (замкнутость-общительность) обусловлена фун­кционированием особой структуры мозга — ретикулярной формации.

Нейротизм ~ это свойства личности, связанные с высокой раздражительностью и возбудимостью. Невротики (лица с высокими значениями нейротизма) легко впадают в панику, возбудимы, бес­покойны, тогда как эмоционально-стабильные люди уравновешены, спокойны.

Пси­хотизм объединяет свойства личности, отражающие безразличие, равнодушие к дру­гим людям, неприятие социальных нормативов.

  1. «Мягкое» направление диспозициональной теории личности.

Среди исследователей данного направления наиболее известным является Г. Олл­порт — основоположник теории черт.

Черта — это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях. (Например, про человека, который постоянно разговорчив и дома, и на работе, можно сказать, что у него выражена такая черта, как общительность). Постоянство черты обусловлено, по мнению Оллпорта, определенным набором психофизиологических характеристик человека.

Помимо черт Оллпорт выделял у человека особую надличностную структуру -проприум (от лат. «я сам»). Понятие «проприум» близко к понятию «Я» гуманистической психологии. В него входят высшие цели, смыслы, мо­ральные установки человека – развиваются под влиянием общества.

Целостность поведения человека характеризуется через проприум. Человек с раз­витым проприумом называется зрелой личностью. Зрелая личность обладает следу­ющими свойствами:

  • имеет широкие границы «Я», может посмотреть на себя со стороны;
  • способна к теплым, сердечным, дружеским отношениям;
  • имеет положительное представление о самой себе, способна терпимо относиться к раздражающим ее явлениям, а также к собственным недостаткам;
  • адекватно воспринимает действительность, обладает квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности, имеет конкретную цель деятельности;
  • способна к самопознанию, имеет четкое представление о своих собственных
    сильных сторонах и слабостях;
  • обладает цельной жизненной философией.
  1. Формально-динамическое направление представлено в основном работами отечественных психологов Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына.

В личности человека существуют два уровня, два раз­ных аспекта личностных свойств — формально-динами­ческий и содержательный.

Основные формально-динамические свойства личности:

  • эргичность — уровень психического напряжения, выносливость;
  • пластичность — легкость переключения с одних программ поведения на другие;
  • скорость — индивидуальный темп поведения;
  • эмоциональный порог — чувствительность к обратной связи, к несовпадению реального и планируемого поведения.

Каждое из этих свойств может быть выделено в трех сферах поведения человека: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной. У каждого человека выде­ляют в целом 12 формально-динамических свойств.

Содержательные свойства личности близки к понятию проприума. Они являются продуктом воспитания, научения, деятельности и охва­тывают не только знания, умения, навыки, но и все богат­ство внутреннего мира человека: интеллект, характер, смыслы, установки, цели и т. д.

Диспозиционалисты счи­тают, что в личности представлены как сознательное, так и бессознательное. При этом рациональные процессы более характерны для высших структур личности пропри­ума, а иррациональные для низших — темперамента.

Гуманистическая теория личности

В гуманистической теории личности выделяется два основных направления.

Пер­вое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса.

Второе, «мотивационное» разработал американский исследователь А. Маслоу.

Главным источником развития личности представители гуманистической психо­логии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций.

Согласно К. Роджерсу, в психике чело­века существуют две врожденные тенденции:

  1. «самоактуализирующаяся тенденция», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека.
  2. «организмический отслеживающий процесс» — пред­ставляет собой механизм контроля за развитием личности.

На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реаль­ное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях — от полной гармонии (конгруэнт­ности) до полной дисгармонии (Роджерс К, 1994).

Цель жизни, согласно К. Роджерсу, - реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т. е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности:

  1. «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения,
  2. «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации.

Всего, по Маслоу, существует пять уровней моти­вации:

  • физиологический (потребности в еде, сне);
  • потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);
  • потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в
    другом человеке, например в создании семьи;
  • потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве - уровень самооценки;
  • потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, це­лостности и т. д.).

Потребности первых двух уровней относятся к дефицитарным, третий уровень потребностей считается промежуточным, на четвертом и пятом уровнях находятся ростовые потребности.

Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно ко­торому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низ­шего уровня. Другими словами, если человек голоден и у него нет крыши над голо­вой, то ему будет трудно создать семью и тем более испытывать уважение к себе или заниматься творчеством.

Наиболее важными для человека являются потребности в самоактуализации. Самоактуализация — не конечное состояние совершенства человека. Ни один чело­век не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется «психологически здоровой личностью» (Мас­лоу А., 1999).

По мнению гуманистов, решающего возрастного периода не существует, личность формируется и развивается в течение всей жизни. Однако ранние периоды жизни (детство и юношество) играют особую роль в развитии личности.

В личности доми­нируют рациональные процессы, где бессознательное возникает лишь временно, ко­гда по тем или иным причинам блокируется процесс самоактуализации. Гуманисты считают, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит планы, ищет смыслы жизни. Человек — творец собствен­ной личности, творец своего счастья.

Внутренний мир человека, его мысли, чувства и эмоции для гуманистов не есть прямое отражение действительности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием. Внутренний мир человека в пол­ной мере доступен только ему самому. Основу действий человека составляют субъек­тивное восприятие и субъективные переживания. Только субъективный опыт явля­ется ключом к пониманию поведения конкретного человека.

В гуманистической модели личности основными концептуальными «единицами» выступают:

  • «реальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас»
    (Роджерс К., 1994);
  • «идеальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые чело­
    век хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.
  • потребности в самоактуализации — врожденные потребности, определяющие
    рост и развитие личности (Маслоу А., 1997).

      В качестве блоков личности в этой теории выступают пять уровней потребностей человека по А. Маслоу.

Хотя «реальное Я» и «идеальное Я» являются довольно размытыми понятиями, тем не менее существует способ измерения их конгруэнтности (совпадения). Высо­кий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой самооценке). При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, при­знаки депрессии.

При рождении обе подструктуры структуры «Я» полностью конгруэнтны, и по­этому человек изначально добр и счастлив.

Впоследствии, благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождения между «реальным Я» и «идеальным Я» могут приводить к искаженному восприятию реальности — субцепции, по терминологии К. Роджерса. При сильных и длительных расхождениях между «реальным Я» и «иде­альным Я» могут возникать психологические проблемы.

Студенты с высокой самооценкой в случае неудачи (например, провала на экзаме­не) пытаются установить контакт с преподавателем и пересдать предмет еще раз. При повторных попытках их показатели только улучшаются. Студенты же с низким уровнем самооценки отказываются от дальнейших попыток пересдать экзамен, пре­увеличивают свои трудности, избегают ситуаций, где они могли бы проявить себя, чаще страдают одиночеством.

Целостность личности достигается в том случае, когда конгруэнтность между «ре­альным Я» и «идеальным Я» приближается к единице. Целостность личности — ос­новное качество «полностью функционирующей личности». Смысл воспитания и коррекции личности состоит в развитии целостной личности.

Целостная личность:

во-первых, стремится к установлению хорошего психологи­ческого контакта со своими друзьями и близкими, к раскрытию им своих скрытых эмоций и тайн;

во-вторых, четко знает, кто она есть на самом деле («реальное Я») и кем бы она хотела быть («идеальное Я»);

в-третьих, максимально открыта к новому опыту и принимает жизнь такой, как она есть «здесь и сейчас»;

в-четвертых, практи­кует безусловное позитивное отношение ко всем людям;

в-пятых, тренирует в себе эмпатию к другим людям, т. е. пытается понять внутренний мир другого человека и смотреть на другого человека его глазами.

Целостную личность характеризуют:

  • эффективное восприятие реальности;
  • спонтанность, простота и естественность поведения;
  • ориентация на решение проблемы, на дело;
  • постоянная «детскость» восприятия;
  • частые переживания «пиковых» чувств, экстаза;
  • искреннее желание помочь всему человечеству;
  • глубокие межличностные отношения;
  • высокие моральные стандарты.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское