Психодинамическая теория личности
Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученый 3. Фрейд.
Главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия — либидо (от лат. «влечение, желание»). Эта энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение) (Фрейд 3., 1989).
Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ид (оно).
Личность формируется в течение первых шести лет жизни.
На первой, так называемой «оральной» фазе развития (от рождения до 1,5 лет), резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как недоверие, сверхнезависимость и сверхактивность, и наоборот, длительное кормление (более 1,5 лет) может привести к формированию доверчивой, пассивной и зависимой личности.
На второй (от 1,5 до 3 лет), «анальной», фазе грубое наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам порождает «анальные» свойства характера — жадность, чистоплотность, пунктуальность. Попустительское отношение родителей к обучению ребенка туалетным навыкам может привести к формированию непунктуальной, щедрой и даже творческой личности.
На третьем, «фаллическом», самом важном этапе развития ребенка (от 3 до 6 лет), происходит формирование «комплекса Эдипа» у мальчиков и «комплекса Электры» у девочек. Комплекс Эдипа выражается в том, что мальчик ненавидит своего отца за то, что тот прерывает его первые эротические влечения к противоположному полу (к матери). Отсюда — агрессивный характер, незаконопослушное поведение, связанное с неприятием семейных и социальных нормативов, которые символизирует отец. Комплекс Электры (тяга к отцу и неприятие матери) формирует у девочек отчуждение в отношениях между дочерью и матерью.
Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности:
- ид («оно») — главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия;
- эго («я») — совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире; эго — это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними;
- суперэго («сверх-я») – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.
Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряженности этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения.
Поведенческая теория личности
Поведенческая теория личности имеет еще и другое название — «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения.
сформировалось в амер. психологии на основе идей И. П. Павлова, Дж. Б. Уотсона, Э. Л. Торндайка. Представители этого направления – Э. К. Толмен, Э. Р. Гутри, К. Л. Халл, Скиннер, Н. Е. Миллер, Дж. Доллард.
Существуют два направления в поведенческой теории личности — рефлекторное и социальное
Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, является среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Свойства личности - это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.
С точки зрения бихевиористов, можно по заказу сформировать любой тип личности — труженика или бандита, поэта или торговца.
1) Рефлекторное направление представлено работами известных американских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера.
Например, Уотсон не делал никаких различий между выработкой эмоциональных реакций у человека и слюноотделительного рефлекса у собаки, полагая, что все эмоциональные свойства личности (страх, тревога, радость, гнев и т. д.) являются результатом выработки классических условных рефлексов.
Скиннер, утверждал, что личность — это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения. Уже с младенческого возраста, согласно Скиннеру, поведение людей можно регулировать с помощью подкрепляющих стимулов.
Оперантом Скиннер называл любое изменение среды в результате какого-либо моторного акта. Человек стремится совершать те операнты, после которых следует подкрепление (пища, денежное вознаграждение, похвала), и избегает тех, за которыми следует наказание, которое приводит к угасанию реакции (физическое наказание, моральное воздействие, психологическое давление). При наказании неприятный стимул следует за реакцией, уменьшая вероятность того, что реакция появится вновь.
Скиннер с сожалением замечал, что наказание – «это самая распространенная техника контроля над поведением, применяемая в современном мире. Схема всем известна: если мужчина ведет себя не так, как вам нравится, ударьте его кулаком, если ребенок плохо себя ведет, отшлепайте его, если люди в другой стране плохо себя ведут, сбросьте на них бомбу»
Таким образом, в результате определенной системы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и, соответственно, новые свойства личности — доброту или честность, агрессивность или альтруизм.
Если вы воспитывались в доброй, спокойной семье и вас поощряли за доброту и спокойствие, то вы будете иметь свойства доброго и спокойного человека.
2) Основоположниками социального направления являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер.
Важную роль в развитии личности играют не столько внешние, сколько внутренние факторы, например ожидание, цель, значимость и т. д. В начале процесса социализации ребенок зависим от внешних форм наказания и поощрения, то с опытом он переходит к внутренним формам подкрепления, т.е. становится способным к саморегуляции. Внутренние факторы возникли из прошлого опыта в результате научения через подражание. (Бандура)
В поведенческой модели выделяют три основных концептуальных внутренних блока личности.
Основной блок — самоэффективность - представление индивида о своей способности справляться с конкретными ситуациями, своего рода когнитивный конструкт «могу» - «не могу». А.Бандура определял эту структуру как веру, убеждение или ожидание получения будущего подкрепления. Если человек принимает решение: «Могу», то он приступает к выполнению определенного действия, если же человек выносит вердикт: «Не могу», то он отказывается от выполнения данного действия или от его усвоения.
Например, если вы решили, что не сможете выучить китайский язык, то никакая сила не заставит вас это сделать. А если вы решили, что сможете это сделать, то рано или поздно вы его выучите.
По мнению Бандуры, существует четыре основных условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он может и чего не может сделать:
- прошлый опыт (знания, навыки); например, если раньше мог, то и сейчас, по-видимому, смогу;
- самоинструкция; например, «Я могу это сделать!»;
- повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, любовь);
- косвенный опыт, (самое главное условие) наблюдение, моделирование, подражание проведению других людей (наблюдение за реальной жизнью, просмотр кинофильмов, чтение книг и т. д.); например, «Если другие могут, то и я смогу!».
Дж. Роттер выделяет блок когнитивной мотивации, называемый поведенческим потенциалом – означает меру вероятности того, какое поведение будет совершать человек в данной ситуации. Потенциал поведения складывается из двух компонентов:
- субъективной значимости подкрепления данного поведения (насколько предстоящее подкрепление ценно, значимо для человека)
- доступности данного подкрепления (насколько предстоящее подкрепление в данной ситуации может быть реализовано).
Эти блоки не функционируют самостоятельно. Целостные свойства личности проявляются в единстве действия блоков субъективной значимости и доступности.
Бихевиористы считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Однако ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные. Основа любых знаний, способностей, в том числе творческих и духовных, по их мнению, закладывается в детстве.
В личности рациональные и иррациональные процессы представлены в равной мере. Их противопоставление не имеет смысла. Все зависит от типа и сложности поведения. В одних случаях человек может четко осознавать свои поступки и свое поведение, в других — нет.
Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детерминировано внешними обстоятельствами. Мы часто ведем себя как марионетки и не осознаем последствий своего поведения, поскольку выученные нами социальные навыки и рефлексы от длительного употребления уже давно автоматизированы.
В русле бихевиорального подхода сформировалось одноим. психотерапевтич. направление, Невротич. поведение, так же, как и нормальное, рассматривается как результат подкрепления. Бихевиоральная психотерапия явл. симптоматич. и строится как процесс угашения нежелательного поведения, переобусловливание, моделирование, обучение социальным навыкам, проблемное обучение. На принципах классич. обусловливания построены такие методы, как систематич. десенсибилизация, аверсивная психотерапия, техники угашения. На оперантном обусловливании базируется тренинг ассертивности (тренинг социальных способностей), модификация поведения.
Когнитивная теория личности
Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Когнитивное направление персонологии подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли (1905-1967).
Психология личностных конструктов: человек по существу — ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним.
Эта точка зрения на человека как на исследователя лежит в основе теоретических построений Келли, а также современной когнитивной ориентации в психологии личности.
Вселенная реальна, но разные люди интерпретируют ее по-разному. Это означает, что наша интерпретация событий оказывает большее влияние на наше поведение, чем сами события.
Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий.
Главным понятием в этом направлении является «конструкт» (от англ. строить) — это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя. Каждый конструкт имеет «дихотомию» (два полюса): «спортивный-неспортивный», «музыкальный-немузыкальный» и т. д. Каждый из нас воспринимает действительность путем собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира.
Виды конструктов
Одни конструкты (частные ), пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости (всесторонние конструкты). Например, конструкт «умный-глупый» вряд ли годится для описания погоды, а вот конструкт «хороший-плохой» пригоден фактически на все случаи жизни.
Есть основные (суперординатные) конструкты, которые актуализируются в сознании быстрее, которые регулируют основную деятельность человека, и периферические(субординатные) конструкты, которые могут меняться, не изменяя значительно основную структуру. Например, если, встретив какого-то человека, вы сразу оцениваете его с точки зрения того, является ли он умным или глупым, и только потом — добрым или злым, то ваш конструкт «умный-глупый» является суперординатным, а конструкт «добрый-злой» — субординатным.
И наконец, некоторые конструкты являются жесткими, то есть дающими неизменный прогноз, а другие — свободными, так как позволяют делать различные прогнозы при сходных условиях.
Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношении, называются личностными конструктами.
Келли сформулировал основополагающий постулат и 11 следствий.
Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Основной постулат гласит, что поведение определяется тем, как люди прогнозируют будущие события. С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, одним словом, решает проблему, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и т. д., пользуясь соответствующими конструктами (классификаторами).
Следствия уточняют этот основной постулат, объясняют, как функционирует конструктная система, как она изменяется и влияет на социальные взаимодействия.
Конструктная система не является статическим образованием, а находится в постоянном изменении под влиянием опыта, т. е. личность формируется и развивается в течение всей жизни. В личности доминирует преимущественно «сознательное». Бессознательное может относиться только к отдаленным (субординантным) конструктам, которыми при интерпретации воспринимаемых событий человек пользуется редко.
Личность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком для прогноза будущего. У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на два уровня (блока):
- Блок «ядерных» конструктов — это примерно 50 основных конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т. е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми.
- Блок периферических конструктов — это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч.
Результат совместного функционирования обоих блоков – целостная личность
два типа целостной личности:
- когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов)
- когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов)
Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:
- имеет лучшее психическое здоровье;
- лучше справляется со стрессом;
- имеет более высокий уровень самоооценки;
- более адаптивна к новым ситуациям.
Келли разработал «Репертуарный тест ролевого конструкта» (Role Construct Repertory Test) для оценки личностных конструктов, с помощью которых люди интерпретируют жизненные события. Основываясь на вербальном содержании выведенных конструктов, психолог может сделать предположение о том, как испытуемый воспринимает значимых для него людей и общается с ними.
Люди, которых испытуемый внес в список, называются фигурами – люди, играющие важную роль в прошлой или настоящей жизни данного испытуемого. После того, как перечень ролей заполнен, испытуемому предъявляют три имени фигур из перечня и просят установить «самое важное, что делает похожими две, но отличает их от третьей». Например, испытуемого могут попросить определить сходство и различие людей, которых он обозначил как сестру, брата и мать. Рассматривая эту триаду, испытуемый говорит, например, что брат и сестра похожи в том, что они «спокойные», в отличие от матери, которая «гиперактивна». В терминологии Келли, конструкт, полученный таким «способом», это шкала «спокойный—гиперактивный».
Келли также разработал модификацию теста - технику репертуарной решетки
Диспозициональная теория личности
(от англ. disposition— предрасположенность)
Основным блоком личности в рамках этого подхода является темперамент. Не все авторы включают его в состав личности, но все сходятся в том, что темперамент, будучи генетически наследственной структурой, влияет на развитие черт личности.
Главным источником развития личности являются факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие — со стороны среды.
Личность развивается в течение всей жизни. Однако ранние годы жизни, включая период полового созревания, рассматриваются как наиболее важные. Данная теория предполагает, что люди, несмотря на постоянные изменения в структуре их поведения, обладают в целом определенными устойчивыми внутренними качествами (темпераментом, чертами).
Три основных направления
- «Жесткое» направление пытается установить строгое соответствие между определенными жесткими биологическими структурами человека; свойствами телосложения, нервной системой или мозгом, с одной стороны, и определенными личностными свойствами — с другой.
* немецкий исследователь Э. Кречмер установил связь между телесной конституцией и типом характера, а также между телосложением и склонностью к определенному психическому заболеванию (Кречмер Э., 1924).
Например, люди астенического телосложения (худые, с длинными конечностями, впалой грудью) несколько чаще, чем представители других типов телосложения, обладают «шизоидным» характером (замкнуты, необщительны) и заболевают шизофренией. Лица пикнического телосложения (обильное жироотложение, выпуклый живот) несколько чаще, чем другие люди, обладают «циклотимическим» характером (резкие перепады настроения — от возвышенного до печального) и чаще заболевают маниакально-депрессивным психозом.
* Английский исследователь Г. Айзенк отождествлял личностные свойства со свойствами темперамента. В его модели представлены три фундаментальных свойства, или димензии, личности: интроверсия-экстраверсия, нейротизм (эмоциональная неустойчивость) - эмоциональная стабильность, психотизм.
Он предположил, что такая личностная черта, как «интроверсия-экстраверсия» (замкнутость-общительность) обусловлена функционированием особой структуры мозга — ретикулярной формации.
Нейротизм ~ это свойства личности, связанные с высокой раздражительностью и возбудимостью. Невротики (лица с высокими значениями нейротизма) легко впадают в панику, возбудимы, беспокойны, тогда как эмоционально-стабильные люди уравновешены, спокойны.
Психотизм объединяет свойства личности, отражающие безразличие, равнодушие к другим людям, неприятие социальных нормативов.
- «Мягкое» направление диспозициональной теории личности.
Среди исследователей данного направления наиболее известным является Г. Оллпорт — основоположник теории черт.
Черта — это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях. (Например, про человека, который постоянно разговорчив и дома, и на работе, можно сказать, что у него выражена такая черта, как общительность). Постоянство черты обусловлено, по мнению Оллпорта, определенным набором психофизиологических характеристик человека.
Помимо черт Оллпорт выделял у человека особую надличностную структуру -проприум (от лат. «я сам»). Понятие «проприум» близко к понятию «Я» гуманистической психологии. В него входят высшие цели, смыслы, моральные установки человека – развиваются под влиянием общества.
Целостность поведения человека характеризуется через проприум. Человек с развитым проприумом называется зрелой личностью. Зрелая личность обладает следующими свойствами:
- имеет широкие границы «Я», может посмотреть на себя со стороны;
- способна к теплым, сердечным, дружеским отношениям;
- имеет положительное представление о самой себе, способна терпимо относиться к раздражающим ее явлениям, а также к собственным недостаткам;
- адекватно воспринимает действительность, обладает квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности, имеет конкретную цель деятельности;
- способна к самопознанию, имеет четкое представление о своих собственных
сильных сторонах и слабостях; - обладает цельной жизненной философией.
- Формально-динамическое направление представлено в основном работами отечественных психологов Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына.
В личности человека существуют два уровня, два разных аспекта личностных свойств — формально-динамический и содержательный.
Основные формально-динамические свойства личности:
- эргичность — уровень психического напряжения, выносливость;
- пластичность — легкость переключения с одних программ поведения на другие;
- скорость — индивидуальный темп поведения;
- эмоциональный порог — чувствительность к обратной связи, к несовпадению реального и планируемого поведения.
Каждое из этих свойств может быть выделено в трех сферах поведения человека: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной. У каждого человека выделяют в целом 12 формально-динамических свойств.
Содержательные свойства личности близки к понятию проприума. Они являются продуктом воспитания, научения, деятельности и охватывают не только знания, умения, навыки, но и все богатство внутреннего мира человека: интеллект, характер, смыслы, установки, цели и т. д.
Диспозиционалисты считают, что в личности представлены как сознательное, так и бессознательное. При этом рациональные процессы более характерны для высших структур личности — проприума, а иррациональные для низших — темперамента.
Гуманистическая теория личности
В гуманистической теории личности выделяется два основных направления.
Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса.
Второе, «мотивационное» разработал американский исследователь А. Маслоу.
Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций.
Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции:
- «самоактуализирующаяся тенденция», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека.
- «организмический отслеживающий процесс» — представляет собой механизм контроля за развитием личности.
На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях — от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии (Роджерс К, 1994).
Цель жизни, согласно К. Роджерсу, - реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т. е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.
А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности:
- «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения,
- «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации.
Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:
- физиологический (потребности в еде, сне);
- потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);
- потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в
другом человеке, например в создании семьи; - потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве - уровень самооценки;
- потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т. д.).
Потребности первых двух уровней относятся к дефицитарным, третий уровень потребностей считается промежуточным, на четвертом и пятом уровнях находятся ростовые потребности.
Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня. Другими словами, если человек голоден и у него нет крыши над головой, то ему будет трудно создать семью и тем более испытывать уважение к себе или заниматься творчеством.
Наиболее важными для человека являются потребности в самоактуализации. Самоактуализация — не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется «психологически здоровой личностью» (Маслоу А., 1999).
По мнению гуманистов, решающего возрастного периода не существует, личность формируется и развивается в течение всей жизни. Однако ранние периоды жизни (детство и юношество) играют особую роль в развитии личности.
В личности доминируют рациональные процессы, где бессознательное возникает лишь временно, когда по тем или иным причинам блокируется процесс самоактуализации. Гуманисты считают, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит планы, ищет смыслы жизни. Человек — творец собственной личности, творец своего счастья.
Внутренний мир человека, его мысли, чувства и эмоции для гуманистов не есть прямое отражение действительности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему самому. Основу действий человека составляют субъективное восприятие и субъективные переживания. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения конкретного человека.
В гуманистической модели личности основными концептуальными «единицами» выступают:
- «реальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас»
(Роджерс К., 1994); - «идеальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые чело
век хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала. - потребности в самоактуализации — врожденные потребности, определяющие
рост и развитие личности (Маслоу А., 1997).
В качестве блоков личности в этой теории выступают пять уровней потребностей человека по А. Маслоу.
Хотя «реальное Я» и «идеальное Я» являются довольно размытыми понятиями, тем не менее существует способ измерения их конгруэнтности (совпадения). Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой самооценке). При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии.
При рождении обе подструктуры структуры «Я» полностью конгруэнтны, и поэтому человек изначально добр и счастлив.
Впоследствии, благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождения между «реальным Я» и «идеальным Я» могут приводить к искаженному восприятию реальности — субцепции, по терминологии К. Роджерса. При сильных и длительных расхождениях между «реальным Я» и «идеальным Я» могут возникать психологические проблемы.
Студенты с высокой самооценкой в случае неудачи (например, провала на экзамене) пытаются установить контакт с преподавателем и пересдать предмет еще раз. При повторных попытках их показатели только улучшаются. Студенты же с низким уровнем самооценки отказываются от дальнейших попыток пересдать экзамен, преувеличивают свои трудности, избегают ситуаций, где они могли бы проявить себя, чаще страдают одиночеством.
Целостность личности достигается в том случае, когда конгруэнтность между «реальным Я» и «идеальным Я» приближается к единице. Целостность личности — основное качество «полностью функционирующей личности». Смысл воспитания и коррекции личности состоит в развитии целостной личности.
Целостная личность:
во-первых, стремится к установлению хорошего психологического контакта со своими друзьями и близкими, к раскрытию им своих скрытых эмоций и тайн;
во-вторых, четко знает, кто она есть на самом деле («реальное Я») и кем бы она хотела быть («идеальное Я»);
в-третьих, максимально открыта к новому опыту и принимает жизнь такой, как она есть «здесь и сейчас»;
в-четвертых, практикует безусловное позитивное отношение ко всем людям;
в-пятых, тренирует в себе эмпатию к другим людям, т. е. пытается понять внутренний мир другого человека и смотреть на другого человека его глазами.
Целостную личность характеризуют:
- эффективное восприятие реальности;
- спонтанность, простота и естественность поведения;
- ориентация на решение проблемы, на дело;
- постоянная «детскость» восприятия;
- частые переживания «пиковых» чувств, экстаза;
- искреннее желание помочь всему человечеству;
- глубокие межличностные отношения;
- высокие моральные стандарты.