Содержание
Ведение.
1 Теоретические основы антикризисного управления.
1.1 Сущность и развитие антикризисного управления предприятием.
1.2 Задачи антикризисного финансового управления предприятием.
1.3 Причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии.
1.4 Последствия кризиса для предприятия.
1.5 Содержание процесса антикризисного управления предприятием.
2 Диагностика финансового кризиса предприятия.
2.1Система диагностики кризисного предприятия.
2.2 Основы арбитражного управления.
2.3 Функции арбитражных управляющих.
2.4 Права, обязанности и ответственность арбитражных управляющих.
2.5 Работа с кредиторами и должником.
3 Исследование финансового состояния ОАО «Электровыпрямитель».
3.1 Анализ платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности
3.2 Анализ финансовой устойчивости предприятия.
3.3 Антикризисные предложения.
Заключение.
ПРИЛОЖЕНИЕ А: Анализ ликвидности баланса ОАО «Электровыпрямит».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б: Анализ динамики балансовых показателей.
ПРИЛОЖЕНИЕ В: Показатели финансовой устойчивости.
Список литературы.
Введение
В любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается, когда его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы.
Управление социально-экономической системой в определенной мере должно быть всегда антикризисным.
Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития. Термин "антикризисное управление" возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие.
Предприятие же которое не соответствует "окружающей среде" должно либо приспособится и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых. В России около четырех пятых всех предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами, об этом говорит и растущее количество дел о банкротстве1. Можно сказать, что разработка теории антикризисного управления это заказ практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не только в экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран. Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные денежные решения.
Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящиеся в стадии кризиса.
1 Теоретические основы антикризисного управления
1.1 Сущность и развитие антикризисного управления предприятием
В самом общем виде антикризисное управление предприятиями представляет собой совокупность форм и методов проведения антикризисных процедур в отношении предприятий – должников в целях их финансового оздоровления или ликвидации. При этом под антикризисными процедурами понимают внесудебные или судебные процедуры. Они определяют правила и порядок проведения финансового оздоровления, реорганизации, санации и иных способов урегулирования накопленной задолженности предприятий- должников, а также методы ликвидации несостоятельных банкротов. Однако прежде чем начать знакомство с антикризисными процедурами, следует уточнить такие важнейшие понятия, как «несостоятельность» и «банкротство». Дело в том, что западное законодательство вместо употребляемого у нас термина «банкротство» используют в настоящее время термин «банкротность». Это связано с тем, что под банкротством так понимают уголовно- правовую сторону несостоятельности. Поэтому в большинстве стран мира из законодательства о несостоятельности исключены нормы, регулирующие уголовно- правовые вопросы. Например, в США лицо, в отношении которого возбуждены процедуры банкротства, во время судопроизводства считается несостоятельным, а после решения суда - банкротом. Стала формироваться модель конкурсного производства в целях формирования относительно справедливых отношений с кредиторами. В этом случае должник отстраняется от управления имуществом и назначался конкурсный управляющий, который выполнял функции контроля и распоряжения имуществом. Согласно данной модели, чтобы предотвратить уменьшение имущества должника применялись конкретные меры. Приостанавливались индивидуальные действия кредитора. В отношении имущества должника использовался режим конкурсной массы. В соответствии с ним конкурсный управляющий собирал все имущество, принадлежащее должнику. Проверялись сделки по специальным условиям недействительности, которые связанны с банкротством должника. Наконец, кредиторы предъявляли свои требования к должнику через конкурсного управляющего. Конкурсное производство и сегодня остается основной процедурой регулирования несостоятельности, в ходе которого все действия с имуществом должника осуществляются в пользу кредиторов. Наряду со всеми традиционными средствами конкурсного производства, о которых мы говорили раньше, государство в данной процедуре, применяя систему приоритетов и очередности удовлетворения требований, защищает интересы некоторых категорий истцов и свои бюджетные интересы. Конкурсное производство в настоящее время является лишь одной из процедур. И хотя большинство дел завершается именно конкурсным производством, значительное место в современных системах антикризисного регулирования занимают реабилитационные режимы. Помимо реабилитационных процедур существуют и другие способы сохранения действующего предприятия, например внесудебные соглашения. Они обычно заключаются в случаях, когда финансовое состояние должника относительно благополучное. К их числу, как правило, относят частные соглашения о реструктуризации, соглашения о приостановлении действий (со стороны кредиторов и должника), соглашения о финансовой помощи. Указанные соглашения регулируются гражданским законодательством и заключаются вне рамок процедур о несостоятельности.
Основные преимущества внесудебных соглашений по сравнению с реабилитационными процедурами состоят в их невысокой стоимости, в возможности избежать широкой огласки финансового состояния должника и связанного с этим понижения курса акций. Это позволяет продолжать работу компании, не отпугивая потенциальных контрагентов. Внесудебные соглашения имеют свои недостатки. Прежде всего возникают трудности со стороны кредиторов. Их не всегда удается склонить к заключению указанного соглашения. Кроме того, внесудебные соглашения исключают использование правовых механизмов применительно к процедурам несостоятельности. Речь идет о таких механизмах, как мораторий на действия кредиторов, невозможность отказа от исполнения текущих договоров и т.д. Процедура финансового оздоровления. В большинстве стран мира законодательство исходит из того, что она его применяется к предприятию- должнику в целях восстановления его платежеспособности, без прекращения полномочий собственника- должника, в том числе и в сфере управления его делами. Как правило, данную процедуру выводит арбитражный суд. Она включает в себя ряд мероприятий, которые содержатся в плане финансового оздоровления. Последний, в свою очередь, предполагает на получение должником денежных средств, необходимых для погашения требований кредиторов. Указанная процедура может завершиться мировым соглашением между должником и кредиторами, прекращением дела о банкротстве, если все требования кредиторов были выполнены, переходом к процедуре внешнего управления, к переходам к процедуре конкурсного производства. В основе современного антикризисного управления лежит достаточно сложное правовое обеспечение.
Ведь такие, например, процедуры, как ликвидация и реорганизация, сильно зависят от волеизъявления всех участников производства. При их использовании практически каждому кредитору приходится проводить комплексный анализ ситуации и выбирать приемлемый для себя вариант. Понятно, что в указанной ситуации участвуют, как правило, лица с противоположными интересами. Поэтому кредиторам по отношению к неплатежеспособным должника приходится вырабатывать достаточно сложную стратегию по разнообразным сценариям. Им нужно уметь правильно оценивать последствия своего конкретного выбора
1.2 Задачи антикризисного финансового управления предприятием
Предотвращение финансового кризиса предприятия, эффективное его преодоление и ликвидация негативных его последствий обеспечивается в процессе особой системы финансового менеджмента, которая получила название «антикризисного финансового управления предприятием». Антикризисное финансовое управление представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации комплекса специальных управленческих решений, направленных на предупреждение и преодоление финансовых кризисов предприятия, а также минимизацию их негативных финансовых последствий. Главной целью антикризисного финансового управления является восстановление финансового равновесия предприятия и минимизация размеров снижения его рыночной стоимости, вызываемых финансовыми кризисами. В процессе реализации своей главной цели антикризисное финансовое управление предприятием направленно на решение следующих основных задач:
- Своевременное диагностирование предкризисного финансового состояния предприятия и принятие необходимых превентивных мер по предупреждению финансового кризиса. Эта задача реализуется путем осуществления постоянного мониторинга финансового состояния предприятия и факторов внешней финансовой среды, оказывающих наиболее существенное влияние на результаты финансовой деятельности. Диагностика предкризисного финансового состояния предприятия по результатам такого мониторинга во многих случаях позволяет избежать финансового кризиса за счет осуществления превентивных защитных мер или, по меньшей мере, существенно смягчить характер его последующего протекания. Принятие превентивных мер по предупреждению финансового кризиса предприятия является наиболее экономичным направлением антикризисного финансового управления, обеспечивающим наибольший эффект( в виде снижения предстоящих потерь) на единицу израсходованных в этих целях финансовых ресурсов.
- Устранение неплатежеспособности предприятия. Эта задача является наиболее неотложной в системе задач антикризисного финансового управления предприятием при диагностировании любой формы его финансового кризиса. В ряде случаев реализация только этой задачи позволяет пресечь углубление финансового кризиса предприятия, восстановить его имидж среди хозяйственных партнеров и получить необходимый запас времени для реализации других антикризисных мероприятий. Вместе с тем, необходимо помнить, что нарушение платежеспособности это лишь один из внешних симптомов проявления финансовых кризисов предприятия, поэтому устранение неплатежеспособности должно осуществляться не столько за счет «латания дыр», сколько путем устранения причин ее генерирующих.
- Восстановление финансовой устойчивости предприятия. Это одна из основных задач, обеспечивающих реализацию главной цели антикризисного финансового управления предприятием, требующих наибольших усилий и затрат финансовых ресурсов. Реализация этой задачи осуществляется путем поэтапной структурной перестройки всей финансовой деятельности предприятия. В процессе такой финансовой реструктуризации предприятия в первую очередь должна обеспечиваться оптимизация структуры капитала, оборотных активов и денежных потоков, а в отдельных случаях снижаться его инвестиционная активность.
- Предотвращение банкротства и ликвидации предприятия. Такая задача стоит перед антикризисным финансовым управлением предприятием при диагностировании глубокого или катастрофического системного финансового его кризиса. Как правило, внутренние механизмы финансовой стабилизации и объем собственных ресурсов предприятия оказываются недостаточными для преодоления такого финансового кризиса. Поэтому для предотвращения банкротства и ликвидации предприятия в процессе антикризисного финансового управления должна обеспечиваться эффективная внешняя его санация (с разработкой соответствующего инвестиционного проекта санации).
- Минимизация негативных последствий финансового кризиса предприятия. Эта задача реализуется путем закрепления позитивных результатов вывода предприятия из состояния финансового кризиса и стабилизации качественных структурных преобразований его финансовой деятельности с учетом ее долгосрочной перспективы. Эффективность мероприятий по преодолению негативных последствий финансового кризиса оценивается по критерию минимизации потерь рыночной стоимости предприятия в сопоставлении с докризисным ее уровнем.
1.3 Причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии
В различных источниках можно встретить разное объяснение понятия «предприятие», но в принципе все они имеют схожие моменты. Предприятие - это обособленное учреждение, которое выполняет одну или несколько различных функций по реализации товаров и услуг.
Так существует ли реальная угроза существованию предприятия в виде кризиса? К сожалению, такая угроза существует всегда.
Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее существованию. Кризисы являются показателем развития отдельного предприятия, которое может не соответствовать развитию других предприятий или отрасли в целом. Это обусловлено тем, что каждое предприятие имеет сугубо индивидуальное развитие, возможности и средства и подчиняется законам и принципам циклического развития всей социально-экономической системы. Оно имеет собственные циклы и кризисные ситуации. На это влияют различные факторы: внешние и внутренние.
Предприятие зависит от внешних факторов, характеризующих состояние экономики, в которой осуществляет свою деятельность предприятие. Изменения в экономике приводят к изменениям и на предприятии. Если экономика находится в состоянии кризиса, то это находит отражение и на предприятии. Однако здесь немаловажную роль играют характер деятельности, масштабы, потенциал предприятия. Оно может вполне успешно противостоять внешним кризисным ситуациям или, в противоположном случае, чутко реагировать на них.
Для каждого отдельного предприятия существует свое соотношение внутренних и внешних факторов кризиса. Похожие по структуре и организации предприятия в кризисной ситуации могут повести себя совершенно по-разному. Одни будут продолжительное время сопротивляться, другие - находиться на грани банкротства, а третьи - извлекать выгоду. В чем причина? Их может быть много. Среди них и возможный потенциал, стратегия, высокий уровень управления, даже простое стечение обстоятельств. Все это отражает внутренние факторы, которые являются основным оружием в борьбе с внешними.
Но может быть и другая ситуация, когда предприятие входит в кризис при вполне благоприятных внешних факторах. Здесь причинами являются уже внутренние затруднения, такие как деловые конфликты, организационные проблемы, низкий профессиональный уровень сотрудников, ошибки в принятий решений, некачественный маркетингу многие другие.
Опасность возникновения кризиса в организации существует всегда, поэтому необходимо осуществлять анализ и на его основе постоянный контроль с целью распознавания, прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций.
Формально возможность экономических кризисов возникла с переходом от непосредственного обмена продуктов к товарному обращению посредством денег. Две формальные возможности кризисов заложены в противоречиях между товаром и деньгами.
Первая возможность кризисов связана с функцией денег как средством обращения. Простое товарное обращение выражается формулой: товар - деньги - товар. В нем процесс обмена разделен на два противоположных и различных по времени акта:
- продажа: товар - деньги;
- покупка: деньги - товар.
Продажа одного товара не означает одновременной покупки другого, как это было при непосредственном обмене товара на товар (схема: товар - товар). Покупка другого товара может произойти значительно позже и в другом месте. Разрыв во времени и пространстве акта купли и акта продажи содержит первую возможность задержки процесса реализации и возникновения кризиса перепроизводства.
В качестве продавцов и покупателей выступают разные субъекты. Возможна ситуация, когда один субъект, продавая свои товары, не захочет вкладывать полученные деньги в производство или покупать другие товары (сырье, материалы). Это отрицательно скажется на тех субъектах, у кого он раньше покупал товар. Возникнут затоваривание, недостаток свободных денежных средств и другие проблемы, что и вызывает кризис.
Вторая возможность кризисов связана с функцией денег как средства платежа. В этом случае также происходит разрыв во времени между актом купли товара в кредит и актом платежа за него. Покупатель к моменту истечения срока его долгового обязательства может оказаться неплатежеспособным.
Н.Н Кожевникова - профессор экономических наук, в книге «Основы антикризисного управления предприятиями» выделяет следующие факторы влияющие на платежеспособность предприятия: внешние и внутренние.
Внешние факторы платежеспособности. Внешние факторы могут быть международными, национальными и рыночными.
- Международные факторы складываются под влиянием:
- общеэкономических факторов - экономическая цикличность развития ведущих стран; состояние мировой финансовой системы, характеризующееся политикой международных банков;
- стабильности международной торговли - зависит от заключенных межправительственных договоров и соглашений (о создании зон свободного предпринимательства, приграничной торговли, таможенных тарифах и пошлинах);
- международной конкуренции (увеличения доли рынка фирм-конкурентов из-за более высоких технологий или более дешевого труда) - организация совместных предприятий, лицензионная торговля, финансовая состоятельность зарубежных партнеров, стратегические формы хозяйствования.
- Национальные факторы оказывают достаточно ощутимое влияние на финансовую состоятельность каждого хозяйствующего субъекта и складываются под влиянием:
- политических факторов - политическая стабильность и направленность внутренней политики государства, реализуемые через право и включающие в себя:
- состояние финансовой системы;
- отношение к собственности (ее приватизация или национализация);
- принципы земельной политики государства;
- отношение государства к предпринимательству (запретительными или стимулирующий характер);
- налоговую политику;
- меры по защите прав потребителей и предпринимателей (ограничение монополизма, защита конкуренции и т.д.);
б)экономико-демографических факторов, которые характеризуются:
- цикличностью экономического развития;
- уровнем доходов, накоплений населения, т.е. покупательной способностью (уровень цен, возможность получения кредита);
- предпринимательской активностью.
3)Рыночные факторы складываются под влиянием:
- психографических факторов, проявляющихся в привычках, традициях и нормах потребления, предпочтении к одним товарам и отрицательном отношении к другим (потребительский выбор);
- научно-технических факторов, определяющих все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность. Изменения в технологии производства, производимые предприятием для обеспечения конкурентных преимуществ, требуют, как правило, значительных капитальных вложений и могут в течение какого-то достаточно продолжительного периода отрицательно отражаться на прибыльности предприятия, в том числе и вследствие неудач при внедрении новой технологии. Может негативно сказаться на прибыльности и уменьшение объема продаж продукции предприятия вследствие появления на рынке по более низким ценам товаров других фирм, в производстве которых используется более прогрессивная технология, обеспечивающая меньшие производственные затраты;
- форм конкуренции, на которые влияют: уровень издержек производства, уровень технологий, качество продукции и уровень маркетинга.
Однако наиболее сильным внешним фактором банкротства является так называемый технологический разрыв - крупный научно-технический сдвиг (эволюция), при котором, по оценкам специалистов, в семи случаях из десяти предприятия, бывшие лидерами в своей области на определенном рынке, становятся отстающими.
Внутренние факторы платежеспособности. Не менее многочисленны и внутренние (эндогенные) факторы, определяющие развитие предприятия и являющиеся результатом его деятельности. В самом общем виде их можно сгруппировать по пяти основным группам:
- конкурентная позиция фирмы - цель, отрасль деятельности, традиции, репутация и имидж, квалификационный состав руководства и персонала, доля рынка и стадия жизненного цикла;
- принципы деятельности - форма собственности, организационная структура управления, организация системы управления, инновационная деятельность, организация производства, адаптивность фирмы, форма специализации, концентрация производства, диверсификация производства;
- ресурсы и их использование - прогрессивность средств и методов производства, длительность производственного цикла, уровень производственных запасов, диверсификация производства;
- маркетинговые стратегии и политика - прогрессивность средств и методов производства, длительность производственного цикла, уровень производственных запасов, оборачиваемость средств;
- финансовый менеджмент - структура баланса, платежеспособность, ликвидность, соотношение собственных и заемных средств, стоимость капитала, структура имущества, инвестиционная привлекательность, доход на акцию, уровень прибыли и рентабельность.
Причины кризиса зависят от его факторов, поэтому они подразделяются на внешние и внутренние.
Нужен файл с работой полностью? Вышли нам несколько своих готовых рефератов или курсовых работ, не выложенных в Интернете (на support@topwork24.ru) и получи файл с этой работой себе на электронную почту бесплатно!