Статьи | Готовые работы скачать бесплатно

Дипломная Служба уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

ВВЕДЕНИЕ

В  качестве дипломной работы я взяла  тему «Служба уполномоченного по правам человека в Российской Федерации». Сегодня все строится на том, что права человека — неотъемлемый элемент человеческой личности и человеческого бытия.  Россия делает все возможное, что бы утвердить себя, как правовое государство, которое немыслимо без уважения прав человека.  Поэтому, я считаю, что выбранная мной тема является неоспоримо актуальной на данный период времени, и я не думаю, что когда-нибудь ее актуальность станет меньше.   

Вопросы службы уполномоченного по правам человека в Российской Федерации имеет  большое практическое значение для всего курса Конституционного права России, ведь одна из важнейших функций Конституции- охрана прав и интересов граждан.   Этим объясняется юридическая актуальность проблемы.

Практическая актуальность в том, что каждый гражданин имеет право на охрану и защиту своих свобод и интересов, что осуществляется институтом уполномоченного по правам человека, и каждый гражданин должен знать о существовании и работе данной службы, что бы быть информированным о том, как, куда и в каком порядке он может обратиться с просьбой о восстановлении нарушенных прав или предупреждении подобного нарушения.

Выдвижение проблемы прав и свобод человека на передний план современного миропонимания – свидетельство огромных преобразований духовной культуры и нравственности. Права человека должны иметь надежную правовую защиту, для чего и был введен институт прав человека.

Институт Уполномоченного по правам человека является новым для России. Вместе с тем институт омбудсмена имеет историю, уходящую в далекое прошлое. В Российской Федерации идея учреждения института Уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР.

Целью моей работы было не только отражение историографии и развития службы уполномоченного по правам человека, а глубокое изучение и анализ различных концепций, аргументов и взглядов. Сформировалась основная задача работы: разработать свою модель, найти свое понимание службы по правам человека, выявить возможные проблемы и найти пути их устранения.

В достижении поставленных целей и задач мне очень помогли такие   монографии и статьи, как : Лентовская Е.Д. «Как начиналась работа уполномоченного по гражданским правам». В работе автор излагает свое мнение о начале действия уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Согласно ее концепциям это событие датировано 22 ноября 1991г.,  Ливеровский А.А., Романков Л.П. «О правовом статусе уполномоченного по правам человека в Российской Федерации». В этой работе концепции института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации рассматриваются в сравнении с развитием аналогичного института в западных странах., Комарова В.В. «Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации». Автором дается статистика обращения граждан к уполномоченному по правам человека., Симплер П.Л. «Быть уполномоченному или не быть?». В работе автора ставит проблему о том, так ли уж нужен нашей стране уполномоченный по правам человека. Статья интересна содержанием спорных концепций политиков.

  Для выполнения задачи я проанализировала и изучила большой теоретический материал; провела сравнительную параллель между осмыслением проблемы в России и за рубежом, выделив черты, присущие именно Российской Федерации; исследовала пусть становления института уполномоченного по правам человека.

К сожалению,  учебная литература не содержит всей полноты информации  о службе уполномоченного по правам человека.  Для того, что бы решить проблему максимально эффективно мне необходимо было обратиться к официальной статистике о работе уполномоченного по правам человека и работе его аппарата.  Ведь и литература и нормативно-правовые акты содержат только лишь теоретические аспекты темы, что недостаточно для научного исследования столь важного института.

     Важность этой темы необходима мне, как юристу. Ведь именно юрист призван делать все возможное, что бы защищать права граждан. Не даром и в службе уполномоченного по правам человека в  настоящее время в целях оказания консультативной помощи сформирован Экспертный совет, в состав которого приглашены квалифицированные юристы, признанные специалисты и общественные деятели, обладающие необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина, а также представители российских правозащитных организаций.

Как представителю законности и правопорядка, юристу необходимо в полной мере ориентироваться во всех вопросах охраны прав человека.  Поэтому данная тема важна не только для науки Конституционное право, не только для простых граждан, которые обращаются к уполномоченному с просьбами, но и для юриста, который следит за соблюдением законности прав граждан.

То, что институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации нужен и жители страны сознают его необходимость подтверждает и простая статистика. В 1998 году на имя Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации поступило около семи тысяч жалоб и обращений по поводу нарушений прав и свобод человека и гражданина.

Эта цифра говорит о том, что институт актуален и необходим.

Жалобы и обращения граждан свидетельствуют о том, что ситуация с правами человека остается в России крайне напряженной. Продолжают нарушаться права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации Не сложилась атмосфера уважения к правам человека. Этот важнейший гуманистический принцип еще не стал составной частью российской правовой культуры. Все это крайне отрицательно сказывается на социально-психологическом и нравственном состоянии общества. Ситуацию усугубляет экономический кризис, который оказывает негативное влияние на соблюдение прав и свобод граждан.  Это добавляет работы уполномоченному по правам человека.

Но это моя точка зрения. Некоторые политические деятели напротив считают, что слишком много внимания уделено данному институту напрасно.  Так, Симпелев, П.В. в своей монографии Быть уполномоченному или не быть ставит проблему о том Так ли уж нужен в нашей стране Уполномоченный по правам человека? Согласно рассуждению автора, среди одиннадцати депутатов Госдумы, внесших на рассмотрение парламента проект закона "Об Уполномоченном Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации большинство не видят в нем необходимости.  Кто-то же считает, что уполномоченный должен быть не один, их должно быть несколько, ведь их работа очень важна. Доктор юридических наук Пяткина С.В. обратилась к статье 103 Конституции, в которой не указывается, что Уполномоченным по правам человека должен быть один человек, значит, можно назначить нескольких, и один из них мог бы заниматься правами народов. Перечисленные работы являются  теоретической базой исследования.

 В большинстве работ названных авторов вопросы службы уполномоченного по правам человека в РФ раскрыты очень неопределенно, пространственно, отсутствуют  предложения  по совершенствованию законодательства по изложенным вопросам. 

     Эмпирическую базу   исследования   составили  конкретно-прикладные исследования,  опубликованные  в  печати,   материалах   судебной практики.   Информационной  базой  исследования  послужили  также опубликованные отчеты о деятельности уполномоченного  по правам человека в РФ  за 1998-2001 гг.

Наряду с теорией в предложенной работе освещается практика, представленная на примерах обращений граждан  за 1998-2001 года.

Методологическую основу исследования составляют различ­ные общенаучные и частные методы познания: историко-правовой, сравнительного правоведения, логический,  метод системно­го подхода и анализ. 

Предмет исследования составляют нормы законодательства, регулирующие проблемы необходимой обороны  - прежде всего Кон­ституция Российской Федерации, а так нормативная база Российской Федерации.

    Цель выпускной квалификационной  работы  том,  чтобы  на  основе всестороннего  исследования  института  уполномоченного по правам человека, теоретической    природы и    практики    применения,   определить эффективность службы уполномоченного по правам человека.

     Для достижения  данной  цели  мной поставлены  следующие задачи:

  1. Исследовать исторические корни возникновения и формирования института уполномоченного по правам человека  установить  закономерности  его развития, сущность и содержание нормативно-правовой основы;
  2. Проследить практику деятельности уполномоченных по правам человека
  3. Исследовать деятельность уполномоченного по правам человека О.О.Миронова, установить статистику рассмотрения и удовлетворения обращений граждан
  4. Изучить практику международного сотрудничества по вопросам прав человека.
  5. Сформулировать положения, которые должны обеспечить реализацию эффективной службы уполномоченного по правам человека.

         К числу основных положений и выводов,  которые обусловливают научную  новизну  работы  необходимо отнести следующие: 

  1. Главное социальное значение службы уполномоченного по правам человека  должно  заключаться  не  количестве рассмотренных им жалоб  а в создании  действенных  гарантий  воплощения   прав   граждан в  жизнь; 
  2. Главным адресатом  положений  деятельности уполномоченного по должен  выступать  гражданин,  а  не правоприменитель   или   или государство;  

На основании изложенного, согласно указанным целям и задачам исследования  дипломная работа поделена на 2 основные главы, каждая из которых включает в себя ряд подглав.

Выбранная тема представляет глубокий научный интерес. Давая юридическую квалификацию процессуальному  статусу уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, анализируя вопросы возникновения и совершенствования института, рассматривая биографии  уполномоченных  по правам человека в Российской Федерации и давая оценку аппарату уполномоченного по правам человека, можно увидеть различными по содержанию концепции.

 

ГЛАВА I.   СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В 90-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА.

I.1. ЗАРОЖДЕНИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Институт Уполномоченного по правам человека является новым для России. Вместе с тем институт омбудсмана имеет историю, уходящую в далекое прошлое. Впервые эта должность была учреждена в Швеции в 1809 году. В большинстве государств мира институт омбудсмана (защитника народа, уполномоченного по правам человека) сформировался значительно позже, во второй половине ХХ столетия.

    В Российской Федерации идея учреждения института Уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. Статья 40 Декларации предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который "назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР". Постановление о введении Декларации в действие возлагало на соответствующие комитеты Верховного Совета подготовку проекта закона, который должен был определить компетенцию Парламентского уполномоченного. Однако в то время закон принят не был.

    Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт "д" части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

    До принятия такого закона 17 января 1994 года Государственная Дума назначила Уполномоченным по правам человека С.А. Ковалева. 10 марта 1995 года он был освобожден от занимаемой должности.

    Работа над Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" продолжалась. 20 марта 1996 года законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении с поправкой, предусматривающей включение кандидатур в список для тайного голосования на должность Уполномоченного двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. 17 апреля 1996 года закон был принят Государственной Думой в целом и направлен в Совет Федерации, который его отклонил.

    После процедур согласования Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" 25 декабря 1996 года был принят Государственной Думой, 12 февраля 1997 года одобрен Советом Федерации, 26 февраля 1997 года подписан Президентом Российской Федерации, 4 марта 1997 года официально опубликован и вступил в силу. Он определил статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, реализовав тем самым требования пункта "д" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации[3]. Федеральный конституционный закон установил, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

    В срок не позднее 30 дней со дня вступления закона в силу Государственная Дума должна была назначить Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

    Первый раз этот вопрос рассматривался 4 апреля 1997 года. Государственная Дума провела тайное голосование раздельно по каждой из пяти предложенных кандидатур. Набрать необходимое большинство голосов не удалось ни одному кандидату. 17 сентября 1997 года при повторном рассмотрении вопроса ситуация повторилась. В мае 1998 года депутаты Государственной Думы в третий раз заслушали соискателей на должность Уполномоченного. Большинство в две трети голосов получил только один кандидат – депутат Государственной Думы О.О. Миронов, который 22 мая 1998 года тайным голосованием (299 депутатов – "за", 29 – "против" и 3 –"воздержались") был назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

    Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

  1. Рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению. Данные жалобы вправе подать любой гражданин, если его права или законные интересы нарушены.
  2. Анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права.  Учитывая, что права и интересы граждан, согласно международные пактами и Конституции РФ являются высшей ценностью, от того насколько правильно уполномоченный по правам человека обеспечит их защиту (в частности правильно применит норму права) многое зависит.  Поэтому уполномоченный по правам человека обязан следить за изменениями законодательства, а в случаях, если по его мнению, оно противоречит нормам Конституции или международных актов (или содержит весомые пробелы) он занимается подготовкой рекомендаций по устранению разночтений и пробелов. 
  3. развитие международного сотрудничества в области прав человека;. Это направление особо востребовано в настоящее время.  Россия присоединяется к множеству международных конвенций по обеспечению и защите прав человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. , Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г[5]).
  4. правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты; Это направление схоже с анализом законодательства в области прав человека. Но помимо теоретической базы должны учитываться и положения практики, в том числе международных обычаев.
  5. подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации; Уполномоченный по правам человека в конце каждого календарного года составляет отчет о своей деятельности, в котором отражается статистика обращений и жалоб, характер жалоб и формы их реализации.
  6. Выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан; В подобных случаях уполномоченный по правам человека обязан принять первоочередные меры по ликвидации нарушений. Так как полномочия уполномоченного не безграничны, он доводит информацию о нарушениях до компетентных лиц.
  7. Направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;
  8. Обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях; Каждый факт нарушений прав и свобод человека должен быть надлежащим образом установлен. Поэтому все сведения о нарушениях подлежат расследованию.
  9. Обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан; По законодательству РФ только суд наделен полномочиями решать юридическую судьбу того или иного дела. Уполномоченный лишь обращается в суд в установленным фактом нарушения, а уже суд принимает решение по факту.
  10. Принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты. Здесь необходимо не выходить за пределы своей компетенции, т.к. уполномоченный по правам человека наделен строго оговоренными полномочиями (определенные факты могут быть установлены только судом, определенные действия могут быть совершены только конкретными лицами..).
  11. анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию. Хоть судебная практика и не является источником права по Российскому законодательству, она служит информационной базой., рекомендациями. 
  12. информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации;  Информирование граждан происходит через средства массовой информации, информирование органов государственной власти путем направления последний специальных докладов и отчетов.
  13. направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процеду.   За обеспечение соблюдения прав граждан на местах ответственны органы местного самоуправления, а не непосредственно уполномоченный по правам человека.  В свою очередь, уполномоченный, вправе контролировать и координировать деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.

Все эти 13 аспектов деятельности уполномоченного по правам человека направлены на защиту интересов граждан.

     В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

  Учреждение института Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации является их исключительной компетенцией. Только они вправе принимать решение по этому вопросу. Вместе с тем представляется целесообразным создание данного института в субъектах Федерации. В 1999 г должность уполномоченного по правам человека   имелась  в 55 субъектах Российской Федерации, в 6 субъектах Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка.

    Ряд депутатов Государственной Думы, представители неправительственных правозащитных организаций предлагают в дальнейшем пойти по пути создания института специализированных Уполномоченных, например, по правам ребенка, военнослужащих, лиц, находящихся в местах лишения свободы. О приемлемости такого подхода свидетельствует опыт зарубежных государств, в частности, Швеции, Германии.

    Важным направлением работы Уполномоченного является взаимодействие с Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации, комиссиями по правам человека, образованными в субъектах Федерации. По состоянию 1999 г  они функционируют в 55 субъектах Российской Федерации.  Это число увеличивается.

    В ходе встреч Уполномоченного с председателями этих комиссий обсуждалось положение дел с соблюдением прав и свобод человека и гражданина в регионах, анализировался накопленный опыт работы по защите прав граждан, осуществлялся обмен информационно-методическими материалами[8].

      В июле 1998 года между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации было подписано соглашение о взаимодействии. Оно предусматривает сотрудничество по основным направлениям правозащитной деятельности, определяет механизм, позволяющий двум структурам эффективнее бороться с нарушениями прав человека. В дальнейшем планируется проведение совместных акций, в том числе выезды в регионы, из которых поступает информация о грубых или массовых нарушениях прав и свобод человека и гражданина.

 

Нужен файл с работой полностью? Вышли нам несколько своих готовых рефератов или курсовых работ, не выложенных в Интернете (на support@topwork24.ru) и получи файл с этой работой себе на электронную почту бесплатно!

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское