Статьи | Готовые работы скачать бесплатно

Дипломная Стратегическое планирование на кондитерской фабрике Саратовская

Содержание

 

Введение. 

Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии пищевой промышленности. 

1.1 Роль стратегического планирования в обеспечении конкурентоспособности предприятия  

1.1.1 Понятие и функции стратегического планирования. 

1.1.2. Предмет, объект и методология стратегического планирования. 

1.2. Стратегия предприятия как основа стратегического планирования. 

1.2.1. Сущность стратегии предприятия. 

1.2.2. Общие и функциональные стратегии предприятия. 

1.2.3 Конкурентные стратегии предприятия. 

1.2.4. Базисные типы стратегий. 

1.3. Особенности стратегического планирования на предприятиях пищевой промышленности  

Глава 2. Анализ стратегии развития КФ “Саратовская”. 

2.1. Общая характеристика предприятия и основные показатели его деятельности. 

2.2. Анализ финансового положения предприятия. 

2.3. Оценка стратегии развития предприятия. 

Глава 3. Формирование стратегии развития КФ  “Саратовская”. 

3.1. Совершенствование организации стратегического планирования на предприятии. 

3.2.      Разработка стратегии развития ОАО КФ “Саратовская”. 

3.3. Экономическое обоснование (бизнес-план) выпуска нового вида продукции. 

Заключение. 

Библиографический список. 

Приложение


Введение

Актуальность темы исследования. Конкурентоспособность предприятия в значительной мере зависит от правильности выбранной стратегии, ее реализации, следовательно, от эффективной работы менеджеров в области стратегического планирования. Поэтому в современных условиях развития российской экономики одной из актуальных проблем прикладного характера на предприятиях пищевой промышленности становится разработка методологических и методических основ стратегического планирования.

Радикальное реформирование российской экономики заставило руководство предприятия по-новому взглянуть на роль стратегического планирования. Основная идея рыночной экономики сводится к тому, что люди осуществляют свой личный выбор, а предприятия подстраиваются под предпочтения потребителей, при этом, пытаясь предложить продукцию, отличающуюся от продукции конкурентов. Правильно подстроится под платежеспособный спрос и успешно конкурировать на рынке – основная задача деятельности предприятия, ориентированного на рынок, что достигается по средствам формирования и реализации стратегии.

Объектом данного исследования является ОАО КФ “Саратовская” - одно из крупнейших предприятий кондитерской отрасли Саратовской области, поставляющее на региональный рынок более 180 наименований кондитерской продукции и занимающее 1% всего российского кондитерского рынка.

Предметом исследования выступает организация стратегического планирования и пути его совершенствования.

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования на ОАО КФ “Саратовская”.

В соответствии с целью дипломной работы поставлены следующие задачи исследования:

  • изучить теоретические основы стратегического планирования и его особенности на предприятиях пищевой промышленности;
  • провести комплексный анализ деятельности предприятия, оценить основные показатели его деятельности, выявить значимые тенденции развития ОАО КФ “Саратовская”;
  • всесторонне изучить организацию стратегического планирования деятельности на исследуемом предприятии, выявить недостатки в организации стратегического планирования;
  • проанализировать текущую стратегию развития предприятия;
  • разработать мероприятия по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.

Объем и структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Введение содержит обоснование актуальности темы, предмет, объект, цель и задачи исследования.

Первая глава посвящена теоретическим принципам стратегического планирования на предприятиях пищевой промышленности.

Вторая глава включает анализ технико-экономического и финансового состояния предприятия, а также описание и анализ стратегии развития предприятия.

На основе данных, полученных во второй главе работы, и применяя теоретические основы первой главы, в третьей главе приводятся рекомендации по совершенствованию стратегического планирования на ОАО КФ “Саратовская”.

Дипломная работа изложена на 118 страницах машинописного текста, содержит 35 таблиц, 4 рисунка, 8 приложений. Библиографический список включает 60  наименований.

 

Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии пищевой промышленности

1.1 Роль стратегического планирования в обеспечении конкурентоспособности предприятия

1.1.1 Понятие и функции стратегического планирования

Стратегическое планирование и стратегический менеджмент уже несколько десятилетий являются одним из общепризнанных направлений развития экономической науки в промышленно развитых странах. За этот период по данной проблематике выпущен не один десяток монографий и учебников, издаются специализированные журналы, проводятся научные конференции, сфор­мировались определенные научные школы и направления.

Исторически возникновение стратегического планирова­ния развития предприятия (фирмы) в условиях рыночной экономики можно отнести к 50-м годам XX века. Первона­чально оно выступало собственно как долгосрочное планиро­вание, когда ведущим было утверждение о перенесении тен­денций развития предприятия на будущее. При таком под­ходе наиболее значительные результаты достигались на стадии экономического подъема, когда тенденции роста прогнозировались на перспективу. В этом случае ресурсное обеспечение предприятия рассматривалось или как использование уже накопленного потенциала для получения дополнитель­ной прибыли, или как накопление ресурсов для возможного «рывка» в будущем[1].

Вместе с тем к началу 60-х годов внешняя деловая окру­жающая среда для предприятий стала недостаточно стабиль­ной, чтобы трендовые характеристики могли давать реалистичные результаты. Возросшая конкуренция, борьба за потре­бителей потребовали пересмотра и разработки новых концеп­туальных положений в области долгосрочного планирования развития предприятия. В соответствии с этим планирование стало носить целевой характер, когда ресурсы рассматрива­лись в качестве средства достижения целей, а план представ­лял собой набор возможных альтернатив на основе прогно­зируемых изменений внешней деловой окружающей среды. Данное направление плановой деятельности получило назва­ние «стратегическое планирование» (strategic planning) и стало применяться в той или иной мере преуспевающими фирмами промышленно развитых стран[2].

В последнее время за рубежом довольно отчетливо намети­лась тенденция к обобщению и осмыслению результатов про­веденных исследований в сфере стратегического планирова­ния и управления. Подобная попытка предпринята, напри­мер, Г. Минцбергом, Б. Альстрэндом и Д. Лэмпелом в работе «Школы стратегий».

Авторы выделяют десять основных школ стратегий:

Школа дизайна (Ф. Селзник, А.Д. Чандлер, СР. Кристенсен, Дж.Л. Боуэр, Р.Г. Хамермеш, М. Портер).

Школа планирования (И. Ансофф, П. Лоранж, Д. Стейнер, Мендель, С. Хофер, Р. Акофф).

Школа позиционирования (М. Портер, Р. Кац, Б. Джеймс)

Школа предпринимательства (Шумпетер, А. Коул, К. Найт).

Когнитивная школа (М. Лайлс, Р.К. Регер, Э. Хафф, Г. Томас)

Школа обучения (Р. Лапьер, Ч. Линдблом, Г. Рэпп, Р. Нельсон, С. Уинтер).

Школа власти (А. Макмиллан, Д. Сарразин, Э. Петтигрю, Поуер, Й. Доза).

Школа культуры (Д. Джонсон, Дж. Спендер, К. Рот, Ф. Ригер).

Школа внешней среды (М. Ханнан, Дж. Фримен, У. Эстли).

Школа конфигурации (Хандавалла, Д. Миллер, Р. Майлс, К. Сноу).

Общепризнанными «отцами» стратегического планирования являются А.Д. Чандлер, К. Эндрюс и И. Ансофф.

А.Д. Чандлер впервые в рамках исторического анализа исследовал генезис фирмы через соотношение внешнего окружения, стратегии развития и организационной структуры управления. Он ввел определение понятия «стратегия», кото­рое является ключевым в теории стратегического планирования и управления. Под стратегией А.Д. Чандлер понимает «определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей»[3].

С середины 60-х годов зарубежные исследователи стали предпринимать попытки формализации процесса стратегического планирования. Однако, как справедливо отмечает Г. Минцберг, который является лидером современных исследователей в области стратегического планирования и управле­ния, все они практически основываются на одной теоретиче­ской конструкции, или базовой модели, отличаясь между собой главным образом в деталях, а не в фундаментальных принципах построения.

Основной базовой моделью стратегического планирования принято считать модель Гарвардской школы бизнеса (Гарвардской группы), лидером которой по праву считается К. Эндрюс. Эта модель разрабатывалась американскими исследователями в течение достаточно продолжительного периода времени. Г. Минцберг называет эту модель «моделью школы проектирования», поскольку в ее основе лежит уверенность в том, что формулирование стратегии как процесс опирается на несколько базовых постулатов, которые в своей совокупности обеспечивают «проектирование стратегии».

Принципиальная схема данной логической модели форми­рования стратегического плана приведена на рис. 1.1[4]. В основу построения данной модели стратегического планирования положены следующие основные методологические принципы:

Процесс формирования стратегии развития фирмы должен быть контролируемым, осознанным процессом мышления. Модель формирования стратегического плана должна быть достаточно простой и информативной. Любая стратегия развития фирмы уникальна и рассматривается в качестве результата созидательного проектирования. Процесс формулирования стратегии должен завершаться лишь тогда, когда альтернативные стратегии имеют полное описание и осуществлен окончательный выбор лучшей из них.

Рис.1.1 Модель Гарвардской группы.

Любая стратегия развития фирмы должна сочетать простоту восприятия и полноту выражения, а также описы­ваться ясным и доступным языком.

Стратегия развития любой фирмы (предприятия) должна предусматривать разработку определенного механизма ее реализации. В соответствии с этим все элементы структуры фирмы (предприятия) в лице его руководства должны обла­дать определенными знаниями и ресурсами, а главное, желанием реализовать выбранную стратегию.

К. Эндрюс как лидер Гарвардской группы сконцентриро­вал свое внимание на исследовании роли внешнего руковод­ства предприятия в процессе разработки и реализации стра­тегии его развития.

Модель формирования стратегического плана, предложенная И.Ансоффом, имеет два прин­ципиальных отличия от модели Гарвардской группы[5]. Во-первых, И. Ансофф вводит в процессе стратегического планирования понятие формализованных целей в отличие от неявно выраженных ценностей высшего руководства в модели Гарвардской группы. Во-вторых, он предпринял попытку описания процесса стратегического планирования в виде определенной формализованной блок-схемы, которая предполагает подробную разработку списков факторов, учитываемых в процессе принятия решений и расставляемых в приоритетном порядке с приданием им весовых коэффициентов, а также различных диаграмм и правил выбора той или иной альтернативы.

Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия.

Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования)[6]. К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения.

  1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование распределение ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.
  2. Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова как приспособление предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к субъектам хозяйствования всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия (преимущества и угрозы). Задача данной функции — приспособить хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить различные угрозы. Разумеется, эти функции выполняются также и в текущем управлении предприятием. Однако эффективность оперативного управления будет достигнута лишь в том случае, если конкурентные преимущества и барьеры будут предвидены заранее, т.е. спланированы. В этом отношении задача стратегического планирования состоит в том, чтобы обеспечить для предприятия новые благоприятные возможности посредством создания соответствующего механизма адаптации предприятия к внешней среде.
  3. Координация и регулирование. Данная функция предполагает согласование усилий структурных подразделений фирмы (предприятий, производств, цехов) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия включает сложную систему взаимосвязанных целей и задач. Декомпозиция этих целей и задач предусматривает их деление на более мелкие компоненты и закрепление за соответствующими структурными подразделениями и исполнителями. Этот процесс происходит не спонтанно, а на плановой основе в стратегическом плане. Поэтому все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям и исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.
  4. Организационные изменения. Эта деятельность предусматривает формирование организации, которая обеспечивает слаженную работу персонала управления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического планирования. В конечном счете, данная функция проявляется в проведении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределение функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана и т. п. Важно, чтобы эти организационные изменения проводились не как реакция предприятия на сложившуюся ситуацию, что характерно для ситуационного управления, а были результатом организационного стратегического предвидения.

В настоящее время, для нашей страны, в которой стратегическое планирование и управление находится еще на стадии становления, особое значение приобретает разработка отечественной концепции стратегического планирования и управлении учетом анализа и критического осмысления зарубежного опыта в данной области исследований.

1.1.2. Предмет, объект и методология стратегического планирования

Стратегическое планирование это особый вид плановой деятельности, который заключается в разработке стратегий, при чем реализация этих стратегий обеспечивает эффективное функционирование предприятия в долгосрочной перспективе и быстрая адаптация к меняющимся условиям внешней окружающей среды.

По мнению Г. Стейнера, предметом, которым может заниматься стратегическое планирование, является любая деятельность, касающаяся предпринимательства[1]. Стратегическое планирование занимается изучением возможностей использования в практической деятельности по составлению планов объективных законов определяющих развитие экономики.

 

Нужен файл с работой полностью? Вышли нам несколько своих готовых рефератов или курсовых работ, не выложенных в Интернете (на support@topwork24.ru) и получи файл с этой работой себе на электронную почту бесплатно!

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское