Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы экологического образования в начальной школе
1.1 Понятия, цели и задачи экологического образования
1.2 Принципы, методы и приемы экологического образования младших школьников
1.3 Содержание экологического образования
1.4 Основные экологические представления в курсе «Окружающий мир»
Глава 2. Практические основы формирования экологических понятий у учащихся начальных классов по предмету «Окружающий мир»
2.1. Диагностика уровня сформированности учащихся 3 «А» класса ГБОУ СОШ № 305
2.2. Формирование экологической культуры школьников
2.3. Мотивация детей к экологии, посредством тренинга
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время в современном обществе остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. Школа, являясь одним из главных социальных институтов, должна уделять большое внимание экологическому образованию будущего поколения, задачей педагогов должно стать повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирования активной гуманной позиции по отношению к природе.
Начальная школа важнейший этап становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире. Младший школьный возраст наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.
Проблема экологического образования волновала таких великих педагогов как Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, они ратовали за развитие чувства природы каждого ребенка. Великий русский педагог К.Д. Ушинский указывал на то, что влияние природы на формирование личностных качеств ребенка мало оценено в педагогике.
В.А. Сухомлинский в своих трудах оценивал природу как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей Сухомлинский В.А. Я сердце отдаю детям. Киев: «Радяньска школа»,1985. С.152.. Рациональное и эмоциональное восприятие красоты природы органично сливается в опытах педагога с нравственным воспитанием, с развитием гражданских чувств, любви к Родине.
Теория экологического образования как особое направление педагогической науки и практики обучения школьников к настоящему времени достаточно разработана. Много в этом направлении сделано методистами-биологами Н.М. Верзилиным, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебным, И.Д. Зверевым, В.М.Корсунской, Н.Ф. Реймерсом, В.М. Сенкевичем, А.П. Сидельковским, И.Т. Суравегиной, В.А. Ясвиным.
В разных странах над проблемами экологического образования учащихся работали такие ученые, как К. Браунер, Е.Вильямс, Ф. Витвер, В. Энгельхардт, С. Камерон, Дж. Кёчель, А. Макэрлин, Н.Пирсон, У.Шредер, В. Янс и др.
Продуктивные подходы к созданию теоретической и технологической базы экологического образования младших школьников в настоящее время заложены Е.Н. Букваревой, О.В. Бурским, А.А. Вахрушевым, Н.Ф. Виноградовой, З.А. Клепининой, Л.Ф. Мельчаковым, Л.В. Моисеевой, А.А. Плешаковым, А.Е. Тихоновой, Д.И. Трайтак, И.В. Цветковой, С.М. Юшковой и др. Особое внимание при этом уделено определению наиболее целесообразных форм, методов и средств экологического образования в условиях обучения в начальной школе, среди которых важное место отводится роли дидактических и ролевых игр, проблемному обучению, природоохранной деятельности.
Актуальность темы: История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Я считаю, что экологическое воспитание - самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
Цель исследования: рассмотреть формы организации экологического образования младших школьников.
Объект исследования: процесс экологического образования младших школьников
Предмет исследования: экологическое образование младших школьников.
Гипотеза исследования: экологическое образование младших школьников будет эффективным, если использовать разные формы его организации.
Задачи:
- Изучить педагогическую литературу по теме исследования.
- Раскрыть основное понятие, цели и задачи экологического образования.
- Рассмотреть принципы, методы и приемы экологического образования младших школьников.
- Раскрыть содержание экологического образования.
- Обобщить и сформулировать выводы
Методы исследования:
- Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
- Описание.
- Анализ УМК.
ГЛАВА I. Теоретические основы экологического образования в начальной школе
1.1. Понятие, цели и задачи экологического образования
Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры. Далее сравним определения:
Название |
Определение |
Литература |
Экологическое образование |
процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков в области воздействия на окружающую среду, состояния окружающей среды и последствий изменения окружающей среды |
[Снакин, В.В. Экология и охрана природы: Словарь-справочник. / Под ред. акад. А.Л. Яншина. - М.: Academia, 2000. С. 281] |
это непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение, систематизацию знаний об окружающей среде, приобретение умений и навыков природоохранной деятельности и формирование общей экологической культуры. |
[Ефремов К., Теория и практика экологизации образования// Народное образование. - №8. - 2005.] |
|
это формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще Экологическое образование - это органичная и приоритетная часть всей системы образования, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обществу, к человеку (экогуманизм). |
[Деребко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психологияРостов-на-Дону: «Феникс», 2006. С.123.] |
|
Экологическая культура |
наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека. |
Разенкова Д. Ф. . — М., 2001. — 162 с. — РГБ ОД, 61:01-9/453-6. |
часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом |
Википедия |
|
это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. |
Михеева Н. А., Жуков П. В. К вопросу об управлении процессом экосоциализации населения России // Современные исследования социальных проблем : журнал. — Красноярск: Научно-инновационный центр, 2010. — № 1. — С. 112—114. — ISSN 2218-7405. |
|
Экологизация образования |
это масштабное проникновение идей, понятий, принципов, подходов экологии в структуру подготовки специалистов самого разного профиля, ведущее в конечном счете к формированию экологических ценностей |
[Кароп Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников. - Мн.: НМО, 2005. С.12.] |
процессы, связанные с оптимизацией и гармонизацией отношений между обществом и природой, и изменений, которые возникают в духовной и материальной жизни в условиях экологического кризиса, радикальной трансформации общественного бытия. Г.С.Смирнов определяет, например, экологизацию сознания как изменение направленности сознания, ориентацию его на более адекватное отражение состояния внешней среды и соответственно ценностных установок в потребностях и деятельности человека. С понятием «экологизация индивидуального сознания» связаны также такие понятия, как «экологизация мышления», «экологизация мироощущения», «экологизация потребностей», «экологизация поведения» и др. |
Определение Г.С. Смирнова |
|
это характеристика тенденции проникновения экологических идей, понятий, принципов, переходов в другие дисциплины, а также подготовка экологически грамотных специалистов самого различного профиля. Именно в наши дни требуется экологизация вообще всей системы образования и воспитания. Финальная цель данной трансформации - проникновение современных экологических идей и ценностей во все сферы общества, его экологизация. Ибо только так, через экологизацию всей общественной жизни, можно спасти человечество от экологической катастрофы. |
Определение Н.М. Мамедова |
На основе данных определений можно выделить свои определения:
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, который направлен на усвоение и фиксацию знаний, умений и навыков об окружающей среде и формирование у школьников бережного отношения к природе, ко всему, что их окружает, рациональное пользование природных ресурсов.
Экологическая культура – морально-этические нормы человека в отношении «Человек-Природа». Это оценка своего положения в окружающей среде.
Экологизация образования – это свод правил, экологических идей, принципов, тенденций, которые целенаправленно вводятся в общество, дабы защитить планету от экологических проблем.
Таким образом, несмотря на разницу определений, мнение ученых сходится в том, что существует два условия формирования экологического сознания:
1. Овладение теоретическими знаниями - понятиями, представлениями, фактами и т.д.
2. Включение обучающихся в практико-ориентированную деятельность по изучению реальной экологической ситуации и своей местности и доступная, посильное участие в ее улучшении.
Целью и планируемым результатом экологического образования, по мнению А.Н.Захлебного, являются сформированность ответственного отношения к природной среде, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе Захлебный А.Н. По мнению И.Д. Зверева, целью природоохранительного образования является формирование высокой культуры поведения человека и гражданской ответственности за рациональное использование природных ресурсов и природной среды во всех видах общественно-трудовой деятельности.
И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова и др. считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества. Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым возрастным этапом обучения является начальная школа. Конкретная цель экологического образования младших школьников может быть сформулирована следующим образом: становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения.
Педагогами экологическая культура рассматривается как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды. Например, Л. П. Симонова характеризует человека, овладевшего такого рода культурой, как личность, подчиняющую все силы своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботящегося об улучшении окружающей среды, не допускающего ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий окружающей среды.
Основной задачей экологического образования является преодоление у школьников утилитарно-потребительского отношения к природе, формирование ответственного отношения к ней в непрерывной связи с идеологической, нравственной, художественной, правовой сферами общественного сознания. Эта общая задача состоит из конкретных образовательных и воспитательных задач:
1. Общеобразовательные задачи включают в себя:
· систему знаний о единстве человека, общества и природы и способах оптимизации природопользования;
· систему идеологических, нравственных и эстетических экологических ценностных ориентаций;
· умение использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила отношения к природе в реальном поведении;
· умение использовать знания о способах охраны природы и бережного отношения к ней в общественно-полезном труде.
2. Воспитательные задачи предусматривают формирование:
· потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;
· установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
· убеждений в необходимости сбережения природы;
· потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей.
В системе экологического образования А.Н. Захлебный выделяет 4 взаимосвязанных компонента:
- научно-познавательный;
- ценностный;
- нормативный;
- практически-деятельностный.
Научно-познавательный компонент может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.