Статьи | Готовые работы скачать бесплатно

Курсовая Мотив жертвенности в произведениях Островского и языковые средства его выражения (на материале пьес «Бесприданница», «Последняя жертва», «Поздняя любовь)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Литературный текст как объект исследования

1.1. Понятие «художественный текст»  и его свойства

1.2. Экспрессивность, оценочность, эмоциональность художественного текста

1.3. Характеристика выразительности языка художественного текста

ГЛАВА 2. Языковые средства и их функции в пьесах А.Н. Островского («Бесприданница», «Поздняя любовь», «Последняя жертва»)

2.1. Тропы в пьесах А.Н. Островского («Бесприданница», «Поздняя любовь», «Последняя жертва»)

2.2. Лексические средства в пьесах А.Н. Островского («Бесприданница», «Поздняя любовь», «Последняя жертва»)

2.3. Синтаксические средства в пьесах А.Н. Островского («Бесприданница», «Поздняя любовь», «Последняя жертва»)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Введение

Александр Николаевич Островский (1823 – 1886) – автор, давший миру большое количество прекрасных произведений: от искромётных комедий до драм  с трагическим накалом.

Начало творчества Александра Николаевича Островского было ознаменовано интересом к купечеству  («Не все коту масленица», «Сердце не камень» и др.), драматург обращался к сатирическим комедиям («На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце»,  «Бешеные деньги»), «картинам московской жизни» («Старый друг лучше новых двух», «Шутники» и др.), историческим пьесам-хроникам («Тушино», «Козьма Захарьич Минин-Сухорук»). Однако особый интерес представляют пьесы 70-х -80-х годов Алексндра Николаевича Островского: «Бесприданница» (1878), «Поздняя любовь» (1873), «Последняя жертва» (1874). Драматург обращается к жанру психологической драмы и работает в нем чрезвычайно плодотворно. Одна из главных проблем в психологических драмах -  проблема любви как неотъемлемого, естественного права человека  и сущности этого права. Это право переходит в обязательство, ответственность за другого человека. Такое поведение переходит в жертвенность. Мотив жертвенности становится ведущим мотивом пьес Александра Николаевича Островского. Трагический характер, конфликт мечты и действительности, самоотдача воплощены в тексте с помощью языковых средств.

Актуальность работы обусловлена необходимостью разработки вопросов, связанных с основными языковыми средствами, их назначением и функционированием в пьесах Александра Николаевича Островского, лингвистическая составляющая пьес драматурга остаётся малоизученной.

Целью работы является исследование языковых средств, передающих мотив жертвенности в произведениях Александра Николаевича Островского.

Задачи: раскрыть понятие «художественный текст», изучить его свойства, исследовать языковые средства, установить, как языковые средства связаны с мотивом жертвенности в пьесах «Бесприданница», «Поздняя любовь», «Последняя жертва» Александра Николаевича Островского.

Объект исследования – тексты пьес «Бесприданница», «Поздняя любовь», «Последняя жертва». Предмет исследования - языковые средства пьес «Бесприданница», «Поздняя любовь», «Последняя жертва».

Методологической основой исследования является системный подход к объектам изучения. Основные методы исследования: теоретический анализ материалов по данной теме, наблюдение за языковым материалом, элементы статистической обработки материала.

 

Глава 1. Литературный текст как объект исследования

1.1. Понятие «художественный текст»  и его свойстваСогласно концепции советского и российского лингвиста Юрия Михайловича Лотмана, художественный текст — «графически зафиксированное художественное целое (или фрагмент художественного целого)» [Лотман 1994: 203]. Иначе говоря, Юрий Михайлович Лотман подразумевает художественным текстом систему с присущими ей свойствами:

Выраженность. Для художественной литературы это в первую очередь выраженность текста знаками естественного языка. Выраженность в противопоставлении невыраженности заставляет рассматривать текст как реализацию  системы, ее материальное воплощение.

Отграниченность. Любой художественный текст является носителем конкретной культурной функции и реализует её значение ("быть романом", "быть молитвой").  

Структурность. Художественный текст не представляет собой простую последовательность знаков в промежутке между двумя внешними границами. Он  обладает внутренней организацией (на синтагматическом уровне наблюдается превращение в структурное целое). Для того, чтобы высказывания языка можно было считать художественным текстом, нужно убедиться, что у них есть структура вторичного типа на уровне художественной организации. Структурность и отграниченность текста связаны.

Таким образом, наличие определённой структуры даёт возможность говорить о целостности произведения, его способности реализовывать и передавать задаваемое в нём содержание. При непосредственном чтении произведения искусства его структура не выделяется сознанием. Воспринимая текст произведения, читатель видит конкретная целостность. Анализируя структуру текста, необходимо: а) понимать принципы построения произведения; б) знать законы их вариативности в литературе, далее - в конкретном роде, жанре, направлении, стиле; в) уметь обнаруживать структурную индивидуальность произведения, которая возникает в процессе решения той или иной задачи художником.

По утверждению российского лингвиста Евгении Васильевны Джанджаковой, "художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано".

Согласно данному высказыванию, художественный текст представляет собой многогранный мир. Автор художественного текста мыслит образами, которые воздействуют на чувства читателя. Автор создаёт их при помощи языковых средств. Очень часто именно так выражается ещё и авторская позиция. Определённые приёмы направлены на выявление его  отношения к героям, проблемам действительности.

 

Нужен файл с работой полностью? Вышли нам несколько своих готовых рефератов или курсовых работ, не выложенных в Интернете (на support@topwork24.ru) и получи файл с этой работой себе на электронную почту бесплатно!

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское