Статьи | Готовые работы скачать бесплатно

ВКР Творчество Э.М. Ремарка

Содержание

 

Введение

ГЛАВА I. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЭРИХА МАРИИ РЕМАРКА

1.1.Творчество Э. М. Ремарка до эмиграции (1898-1932)

1.2. Творчество Э.М. Ремарка после эмиграции (1932-1970)

Вывод к I главе 

ГЛАВА II. РЕЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА ЭРИХА МАРИЯ РЕМАРКА В ДИАХРОНИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 

2.1. Советский период: 1929-1980-е года ХХ века

2.2. Период с 1980-х по 1998 год

2.3. Современный этап ( с 1998 по настоящее время)

Вывод к II главе 

ГЛАВА III. ТЕМА ВЛИЯНИЯ ЭРИХА МАРИИ РЕМАРКА НА РУССКУЮ КУЛЬТУРУ В РАБОТАХ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

3.1. Э.М. Ремарк и «лейтенантская проза»

3.2. Э.М. Ремарк – поэт и журналист в освещении русской критики

3.3. Вариативность форм рецепции творчества Э.М. Ремарка в современном мире

Вывод к III главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

 

Введение

Актуальность темы. Эрих Мария Ремарк начал писать в 20-х годах XX века и очень быстро набрал популярность. Э.М. Ремарк писал для своего поколения, но темы, освещаемые им актуальны до сих пор: любовь, дружба, частные последствия войны, судьба человека. Это один из факторов популярности, пронесшейся сквозь года до настоящего времени. Этот факт доказывает множество исследований, например : опрос, проведенный Центром социологии студенчества и НИУ ВШЭ, исследование тенденций в чтении подростков 13-15 лет в контексте современной свободы выбора самостоятельного чтения, проведенное Н.М. Свириной в 2017 году. «На Западном фронте без перемен», «Триумфальная арка» –эти произведения входят в перечень часто называемых и рекомендованных семиклассниками книг. На полках книжных офлайн и онлайн магазинов всегда есть романы писателя.

Он читается, слушается, обсуждается, ставится, снимается, а самое главное переиздается. Часто можно встретить писателя в списке бестселлеров. В рейтинге авторов художественной литературы по совокупным тиражам изданий за 2016 год Ремарк занимает 10-е место с общим тиражом 481,5. тысяч экземпляров.

Цель. Целью исследования является анализ рецепцийтворчества Э.М. Ремарка в России

Объект и предмет. Объектом исследования является рецепция творчества Э.М. Ремарка в русской культур с 1929 года по настоящее время. Основным предметом исследования является литературная критика, научные работы и художественные произведения в которых отразился интерес к творчеству Э.М. Ремарка

Задачи.

1) очертить культурно-исторический контекст биографии и творчества Э.М. Ремарка
2) проследить историю становления Э.М. Ремарка как писателя

3) выявить периоды наиболее интенсивного увлечения Ремарком в России

4) проанализировать основные тексты, раскрывающее значение творчество Ремарка для русских читателей и авторов

5) выявить и охарактеризовать признаки творческого освоения наследия Ремарка в советской военной прозе и современной лирике

6) составить библиографической список критической, научной и художественной литературы посвященной Ремарку (с привлечением электронных информационных ресурсов)

7) составить конспект урока по творчеству Э.М. Ремарка в 11 классе средней школы

В работе использовались следующие методы исследования: сравнительно-исторический; культурно-исторический; историко-функциональный; Практическая значимость работы состоит в описании и анализе полный круг публикаций и материалов, посвященных Ремарку в России.

Эмпирическая база. В ходе написания выпускной квалификационной работы были использованы следующие информационные ресурсы: картотеку «Мировой художественной литературы в русских переводах» им. А. Д. Умикян, материалы, выдаваемые Российской национальной библиотеки им. В.В. Маяковского (Санкт-Петербург), «Литературоведение» Института Научной Информации по Общественным Наукам (ИНИОН); электронные каталоги Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки и Центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского (Санкт-Петербург); научные электронные библиотеки «eLibrary» и «КиберЛенинка». Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе “Творческий путь Эриха Марии Ремарка” описано становление Э.М. Ремарка как писателя. Во второй главе “Рецепция творчества Эриха Марии Ремарка в диахроническом аспекте” охарактеризованы основные работы способствующие созданию цельной картины восприятия творчества писателя в русской культуре. В третьей главе “Тема влияния произведений Эриха Марии Ремарка на русскую литературу в работах последнего десятилетия” рассмотрены работы посвященные творческому освоению произведений Э.М. Ремарка в прозе советских писателей, а также русской рецепции его лирики и журналистики в XXI веке.

 

ГЛАВА I. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЭРИХА МАРИИ РЕМАРКА

Эрих Мария Ремарк Немецкий писатель, драматург, журналист, поэт и автор эссе. «Его писательская судьба необычна. Впрочем, легко ли назвать писателя, чья судьба была бы совсем обычной? Так что лучше сказать, что ремарковская судьба необычнее других» [6]. Действительно, именно эта «необычность», о которой говорит Д. Затонский, привлекает как читателей, так и критиков.

Сейчас Ремарк считается одним из самых значительных военных романистов в современной литературе. Однако начинал он свою писательскую деятельность с небольших статей о спорте, путешествиях и «хорошей жизни», которые публиковались в разнообразных журналах. Первые попытки писателя в более «серьезных» жанрах также не увенчались успехом: его три ранних романа и сборник стихов и эссе были практически проигнорированы критиками и читателями, хотя в них уже угадывается темы и стиль будущего Ремарка. Череда неудач заканчивается с публикацией романа «На западном фронте без перемен» в 1929 году, который высоко оценивается критиками и принесла писателю известность. С этой известностью приходит и интерес к писательской деятельности Ремарка и уже вскоре критики начинают отмечать такие сильные стороны его творчества как: «простой» язык повествования, который помогает выстроить нарратив военного романа и без утаиваний говорить о мотивах, сопряженных со столь непростой тематикой. Также отмечается его способность создавать «живых» персонажей и не менее реалистичных ситуаций, в которые помещаются герои. Например, во многих романах весьма натуралистично представлены сюжеты о насилии, но эта тема является неотъемлемой в контексте «военного» повествования, поэтому факт, что Ремарк без страха, открыто пишет о таких психологически тяжелых эпизодах жизни оценивается положительно. Однако некоторые критики считают, что его письмо страдает от акцента на содержании.

Здесь стоит отметить, что роман «На западном фронте без перемен» был одной из книг, публично сожженных нацистским режимом в 1933 году.

Из-за политических конфликтов Ремарк переехал в Швейцарию в 1938 году, отказавшись от немецкого гражданства, а позже стал американским гражданином. Он продолжал писать о войне, особенно о ее последствиях, но ни одна из его более поздних книг не получила критического признания «На западном фронте без перемен». «Возвращение», продолжение «На Западном фронте без перемен», повествует о крахе немецкой армии и усилиях возвращающихся солдат приспособиться к гражданской жизни. «Триумфальная арка», история беженцев Второй мировой войны, борющихся за выживание в Париже, обычно рассматривается как следующий важный роман Ремарка после «На Западном фронте без перемен». «Искра жизни», повествующая о концентрационном лагере, известна своим мрачным, трогательным изображением попытки одного человека измерить количество боли, которую он может терпеть.

Ремарка навсегда запомнят как гуманиста, осуждающего жестокость войны.

1.1. Творчество Э. М. Ремарка до эмиграции (1898-1932)

Первое опубликованное произведение Ремарка (если не считать юношеских стихотворений) осталось почти незамеченной, как и прочие ранние литературные попытки. Слава пришла к нему с «На западном фронте без перемен» (1929). Последняя получила оглушительный успех. Мнения исследователей сходятся на том, что такого успеха он никогда больше не достигал. В первый год выпуска тираж составил более одного миллиона двухсот тысяч экземпляров, переводы же составили около пяти миллионов.

Можно отметить несколько факторов, способствующих успеху. Во-первых, это своевременность написания и печати. Мир был в предвкушении экономического кризиса, что шло под руку с политическим. Книга вышла почти одновременно с «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя и «Смерть героя» Р. Олдингтона. Писатели того времени, писатели «потерянного поколения», чувствовали что-то во всеобщем настроении, что делало военную тематику злободневной. Во-вторых, Ремарк сам того не понимая, относился и относится к писателям «потерянного поколения». В «На западном фронте без перемен» война описана с необычайной правдивостью, изображение страшных окопных будней создает некую осязаемую выпуклость. В романе нет описаний пафоса, благодаря которому война романтизируется – знамена, фанфары, подвиги, есть только кровь и грязь сражений и короткие дни передышки в прифронтовой полосе. Детализация – вздувшийся живот трупов, замазанный по стенке окопа мозг, развивающиеся змеи человеческих органов, – это не самоцель, это способ разоблачения. Роман в значительной степени автобиографичен. Герои романа закончили школу, после школы – казарма, после казармы – фронт. Трагический конфликт романа состоит в том, что герои для которых нет ничего более ценного и святого, чем человеческая жизнь, поставлены в такое положение, что убийство является почти потребностью. Однако «На западном фронте без перемен» – не только обвинение в адрес бесчеловечности. Это гимн человеку – горький, отравленный пессимизмом, но все- таки гимн. В душе героев, несмотря на войну, живут простые человеческие чувства – любовь, доверия и дружба. Писатель с такой потрясающей силой нарисовал маленькую, но мужественную фигуру человека, который спотыкаясь бредет сквозь гремящий и бушующий хаос, что его ранний, во многом, может быть, еще незрелый роман, стал одним из крупнейших явлений литературы XX века.

В 1931 году Э.М. Ремарк пишет «Возвращение». Это роман – продолжение «На западном фронте без перемен». Роман о тех, кто пережил ужасы войны, но были раздавлены миром. Товарищи Пауля Боймера возвращаются после войны. Нам развертывается картина грядущих дней: «Мы люди конченные, а жизнь идет вперед, словно войны и не было». На фронте они были одной семьей, но по возвращению тотчас же дают о себе знать классовые и имущественные перегородки. Товарищи снова должны погрузиться в мещанское окружение, но герои отвергают революция, так как она им представляется игрой «штатских». В глазах героев послевоенная Германия, запивающая свое поражение, противопоставляется фронту, простому, где они были хотя бы вместе. Поэтому идеализация, культ солдата, который был еще в «На западном фронте без перемен»,

в «Возвращении» виден еще явней. Хотя Эрнст Биркхольц пытается избавиться от послевоенной травмы, он снова верит в жизнь и надеется на светлое будущее, роман “Возвращение” является реквиемом по “потерянному поколению”. Фрагментарность стиля, характерная для романа-предшественника, сохранена лишь отчасти. Нет ни плоскости изложения, ни кажущийся отстраненности рассказчика. Герои же стали объемнее, фабула – богаче и просторнее, фронтовая монотония, определявшая жизнь героев на войне, уступила место полифонии событий в неспокойные мирные времена.

В 1937 году Э.М. Ремарк публикует “Три товарища”. Сначала в переводе в США, потом в оригинале в немецком эмигрантском издании “Кверидо-ферлаг” (Амстердам).

Социальный фон романа расплывчат: стерты конкретные признаки места и времени, предельно сужен круг повествования, но запечатлены основные признаки в Берлине предшествующей победы фашизма. Фоном всего повествования является растущее влияние идеологии насилия и устрашения. Ремарк особо и не пытается закамуфлировать харизматического политагитатора, за которым вскоре должны следовать массы.

В “Трех Товарищах” определяются особенности художественной манеры писателя, специфический колорит его произведений, который по праву можно назвать “ремарковским”. Мир Ремарка – мир настоящих мужчин, сильных и смелых. Позади них тяжелая школа мировой войны, путь страданий, обманутых надежд и низвергнутых идеалов. Это сделало их немного циничными, скупыми, грубыми. Они верят в мужскую дружбу и разбитую жизнь. Но за этой толстой кожей таится запас горячих чувств, нужен лишь повод. Таким поводом для Робби была Патт.

Настроение, которым были охвачены герои “Возвращения”, словно передалось Роберту Локампу с его товарищами. Чувства разочарования и опустошенности, которые они испытывали в мире, ничего не желающем знать ни об ужасах войны, ни о пороках окружающей действительности, не позволяют и никогда не позволят им принять буржуазную “нормальность” как норму своей жизни. Робби, Кестнер, Ленц – возмужавшие за 10 лет юноши из романов “На западном фронте без перемен” и “Возвращение”. Поэтому “Три товарища” часть цикла о современнике Ремарка, простом немце 20-ых годов столетия.

1.2. Творчество Э.М. Ремарка после эмиграции (1932-1970)

“Возлюби ближнего своего” публикуется в 1939 году, “ Триумфальная арка” – в 1945 , “Ночь в Лиссабоне” – в 1962, “Тени в раю” ( “Земля обетованная”) 1971. Все эти пять книг повествуют об эмигрантах и формируют квинтет, что в традиционном подходе может быть названо “эмигрантской тетралогией” или “Tetralogic von Exil – Romanen”

Проблематика эмиграции возникла в его работах с начала 40-х годов. Следовательно, круг проблем, существовавших в произведениях Ремарка изменился, ранее описываемые трудности человека, потерявшего свои иллюзии на войне, переросли в трудности человека, «разорванного на куски». Иллюстративными в этом контексте являются романы «Возлюби ближнего своего», последовавшая за ним «Триумфальная арка» и еще более поздняя «Ночь в Лиссабоне», в которой после ежедневных описаний жизни и любви, после видимой человечности, отчетливо читается неудовлетворенность идеалами общества. Однако, как Ремарк ни старался, он не мог оставаться аполитичным и независимым наблюдателем социальных преобразований. Здесь следует отметить, что Э. М. Ремарк долго не воспринимался как таковой эмигрантский автор и не был включен в контекст иммигрантской литературы.

При сравнении сюжетов вышеперечисленных романов обнаруживается интересная закономерность. Жизнь героев проходит в неродной стране, это может быть страна приближенная к Германии, или отдаленная, например, Америка. У героя нет денег, нет документов, легальной работы, присутствует постоянная угроза высылки из страны. Герои не использует своих имен. Так, например, в романе “Ночь в Лиссабоне” Йозеф Шварц часть своего эмигрантского пути (до поездки в Оснабрюк за Хелен) проделывает без документов, но под своей первой фамилией Бауманн. Через какое-то время он наследует имя и паспорт умирающего Йозефа Шварца. После бегства из тюрьмы гестапо путь от Марселя до Лиссабона Шварц проделывает в автомобиле Георга Юргенса под его именем. Эта же тенденция проявляется в романе «Триумфальная арка», центральный персонаж которого, признается, что его имя Равик – уже третье по счету. Также интересной закономерностью является особое построение сюжетов. В той же «Триумфальной арке» на судьбу героя оказывает влияние лишь случай, способный в корне изменить дальнейшее повествование (выдворение Равика из Франции). Наблюдается особая структура эмигрантского сообщества, существует особая организация пространства. Простор, где протекает жизнь эмигранта, отличен от места проживания общества, живущего на законных условиях в стране. Оценка любого места поддается одному критерию – опасность/ безопасность.

Заканчивая выделение закономерностей в эмигрантских романах, нельзя не упомянуть про «слишком много мертвых» – «zu viele Tote». В эмигрантской среде постоянно практикуется «обмен» именами между живыми и мертвыми. Росс говорит о себе: «Как немецкий эмигрант я и без того с 1933 года был официально мертв»

Первые три ремарковские книги, содержат элементы автобиографии. Они повествуют о том, что автор непосредственно переживал, испытывал, наблюдал. И рассказ от первого лица был их естественнейшей формой. Однако, начиная с «Возлюби ближнего своего», писатель по преимуществу повествует в третьем лице. И дело здесь не только в среде, но и в герое. В «Возлюби ближнего своего» их двое: бежавший из концлагеря рабочий Йозеф Штайнер и студент Людвиг Керн. Штайнер — бывший солдат-фронтовик, но уже лишенный ремарковских автобиографических черт. Он — наставник юного Керна. А тот — ученик старательный, усвоивший известные нам нормы поведения. Некоему судье в Швейцарии, отправляющему его в тюрьму, он говорит: «Я верю в святой эгоизм! В бессердечие! В ложь! В равнодушие! — Этого я и опасался, вы не можете думать иначе... — Это еще не все, — спокойно возразил Керн. — Я верю в доброту, в товарищество, в любовь, в готовность оказать помощь! Я узнал все это. Может быть, лучше кое-кого из тех, кому больше повезло в жизни». Так при более пристальном рассмотрении мотивов и образов данного романа, мы можем заключить, что эмигрантское бытие по-своему заменяет Керну пребывание на фронте: оно лепит человека, как унижая, так и возвышая его. Таким образом, Ремарк отождествляет военную жизнь и эмигрантское существование, и эта идея реализуется во многих его послеэмиграционных романах.

Через 7 лет после опубликования «Возлюби ближнего своего» писатель печатает «Триумфальную арку» в 1946 году. Ни одна из предыдущих книг Ремарка не была стилистически и по строю изложена столь “американской”, как «Триумфальная арка». «Скептицизм» главных героев, лаконичность диалогов, краткость абзацев, драматические (а не аналитические) эффекты, встроенная «детективная история», фрагменты повествования, больше похожие на куски или кусочки киносценария, хотя действие романа происходит в Европе, американский читатель чувствовал себя в нем как дома. 

 

Нужен файл с работой полностью? Данный файл только в формате pdf. Вышли нам несколько своих готовых рефератов или курсовых работ в формате Word, не выложенных в Интернете (на support@topwork24.ru) и получи файл с этой работой себе на электронную почту бесплатно!

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское