Введение
1 Рыночный спрос: экономическая сущность, эластичность
1.1 Спрос: понятие, графическое представление, закон спроса
1.2 Эластичность спроса и ее измерение
2 Методы оценки и прогнозирования спроса
2.1 Изучение и оценка спроса
2.1.1 Статистический анализ
2.1.2 Подход к оценке спроса в исследовании рынка
2.2 Методы прогнозирования спроса и их характеристика
Заключение
Список использованных источников
В условиях рыночной экономики выживает тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует произ-водство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.
Изучение спроса на рынке становится первоочередной задачей. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу. Для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому на первые роли выходят в настоящее время многочисленные методы сбыта и реализации продукции. Для этого нужно знать, что такое спрос и как он изменяется с течением времени, этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночный спрос.
Актуальность темы работы темы состоит в том, что оценка спроса играет значимую роль в функционировании деятельности любого предприятия.
Цель данной работы – рассмотреть основные элементарные методы оценки спроса.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- раскрывается экономическая сущность спроса и дается характеристика его эластичности;
- рассматриваются основные методы изучения и оценки спроса;
- характеризуются методы прогнозирования спроса.
Основой для данной работы явилась специальная, периодическая литература по теме исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников литературы. Общий объем работы составил 24 страницы.
1 Рыночный спрос: экономическая сущность, эластичность
1.1 Спрос: понятие, графическое представление, закон спроса
Спрос – это платежеспособная потребность, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им блага. То есть исходя из экономического смысла, основу спроса составляет не только потребность или нужда в определенном товаре (благе), а готовность и способность платить за него. Результирующий спрос потребителей на товар (благо) находит свое отражение на кривой спроса.
Кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством товара, который потребители хотят и имеют возможность приобрести за единицу времени.
Наглядно кривая спроса изображена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Кривая спроса на товар
По горизонтальной оси графика откладывается объем спроса на товар, а по вертикальной оси графика – цена на него. Из графика можно увидеть, что чем выше цена блага, тем меньше объем спроса на него. Снижение объема спроса вследствие роста цены обусловлено двумя причинами:
- Во-первых, имеет место эффект замены, или замещения. Он состоит в том, что при росте цены определенного блага потребитель старается найти ему замену аналогичным товаром.
- Во-вторых, имеет место эффект дохода. При увеличении цен на то-вар, покупатель начинает ощущать, что он становится относительно беднее, чем прежде. Например, если цена мяса увеличится в два раза, то покупатель будет обладать меньшим уровнем реального дохода, и, как следствие, сократит потребление указанного товара.
Так как экономическая жизнь имеет свойство к постоянному изменению, то вполне естественно, что и спрос находится в движении. Движение кривой спроса может быть разнонаправленным. В целом, выделяется два типа сдвигов.
Первый случай состоит в большем количестве покупаемого блага при каждой цене. При этом кривая спроса сдвинется вправо, и величина спроса увеличится по сравнению со своим значением до перемещения кривой (рис.2.). Второй тип сдвига кривой спроса состоит в обратном – величина спроса будет ниже при каждой цене, чем она была до перемещения кривой.
1. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник / Е.Ф. Борисов. - Москва: Юрайт-Издат, 2015. – 356с.
2. Beчкaнoв, Г.C. Микроэкономика: учебник / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – Москва: Юнити, 2015. – 248с.
3. Камаев, В. Д. Основы экономики: учебник / В.Д. Камаев. – Москва: ВЛАДОС, 2015. – 384с.: ил.
4. Киселева, А.М. Курс экономической теории / А.М. Киселева. - Москва: Инфра, 2016. - 457с.
5. Максимова, В.Ф. Микроэкономика: учебно-методический комплекс / В.Ф. Максимова. - Москва: ЕАОИ. 2016. - 204с.
6. Овчинников, Г.Л. Микроэкономика / Г.Л. Овчинников. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. - 182с.
7. Пиндайк, Р. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд; пер. с англ. – Москва: Экономика, 2016 . – 354с.
8. Сио, К.К.. Управленческая экономика / К.К. Сио; пер. с англ. – Москва: Экономика, 2015. – 672с.
9. Фишер, С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи; пер. с англ. – Москва: Дело ЛТД, 2016. – 864с.