Крушение административно-командной модели экономического развития, основанной на монополии государственной собственности, сегодня признано практически во всех странах бывшей мировой социалистической системы. События, захватившие на рубеже 80-90-х годов XX века эти страны, приняли характер глубоких социально-экономических преобразований, взламывающих институциональную основу экономического и политического устройства общества, трансформирующих сложившуюся систмему хозяйства в нечто принципиально иное. События эти знаменовали собой переход от государственного социализма к рыночной экономике. Необходимым условием такого перехода является разгосударствление экономики, приватизация государственной собственности.
Проведение мероприятий по разгосударствлению экономики и приватизации стало центральным звеном, стержнем целого комплекса социально-экономических преобразований и в нашей стране. Последовательное и эффективное их осуществление требует прочной научной основы. В качестве таковой может выступать наличие хорошо разработанной теории приватизации и четкой правительственной программы действий.
Начиная с конца 80-х годов XX века проблема приватизации государственной собственности в России все чаще и чаще выступает предметом исследования экономистов. Это было связано с глубоким кризисом системы государственного социализма, курсом на радикальную экономическую реформу и переход к рыночным отношениям. Вопросам приватизации посвящены многие работы таких экономистов как Борисовская Т.А., Вечканов Г.С., Гусейнов Р.М., Журавлева Г.П., Носова С.С., Ильяшенко В.В., Липсиц И.В., Косов Н.С., Малкина М.Ю., Никулина И.Н., Розанова Н.М., Серяков С.Г., Тарануха Ю.В., Чеканский А.Н. и др., а так же был использован интернет-ресурс.
В центре исследований находились, как правило, проблемы, связанные с обоснованием возможности и необходимости приватизации в России, изучения зарубежного опыта и степени его применимости, выбора конкретных путей и методов проведения приватизации в той или иной сфере хозяйства.
Однако, к началу 90-х годов, несмотря на весьма бурное и длительное обсуждение различных аспектов перестройки, разгосударствления и приватизации, вряд ли можно было говорить о глубоком осмыслении их сущности, содержания, характерных черт и специфики проведения в условиях России. Отсюда, резкие и, по существу, малопродуктивные повороты в экономической политике, запаздывающие и часто противоречивые государственные мероприятия, порождающие неуверенность в курсе государства у хозяйствующих субъектов, лишающие их четких ориентиров в хозяйственной деятельности. Все это дестабилизировало и без того сложную ситуацию в народном хозяйстве, усугубляло социально-экономическую и, следовательно, политическую обстановку в стране.
Традиционным оправданием несостоятельности проводимых властями мероприятий экономической политики служила, да и служит по сей день, ссылка на масштабность и новизну осуществляемых преобразований. А между тем, руководство страны могло бы извлечь немало полезного из отечественной истории. Исторический опыт России богат примерами преобразований, в том числе и в отношениях собственности, в результате которых изменялись образ общества, его структура, вносились серьезные изменения в функционирование экономики, политики и других сфер общественной жизни.
Этот опыт является бесценным багажом, с которым путь современных преобразований может оказаться гораздо короче и продуктивнее, однако, до сих пор он не стал еще предметом серьезных фундаментальных исследований. В частности, совершенно недостаточно, на наш взгляд, уделялось внимания исследованию проблем приватизации в историко-экономическом плане. Приходится констатировать, что на сегодняшний день нет работ, посвященных комплексному историко-экономическому исследованию теории и практики приватизации в нашей стране. Изучение собственного российского опыта приватизации могло бы способствовать формированию целостного воззрения на современный приватизационный процесс и поиску его оптимальных в условиях России форм и методов.
Целью данной работы является изучение вопросов приватизации, разгосударствления собственности, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Проанализировать этапы и последствия приватизации государственной и муниципальной собственности в России в 90-е и 00-е года.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.