Школа Эпикура, периода эллинизма и сегодня кажется актуальной во многих своих идейных решениях. Симпатизанты эпикуреизма обнаруживались в самые разные эпохи (от позднего Средневековья до наших дней), поскольку сам дух объединения удовольствия и умеренности привлекает некоторых интеллектуалов.
В то же время отмечу и важный критический момент в отношении такой этики: она строится на бездоказательной догме о возможности свободы. В этом плане эпикуреизм более последователен, чем стоицизм, но в самом начале этой рациональной линии находится элемент веры. Эпикур отлично понимал, что утверждение безальтернативной необходимости в мире закрывает возможность этики, поэтому он отказался от этой доксы атомизма. Вместо этого философ утверждает, что свобода существует на всех уровнях бытия: от клинамена (способности отклоняться от заданных траекторий) атомов до свободы человека изменить свою жизнь.
Эпикур отверг строгий аскетизм, но серьезно трансформировал и гедонистическую предпосылку. В его системе единственное благо – это удовольствие, но он призывает не гоняться за ним, а напротив, минимизировать неудовольствия. Иными словами, суть эпикуреизма в настройке своих желаний таким образом, чтобы они соответствовали возможностям и контексту, давая максимум душевного комфорта.
Именно поэтому современный эпикуреец в первую очередь безусловно согласится с идеей отказа от потребительства, но это отказ от гонки за ненужным (которое представляется необходимым) ради организации комфорта через минимум средств. В отличие от стоицизма самоограничение здесь не цель и не добродетель, а всего лишь средство профилактики страдания от неутолимых желаний, которые провоцируют реклама и статусное потребление.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Горбачев В. Г., Чиненов М. В., Касьянов В. В., Мамедов А. А., Кузнецов В. Н., Бессонов Б. Н., Кулик С. П. и др.
Целью данной работы является изучение этики Эпикура, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть краткую биографию Эпикура;
- Исследовать эпикурейскую этику.
- Охарактеризовать теоретические подходы в исследовании;
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.