Ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, в том числе от незаконных решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц. Однако нельзя не признать, что процессуальные механизмы, призванные обеспечить эффективное осуществление такой защиты, в настоящее время находятся не на должном уровне правового регулирования. Закрепленная действующими цивилистическими кодексами (Гражданским процессуальном кодексе РФ и Арбитражном процессуальном кодексе РФ) неисковая процедура судебного разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений, фактически позаимствована из советского гражданского процесса. Данная процедура возникла и сложилась под влиянием господствовавших в советской школе права представлений, в соответствии с которыми административный иск рассматривался как некое посягательство на существующий порядок управления, недопустимый выпад гражданина против администрации, в связи с чем, возможность искового производства по административным делам категорически отрицалась. В то же время теория, судебная практика и опыт зарубежных стран, успешно использующих исковую форму судебного разрешения дел из публичных правоотношений, свидетельствуют об острой необходимости внедрения института административного иска в отечественное законодательство.
Актуальность темы в том, что теоретическая разработка проблем административного иска как процессуального средства защиты нарушенных прав и законных интересов субъектов публично-правовых отношений имеет особое значение в условиях становления в России административного судопроизводства, которое было закреплено Конституцией РФ (ст. 118) в качестве самостоятельной ветви правосудия. Выделение на конституционном уровне этого вида судопроизводства обязывает законодателя придать деятельности суда по рассмотрению административных дел адекватную современным правовым реалиям процессуальную форму.
Административный иск является именно тем процессуальным инструментом, который может обеспечить наиболее полную и всестороннюю защиту прав и законных интересов субъектов публично-правовых отношений, прежде всего, частного (невластного) субъекта, находящегося в силу специфики данных отношений в более уязвимом положении. Переход к исковой форме административного судопроизводства позволит достичь важных практических результатов, так как в рамках предусмотренной ей процедуры частное лицо сможет использовать весь комплекс процессуальных средств защиты (обеспечение иска, изменение иска и т.д.). Кроме того, использование исковой формы разрешения административных споров, основанной на принципах равноправия и состязательности, придание невластному субъекту спорных публичных правоотношений процессуального статуса стороны имеет важное общественно-политическое и мировоззренческое значение. В современном правовом государстве оспаривающий незаконные акты должностного лица или органа управления должен быть истцом, отстаивающим свое законное право, а не жалобщиком, ждущим «милости» сверху.
В этом контексте не вызывает сомнений необходимость законодательного закрепления искового административного судопроизводства. Однако нормальному обеспечению деятельности законодателя в данном направлении в значительной мере препятствует недостаточная научная разработка проблемы административного иска, в связи с чем исследование теоретических аспектов данного правового явления представляется весьма актуальной задачей.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Беспалов Ю.Ф., Габричидзе Б.Н., Зеленцов А. Б., Кононов П. И., Стахов А. И., Лещина Э.Л., Магденко А.Д., Тихомиров Ю. А., Панова И. В., Рыжаков А.П. и др., а так же были использованы Кодекс административного судопроизводства и Конституция Российской Федерации .
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с использованием исковой формы защиты нарушенного публичного права в судебном процессе по разрешению дел об административных правонарушениях и оспариванию незаконных актов публичной администрации.
Предметом исследования выступают теоретические основы административного иска как публично-правового явления, а также отечественное и зарубежное законодательство, регулирующее порядок судебного разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений.
Целью данной работы является изучение административного искового заявления, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и сущность административного иска;
- Охарактеризовать признаки административного искового заявления;
- Исследовать форма и содержание административного искового заявления;
- Выявить проблемные вопросы административного иска.
Методологическую основу составляет совокупность научных приемов и методов, применяемых для исследования юридических явлений и процессов. Для выявления сущности, содержания, видов административного иска использованы такие методы научного познания как: диалектический, системный, конкретно-исторический, формально-логический, структурно-функциональный, метод сравнительного правоведения, метод правового моделирования и др.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.