эссе Современные методы преподавания иностранных языков
Современные методы преподавания иностранных языков
В стремительно меняющемся мире цифровых технологий и безграничных образовательных возможностей у человека, нацеленного на освоение иностранного языка, возникает вполне закономерный вопрос: какой метод его преподавания и изучения наиболее актуален в имеющихся условиях? Целью настоящего исследования служит оценка возможности разработки и дальнейшего использования в практической деятельности комплексной концепции преподавания иностранных языков, основанной на традиционных и современных педагогических методиках и характеризующейся наибольшей эффективностью в части адаптации к требованиям внешней среды.
В качестве предмета исследования выбрана проблематика поиска новых методик преподавания иностранных языков, которые смогли бы в полной мере соответствовать динамичной структуре современной образовательной концепции. Особое внимание уделено приемам мотивации процесса изучения языковой системы. В качестве прогрессивных форм преподавания выбраны новые педагогические технологии, сущность реализации которых приведены в исследовании. Раскрыто понятие термина «Смарт-образование», поскольку его введение и широкое использование способствует повышению результативности и доступности образовательных программ для большого числа пользователей. В качестве доказательного преимущества данное исследование принимает идею всеобщей цифровизации лингвистических знаний, повсеместное распространение мобильных технологий, что неизбежно создает устойчивые предпосылки для перехода от книжных источников информации к активному освоению цифровых возможностей внешней языковой среды. В связи с этим объективная целесообразность применения новых образовательных методик, в частности, связанных с процессом цифровизации и всеобщей доступности мобильных телефонов, а также возможностей сети Интернет, привлекает пристальное внимание современного образовательного сообщества.
- 1. Повестка дня в области устойчивого развития ООН на период до 2030 года. 2015. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 18.06.2023).
- 2. Акопова М. А. Влияние смартфонов на аттенционные процессы студентов // Вестник университета. – 2020. – № – С. 167–172.
- 3. Алексеева Н.А., Фисунов П.А. Интеграция мобильного обучения в процесс преподавания иностранных языков // Вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков : сб. науч. ст. по мат-лам XIII Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2016. – С. 6–11.
- 4. Бароненко Е.А., Белова Л.А., Слабышева А.В., Орлова И.А. Повышение роли самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2017. – № 3. – С. 14–20.
- 5. Бароненко Е.А., Скоробренко И.А. Роль современных информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам // Информатизация образования и методика электронного обучения : материалы II Междунар. науч. конф. Красноярск, 25–28 сентября 2018 г. : в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. М.В. Носкова. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2018. С. 41–45.
- 6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : АСТ, 2009. 340 с.
- 7. Дубских А.И., Кисель О.В., Босик Г.А. Развитие иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов посредством дифференцированного подхода // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – №4. – С. 87-92.
- 8. Еренчинова Е.Б. Использование сети Интернет при обучении иностранному языку // Инновационные педагогические технологии : мат-лы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань : Бук, 2014. С. 325–327.
- 9. Заседателева М.Г., Быстрай Е.Б., Белова Л.А., Штыкова Т.В. Повышение мотивации к изучению иностранного языка в ходе реализации системно-деятельностного подхода // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2018. – № 5. – С. 91-101.
- 10. Иванова М.Э. Приоритетные направления в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (21 мая, 2018, Чебоксары) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. С. 64-65.
- 11. Кизлякова Е.С. Внедрение новейших информационных технологий в обучении иностранным языкам. С.-П., 2010. 11 с.
- 12. Курбатова О.В., Красноперова Л.Б., Солдатенко С.А. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие. п. Металлплощадка, 2017. 53 с.
- 13. Логинова А.В., Отбанов Н.А. Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка // Молодой ученый. – 2015. – №11. – С. 1395-1397.
- 14. Межкультурное иноязычное образование: лингводидактические стратегии и тактики: коллективная монография / Отв. редактор Е.Г. Тарева. М.: Логос. 2014. 232 с.
- 15. Назарова Н.Б., Мохова О.Л. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3.
- 16. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. Москва : Академия, 2009.
- 17. Райсвих Ю.А., Бароненко Е.А., Быстрай Е.Б., Штыкова Т.В. Роль мотивации в процессе повышения эффективности обучения иностранным языкам // Фундаментальная и прикладная наука. – 2017. –№ 4 (8). – С. 74-78.
- 18. Саркисян А.В. Использование Интернет-ресурсов на уроке иностранного языка. URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannyeyazyki/library/2016/02/23/ispolzovanie-internet-resursov-na-uroke-inostrannogo (дата обращения: 20.06.2023).
- 19. Скоробренко И.А. О некоторых аспектах обучения иностранному языку в межкультурном контексте // Культурные инициативы : мат-лы 50 Всеросс. c междунар. участием науч. конф. молод. иссл-лей. Челябинский государственный институт культуры ; Сост. и науч. ред. Ю. В. Гушул ; отв. за выпуск С. Б. Синецкий. 2018. С. 141-143.
- 20. Скоробренко И.А. Реализация коммуникативного подхода на занятиях по иностранному языку в свете требований к современному иноязычному образованию // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века : мат-лы Междунар. науч.-творч. форума (науч. конф.). (1-2 нояб. 2018 г., Челябинск) / редкол. : С. Б. Синецкий (предс.), Ю. В. Гушул (сост., науч. ред.) и др. Челябинск : ЧГИК, 2018. С. 205-209.
- 21. Уколова А.В. и др. Преподавание дисциплин на иностранном языке как фактор эффективности вуза // Проблемы современного педагогического образования. КФУ, Ялта, 2016. С. 259–269.
- 22. Фатхулина Г.Г. Обучение иноязычному чтению на основе теории межкультурной коммуникации // Лингводидактические особенности обучения иностранным языкам в неязыковых вузах : мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2019. С. 221-226.
- 23. Черных А.А., Кролевецкая Е.Н. «SMART-обучение» как новая образовательная модель: отношение педагогов и обучающихся // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. – Том 6. Выпуск 4. – С. 563-569
- 24. Шайдарова О.Г. Использование интерактивных методов и приемов при обучении групповому общению на английском языке // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты : межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 33. Тверь : Твер. гос. ун-т, 2015. – С. 101-107.
- 25. Широколобова А.Г., Губанова И.В. Повышение мотивации студентов по иностранному языку при работе в электронной среде // Открытое и дистанционное образование. – 2018. – № 3 (71). – С. 49-54.