Актуальность исследования уголовной ответственности за геноцид в Российской Федерации обусловлена, в первую очередь, тем, что, посягая на безопасность национальных, этнических, расовых, религиозных групп и, таким образом, на безопасность всего человечества, геноцид представляет наибольшую общественную опасность среди всех запрещенных уголовным законом деяний.
Чтобы обеспечить такую охрану в 1948 году была принята Конвенция Организации Объединенных Наций «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него». В этом международном правовом акте впервые в истории была нормативно закреплена ответственность за совершение геноцида. Однако, даже после принятия этого акта, действия, направленные на уничтожение различных человеческих групп, продолжили совершаться, а их жертвами стали миллионы людей. В качестве примеров можно привести деяния, имевшие место в Камбодже (1975-1979 гг.), Югославии (1991-1995 гг.), Руанде (1994 г.).
На основании положений названной Конвенции в действующем Уголовном Кодексе Российской Федерации появилась статья 357, предусматривающая ответственность за геноцид. Однако закрепление данного преступления в российском законодательстве не остановило лиц, уничтоживших более полутора тысяч человек, большинство из которых были гражданами России, в ходе грузинской агрессии на территории Республики Южная Осетия в августе 2008 года. Публичные призывы к уничтожению этнических русских имели место на Украине в 2013-2014 году, а к 29.09.2014 в распоряжении Следственного комитета РФ появились сведения о совершении в отношении русскоязычных граждан деяний, содержащих признаки преступления, предусмотренного ст. 357 УК РФ. Изложенные примеры показывают, что угроза совершения геноцида существует и в новом тысячелетии. Данные обстоятельства обуславливают необходимость криминализации геноцида в действующем уголовном законе России и указывают на актуальность исследования состава преступления, закрепленного в ст. 357 УК РФ.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Борзенков Г.М., Комиссаров В.В., Кузнецова Н.С., Тяжкова И.П., Боровиков В.П., Есаков, Г.Т., Понятовская Т.И., Иногамова-Хегай Л.Л., Рарог А.Д., Устинова Т.Н., Чучаев А.А. и др., а так же были использованы Уголовный Кодекс и Конституция Российской Федерации .
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с уголовно-правовой регламентацией геноцида в российском уголовном праве и квалификацией деяния по ст. 357 УК РФ.
Предмет исследования охватывает норму об уголовной ответственности за геноцид в российском законодательстве (ст. 357 УК РФ.
Целью данной работы является изучение уголовно–правовой квалификации геноцида (ст.357 УК РФ), исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие преступления геноцида по уголовному праву Российской Федерации;
- Определить проблемы квалификации преступления геноцида;
- Охарактеризовать меры, направленные на предотвращение преступления геноцид;
- Проанализировать основные направления совершенствования нормы об уголовной ответственности за геноцид в УК РФ.
Методология и методика исследования включает общенаучные методы познания. В качестве таковых выступают законы и категории диалектической теории познания; требования системного и исторического подхода к изучению объекта исследования; методы формальной логики (анализ, синтез, классификация, сравнение, индукция, дедукция) системно-структурный, абстрагирования).
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.