Введение.
Глава 1. Характеристика сущности социальных проблем.
1.1. Природа человека и социальных проблем.
1.2. Научные разработки категории «социальные проблемы».
Глава 2. Роль и значение телевидения при отражении социальных проблем.
2.1. Глобальные пpоблемы совpеменности и телевидение.
2.2. Социальное значение телевидения.
Глава 3. Социальные проблемы на телеэкране.
3.1. Классификация телепередач.
3.2. Примеры рассмотрения социальных проблем в телеэфире.
Глава 4. Основные тенденции развития телевизионной журналистики
при освещении социальных проблем
4.1. Телевидение сегодня и завтра.
4.2. Судьба некоторых жанров телевизионной публицистики.
Заключение.
Литература.
Осмысление роли телевидения и его особенностей как не только как зрелища, но и как средства постановки, а иногда и разрешения социальных проблем, привлекает к себе внимание исследователей и критиков. Сделано немало интересных наблюдений и обобщений. Правда, многие из выдвинутых концепций отличаются некоторой категоричностью и не столько снимают выдвинутые практикой телевидения вопросы, сколько ставят новые и вызывают желание продолжать дискуссии.
Телевидение как особое, специфическое средство информации, пропаганды и развлечения требует осмысления. Также требует исследований и такая область телевидения как журналистика. Предлагая пищу для размышлений, творческая практика телевидения и его журналистика не могут еще «предложить необходимый материал для определения жестких норм и эталонов».[1] Оказывая большое воздействие в силу присущих телевидению “влияющих и формирующих” свойств на характер развития общества и его членов, на их политические, моральные и эстетические критерии, телевизионная журналистика становится существенным фактором социального управления. Необходимость анализа ее сильных и слабых сторон, осуществленных и неосуществленных возможностей, диктуется ее ролью в современном обществе.
Актуальность данной работы обусловлена возможностью выделить и исследовать социальные проблемы и их отражение на телеэкране, чтобы иметь представление об истоках и перспективах деятельности журналистов на телевидении для выявления неиспользованных резервов и роста своего профессионального мастерства.
Глава 1. Характеристика сущности социальных проблем
1.1. Природа человека и социальных проблем
Вопрос о том, какова природа социальных проблем, кажется на первый взгляд очень ясным и простым. Но, как это часто случается, он содержит в себе несколько дискуссионных вопросов. Это, во-первых, вопрос о причинах проблем, во-вторых, об их роли в жизни общества и в жизни отдельного человека и, в-третьих, о возможностях регулирования данных проблем.
Во многом ответы на эти вопросы зависят от более общих мировоззренческих установок, которые принимаются в качестве исходной базы в рамках соответствующих социологических теорий. Прежде всего, понимание проблем связано с пониманием природы самого человека. Человек? Что это такое? И в чем состоит его собственная природа?
С древних времен до наших дней сталкиваются между собой по меньшей мере две точки зрения при ответе на этот вопрос.
Первая точка зрения восходит к Аристотелю (384-322 до н.э.), к его знаменитому трактату «Политика», в котором основоположник европейской науки систематизировал сложившиеся к его времени взгляды на общественное устройство и дал свой ответ на вопрос о лучших и худших видах организации совместной жизни людей.
Аристотель считал, что государство является продуктом естественного возникновения и существует по природе; человек же по природе своей есть существо политическое, а тот, кто живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек.
Государство, по мнению Аристотеля, существует по природе и по природе предшествует каждому человеку, поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому.
Очевидно, что Аристотель в решении главного вопроса социологии о соотношении общества и индивида недвусмысленно отдает приоритет обществу Общество, государство для него есть первичное начало, это целостность, а отдельный человек - часть более широкого целого. Государство, право, справедливость, по Аристотелю, - разные стороны государственного общения, стремление к которому заложено во всех людях от природы. Деление же людей на тех, кто властвует, и тех, кто подчиняется. Аристотель относит к естественным законам природы. Аналогичным образом решает обозначенную проблему и Платон (427-347 до н.э.)., которого иногда называют первым социальным мыслителем.
К решению вопроса о соотношении общества и личности в пользу человека как отдельного самоценного существа общественная мысль приходит гораздо позже.
Это связано с зарождением и становлением либеральных экономических и социальных теорий. Одним из первых социальных мыслителей, вставших на позиции общественного договора, был английский социальный мыслитель Томас Гоббс (1588-1679), опубликовавший в 1651 г. знаменитый трактат «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
Если Аристотель считал, что государство существует от природы и что человек по природе своей - существо общественное, политическое, то Гоббс полигает, что естественное состояние общества это «война всех против всех».
Он считает, что природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей. Но это равенство людей от природы само по себе не есть благо.
[1] Багиров Э., Кацев И. Телевидение – ХХ век.- М., 1968. С. 6.