Актуальность темы в том, что государственная регистрация юридических лиц в современном ее понимании существует в России сравнительно недолго. До 1990 г. регистрация юридических лиц на уровне законодательных актов не регулировалась.
Изменения социально-экономической ситуации и проводимая в стране экономическая реформа в 90-е гг. XX века привели к формированию этого правового института. За период с 1 июля 2002 г. по апрель 2004 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано 377 182 юридических лица, что составило 18,6% от общего числа всех зарегистрированных юридических лиц. На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за аналогичный период было зарегистрировано 4 481 юридическое лицо, в Омской области - 5410, в Тюменской области -2028. За этот же период количество отказов в государственной регистрации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Тюменской и Омской областях составило 330, то есть 2,7 % от общего числа юридических лиц, зарегистрированных на указанных территориях. Эти цифры показывают значимость регистрации юридических лиц в контексте современной экономической ситуации в России. Таким образом, институт регистрации юридических лиц стал в российском праве важным явлением, требующим научной разработки.
Увеличение нагрузки на судебную систему вызывает необходимость активного поиска путей для ее снижения, развития других форм гражданской юрисдикции, которые осуществляются как в рамках органов исполнительной власти, так и в частно-правовой сфере. В настоящее время значительно расширяется сфера деятельности органов бесспорной юрисдикции создаваемых в рамках системы исполнительной власти. К ней, в частности, может быть отнесена и государственная регистрация юридических лиц. Такая тенденция, в целом, может быть оценена достаточно позитивно, поскольку выводит на более высокий уровень фиксацию прав и фактов бесспорного характера. В связи с этим, рассмотрение проблем государственной регистрации юридических лиц, в том числе и в процедурно-процессуальном аспекте, представляется актуальным.
Интерес к теме обусловлен необходимостью определения значения, сущности государственной регистрации юридических лиц, роли и места системы государственных органов, на которые действующим законодательством возлагаются функции, права и ответственность в данной области.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Алексеев С.А., Гонгало Б.Я., Мурзин Д.П.. Прохоренко B E., Степанов С.Э., Упоров Д.К., Анисимов А К., Рыженков А.У., Маркин С.Р., Бархатов А. П., Беспалов Ю.Б., Якушев П.Э. Юкша Я.Д., а так же были использованы Гражданский Кодекс и Конституция Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу государственной регистрации юридических лиц, как деятельности по признанию со стороны государства их правового статуса.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие государственную регистрацию юридических лиц.
Целью данной работы является раскрытие порядка регистрации, ликвидации, изменения юридических лиц, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие юридического лица;
- Исследовать виды юридических лиц;
- Раскрыть порядок и способы создания юридических лиц;
- Охарактеризовать порядок государственной регистрации юридических лиц;
- Выявить иущность ликвидации юридического лица, ее виды и этапы.
Для достижения цели и решения поставленных задач применялись современные методы познания и научного исследования, включая общенаучные (системный, конкретно-социологический), частноправовые (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы, а также диалектический метод с его категориями (содержание и форма, причина и следствие, единичное и общее и др.).
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.