Минувшее десятилетие навсегда останется в истории России периодом больших перемен, которые коснулись всех сторон жизни нашего государства, затронули все слои населения. Политика государства изменилась по отношению ко многим социальным группам, в том числе и по отношению к инвалидам.
Прежде она была нацелена исключительно на предоставление инвалидам материального обеспечения, и можно с уверенностью констатировать её крайне неблагоприятные результаты. Это подтверждается данными Центрального научно-исследовательского института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (далее - ЦИЭТИН), установившими, что при наличии в качестве источника дохода государственной пенсии, а иногда ещё и заработка, инвалиды имеют уровень жизни более низкий, чем у остального населения (19% из них живут за чертой бедности)1. Следствием этого является отсутствие у данной категории граждан возможностей для полноценного удовлетворения своих жизненных потребностей.
Около 2/3 опрошенных в ходе проведения исследований ЦИЭТИНа инвалидов утверждали, что ощущают пренебрежение по отношению к ним, хотя 65% респондентов положительно относятся к интеграции в общество. У большинства членов здоровой части общества идея интеграции инвалидов в их среду вроде бы не вызывает неприятия (открыто против этого высказалось только 6%)2, но насколько это отражает реальное положение вещей, судить трудно. В настоящее время численность инвалидов достаточно велика.
Актуальность темы. Необходимость пристального внимания к данной категории граждан со стороны государства в равной мере обусловлена и их высокой численностью, и объективной ограниченностью их возможностей к полноценному участию в жизни общества, к труду? к самообслуживанию. Социальные реформы последних лет внесли существенные коррективы в правовое регулирование данной сферы, сформировали новые направления, приоритеты и цели. В результате этого появились и новые виды социальной защиты, сформировалась иная система государственных органов, значительно отличающаяся от действовавшей в этой области ранее.
Конституция Российской Федерации (ст. 19) установила равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Это означает, что и состояние здоровья не может служить основанием для какой бы то ни было дискриминации. Существовавшее прежде и недавно появившееся законодательство о социальной защите инвалидов охватывает огромный круг различных вопросов, многие из которых, между тем, решены не полностью и нуждаются в дальнейшей разработке.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Галаганов В. П., Горшков А. В., Добромыслов К. В., Кожевников О.А., Лушников А.М., Николаева Е. Ю., Смоленский М. Б., Телегина Т. Д. и др.
Объектом исследования является одна из самых социально незащищенных категорий населения, а именно инвалиды.
Предмет исследования - механизмы социально-правовой защиты
Целью данной работы является изучение социальной защиты инвалидов в РФ, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие инвалидности по Росиийскому законодательству;
- Исследовать социальную зашиту инвалидов, как направление соц политики РФ;
- Определит медицинскую помощь инвалидам в РФ;
- Охарактеризовать обеспечение инвалидов жильем в РФ;
- Проанализировать обеспечение занятости инвалидов в РФ;
- Ознакомиться с Ежемесячными денежныит выплатами инвалидности в РФ.
Среди общенаучных методов, использованных в процессе проведения данного исследования, главное значение принадлежит системному подходу. В числе частнонаучных методов необходимо назвать формально-юридический и сравнительно-правовой.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы .