Переход к новому экономико-политическому устройству страны, сопровождавшийся проведением масштабных реформ во всех сферах её жизнедеятельности, потребовал комплексного исследования социальной структуры российского общества и направлений её возможного изменения в результате дальнейших реформ, призванных обеспечить эффективное общественное устройство. В этой связи всё большее внимание представителей научного сообщества привлекает такой ее элемент, как средний класс. В последние годы был проведен целый ряд исследований, посвященных стратификации российского общества, месту и роли среднего класса в нем. В обществах индустриального и постиндустриального типов появляются в массовом масштабе новые структурные позиции, благодаря которым возникают новая социальная структура и массовый средний класс, выступающий ее опорной конструкцией. Он служит социальной базой и главной движущей силой реформ, обеспечивает технологический и социально-экономический прогресс, способствует воспроизводству квалифицированной рабочей силы, создает и распространяет образцы социокультурных и социально-экономических норм, осваивает и ретранслирует на остальные слои населения многие инновационные практики, являясь, таким образом, с точки зрения выполняемых им функций особым социальным субъектом. Именно поэтому важно определить, завершилось ли формирование среднего класса в России, каковы характеристики и функции, реализуемые им в современном российском обществе, каково его возможное влияние на дальнейшее развитие страны.
Однако повышенное внимание к среднему классу сочетается с отсутствием однозначного теоретического подхода к его определению и идентификации. В свете сказанного актуальность темы исследования определяется следующим:
во-первых, крайней неустойчивостью социальной структуры российского общества в условиях социальной трансформации и потребностью в формировании стабильного среднего класса;
во-вторых, отсутствием единого теоретико-методологического подхода к определению сущности понятия «средний класс», его специфики, идентификационных критериев;
в-третьих, отсутствием единой эмпирической модели среднего класса, количественные оценки которого либо существенно варьируются, либо наличие данной категории в социальной структуре российского общества отрицается вовсе, что в итоге не позволяет установить направленность и динамику в нем стратификационных процессов;
в-четвертых, необходимостью оценить специфику сознания его представителей, проанализировать характерные для них поведенческие практики, понять сущность механизма становления среднего класса, особенности формирования его структуры;
в-пятых, целесообразностью формирования комплекса мер государственного регулирования структуры среднего класса, укрепления и расширения его границ.
Таким образом, вопросы о самом существовании, о количественных параметрах среднего класса, о закономерностях, тенденциях и перспективах его формирования в нашей стране остаются дискуссионными. Имеются значительные расхождения в методологии и методике изучения данного предмета. Важность и недостаточная изученность проблемы развития среднего класса в России, дискуссионность вопросов его количественной и качественной оценки определяют актуальность темы диссертационного исследования, ее научную и практическую значимость. Степень разработанности темы исследования. Современное изучение среднего класса опирается на фундаментальную научную базу, сформированную отечественными и зарубежными учёными.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Агапова Т. А., Басовскийᅟ Л. Е., Вечкановᅟ Г. С., Зубко Н. М., Мэнкьюᅟ Н., Мягкова Т. Л., Плотниковᅟ А. Н., Каплюкᅟ Т. С., Слагода В. Г., Тарасевичᅟ Л. С. др.
Объект исследования - средний класс в современном российском обществе.
Предмет исследования - специфика идентификации, социальная структура и перспективы воспроизводства среднего класса в современном российском обществе.
Целью данной работы является изучение процесса формирования среднего класса в современной России, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и признаки среднего класса;
- Исследовать эволюцию понятия «средний класс»;
- Определить специфику формирования среднего класса в современной России;
- Проанализировать состояние среднего класса в России в 2022 г. ;
- Выявить проблема формирования среднего класса в России.
Методологической основой исследования явились общесоциологические подходы к изучению социальной структуры: структурно-функциональный и конфликтологический. Это позволило проанализировать теоретические концепции социальной структуры, определить критерии среднего класса, его место в социальной структуре.
При анализе генезиса термина «средний класс», мы, прежде всего, использовали сравнительно-исторический метод.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.