Курсовая работа|Русский язык

Этимология русских «исключений»

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2023 | Страниц: 44

Введение

Глава 1. Исключения из орфографических правил

1.1 Орфографические правила и их исключения

1.2 Орфография как раздел науки

1.3 Особенности слов-исключений из правил русской орфографии

Глава 2 Причины возникновения исключений из правил

2.1 Этимология слов-исключений

2.2 Картотека «Альбом исключений»

Заключение

Список литературы

Исключения в правилах орфографии есть во всех языках, в русском языке исключения есть в каждом правиле. Более всего правил изучается в период 5-7 классы обучения в школе. Исключения имеют свою историю, чаще всего они являются показателями переходного периода в языке, особенно в периоды от старославянского к древнерусскому, от древнерусского к современному языку.

Актуальность работы раскрывается в современном педагогическом подходе – заучивание исключений, их возможно учить, мотивируя этимологическим значением.

Цель работы: выяснить причины возникновения исключений из орфографических правил.

Объект исследования: орфографические правила и их исключения.

Для достижения поставленной цели выявили следующие задачи:

1) найти и собрать информацию об орфографии как разделе науки о языке;

2) Найти как можно больше слов-исключений из правил русской орфографии.

3) Найти причины возникновения этих исключений из правил.

4) Составить на основании собранного материала сборник «Альбом исключений».

Сборник «Альбом исключений» даст возможность обобщить все правила орфографии за курс 1-9 классы, эти исключения необходимы для внеурочной работы, подготовке к олимпиадам и контрольным работам. Технологии работы: визуализация слов, мнемотехника – запоминания в рассказах, слова по тематикам, слова по орфограммам, технология слово-образ – рисунок или иллюстрация, технология таблиц и кластеров – алгоритмизация.

Практическая значимость проекта: данный материал можно использовать на уроках русского языка всегда и во внеурочной работе, в индивидуальных маршрутах и в групповых формах работы.

Методы работы: систематизация, обобщение, составление картотеки.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Исключения из орфографических правил

1.1 Орфографические правила и их исключения

«Орфография русского языка – правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме» [12, с.37].

Правила русской орфографии и пунктуации утверждены в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР.

«Главным принципом современной орфографии русского языка является морфологический принцип: значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться» [ 10, с.17]..

«В область изучения орфографии входит теоретическое осмысление принципов, норм, правил графического оформления слова, а также определение и исследование внутренних тенденций и влияния внешних факторов на изменения» [9, с.21], происходящие в орфографической системе языка, которая наиболее тесно связана с графикой - разделом языкознания, изучающим буквенную систему.

В основе орфографической системы лежат условные договорённости о том, как правильно писать слова. Договорённость о том или ином способе графического оформления слова закрепляется правилами, основанными на законах языкового существования. Законы орфографии называются орфографическими принципами. Принципы орфографии - это идеи, которые лежат в основе правил правописания конкретного языка.

Первоначально в языке господствовали индивидуальные написания. Одним из самых ранних трудов по теории орфографии является труд В.К. Тредиаковского в 1748 году, где сформулированы принципы построения алфавита и орфографии, которым хорошо соответствует даже современный русский алфавит. 2М.В.Ломоносов в «Российской грамматике», вышедшей в 1755 г., получившей широкое распространение и долгие годы использовавшейся для обучения русскому языку, опубликовал правила правописания и такие основополагающие принципы, как удобство чтения для каждого, близость к трём основным российским диалектам, близость к морфологии и к произношению. Первый академический словарь русского языка был издан в 1784–1794 гг.» [2, с.35].

Довольно полный обзор правил правописания в их исторической перспективе был осуществлён Я.К.Гротом 1873 году. «Главным принципом он считал морфологический в сочетании, до некоторой степени, с фонетическими письменными формами. Впоследствии на главенство морфологического принципа (в отличие от фонетического) в русском правописании указывали А.Н.Гвоздев, А.И.Томсон, М.Н.Петерсон, Д.Н.Ушаков» [1, с.7].

В 1904 году при Академии наук была создана специальная комиссия по правописанию. Её подкомиссия, в которую вошли такие известные учёные, «как А.А.Шахматов, Ф.Ф.Фортунатов, И.А.Бодуэн де Куртенэ, А.И.Соболевский, занялись подготовкой реформы правописания. Окончательный проект реформы был готов к 1912 году, реализованы предложенные изменения были через шесть лет, при Реформе русской орфографии 1918 года. До 1918 года русский алфавит насчитывал больше букв, чем теперь. В результате реформы 1918 года были убраны буквы ять, фита, ижица, и десятеричное, ъ в окончаниях слов» [12, с.39]..

«В 1956 году были приняты Правила русской орфографии и пунктуации 1956 года, изменившие написание некоторых слов и регламентировавшие употребление буквы ё» [15, с.31].   В последующее время под руководством В.В.Лопатина выдвигались некоторые изменения правил, частично отражённые в орфографическом словаре под его редакцией, где «подготовленный текст правил русского правописания не только отражает нормы, зафиксированные в «Правилах» 1956 г., но и во многих случаях дополняет и уточняет их с учетом современной практики письма». На данный момент в русском языке около 70 орфографических правил.

Толковые словари русского языка дают следующее значение слов «исключение», «слова - исключения»:

«Процесс действия по знач. глаг.: исключать. Отступление от правила, от обычного порядка. Тот, кто чем-либо отличается от окружающих». (Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.) [11, с.14].

«Уклонение от нормы, отступление от общих правил». (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.). [11, с.14].

«То, что не подходит под общее правило, отступление от него». [11, с.14].

(Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка) [11, с.14].

«Слова-исключения - это такие слова, которые не подчиняются тому или иному правилу». (Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Автор Н. Абрамов. ) [11, с.14].

Таким образом, во всех словарях дается приблизительно одно и то же значение этого слова: «это то, что не подходит под общее правило, отступление от него». [11, с.14].

После анализов учебников по русскому языку, выяснилось, что слова-исключения делятся на несколько групп.

  1. Орфограмма: и, а, у после шипящих.

Ярким примером исторического правописания в русском языке является буква и после согласных ж, ш. Мы говорим [ы], [шы], но пишем жи, ши, потому что так произносились эти сочетания на заре нашей письменности, когда согласные ж, ш были мягкими. И только три слова: жюри, брошюра, парашют, следуя транслитерационному принципу, пишутся через ю. В написании этих слов отражено и французское произношение и написание: жюри – jury, брошюра – brochure, парашют – parachute. Если бы эти слова были еще в древнерусском языке, то их написание целиком и полностью отражало бы традиционный принцип русской орфографии, так как ж, ш были мягкими. Но эти слова пришли к нам в XIX веке, когда ж, ш уже отвердели, и стали исключениями из правила.

  1. Орфограмма: буквы о – ё после шипящих в корне слова.

Напомним, что в школьных учебниках данное правило звучит так: «В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Слова-исключения: шорох, крыжовник, шов, капюшон и т.д.».Но если проследить механизм работы данного правила, то убеждаешься, что буква е – ё пишется тогда, когда ударение в слове на этом слоге непостоянно и при образовании новых слов переходит на другой слог: жёваный – жевать, жёны – жена, чёлка – чело и т.д. А в таких словах, как шорох, шов, чокаться, обжора, прожорливый, корневой слог при всех изменениях слова остается ударным и о не чередуется с ё. (Об этом, кстати, говорят такие ученые, как К.И. Былинский, Д.Э. Розенталь и др.)

Не следует ли поменять формулировку данного правила в школьных учебниках: «В корне после шипящих пишется ё, когда ударение на корне непостоянно; и пишется о, если корень остается ударным при всех изменениях слова»? Тогда ученикам не нужно будет запоминать огромное количество слов, которые попали в разряд исключений.

А что же делать с такими словами, как шофер, шоссе, шоколад, жонглер и т.д., которые тоже почему-то рассматриваются составителями школьных учебников в этом правиле?

Они все иноязычные и пишутся в соответствии с транслитерационным принципом, попадая в разряд словарных слов.

И все же отдельно хочется рассказать еще о трех словах, так как их этимология вызывает особый интерес: крыжовник, чащоба, трущоба.

  1. Алексеев, Ф. С. Русский язык в картинках для современных детей / Ф.С. Алексеев. - М.: АСТ, 2015. - 144 c.
  2. Богданова, Г. А. Русский язык без репетитора. В 2 частях. Часть 1. Орфография / Г.А. Богданова. - Москва: Машиностроение, 2015. - 216 c.
  3. Богданова, Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс / Г.А. Богданова. - М.: Просвещение, 2013. - 136 c.
  4. Горецкий, В.Г. Чистописание. 3 класс. Рабочая тетрадь №2 / В.Г. Горецкий, Т.В. Игнатьева. - Москва: Огни, 2015. - 231 c.
  5. Дорофеева, Г.В. Изучаем части речи / Г.В. Дорофеева. - М.: Эксмо, 2012. - 156 c.
  6. Дружок. 2 класс. Учимся писать изложения и сочинения. - М.: Стрекоза, 2009. - 649 c.
  7. Елынцева, Ирина Владимировна Морфемный словарь для начальной школы / Елынцева Ирина Владимировна. - М.: Феникс, 2016. - 747 c.
  8. Ерохина, Е. Л. Русский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. А. Дейкиной, О. М. Александровой / Е.Л. Ерохина. - Москва: Машиностроение, 2016. - 981 c.
  9. Жиренко, О. Е. Тренажер по чистописанию. Добукварный и букварный периоды. 1 класс. Рабочая тетрадь / О.Е. Жиренко, Т.М. Лукина. - Москва: ИЛ, 2015. - 520 c.
  10. Журавлева, О. Н. Русский язык. 1 класс. Рабочая тетрадь. Итоговая аттестация / О.Н. Журавлева. - М.: Дрофа, 2014. - 734 c.
  11. Заика, В. И. Орфография и пунктуация. Правила и практикум / В.И. Заика, Г.Н. Гиржева. - М.: Флинта, Наука, 2011. - 160 c.
  12. Захарова, О. Правильно пишем и произносим твердые и мягкие согласные / О. Захарова. - М.: Современная школа (Букмастер), Интерпрессервис, 2011. - 922 c.
  13. Клепова, Е. А. Как запомнить все правила русского языка / Е.А. Клепова. - М.: АСТ, 2016. - 256 c.
  14. Колесникова, Е. В. Я начинаю читать. Рабочая тетрадь для занятий с детьми 6-8 лет / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2014. - 843 c.
  15. Мисаренко, Г. Г. Русский язык. 2 класс. Тетрадь упражнений. В 2 частях. Часть 2 / Г.Г. Мисаренко. - Москва: Наука, 2014. - 186 c.
  16. Ника, Дубровская Хулиганская тетрадь. Прописи для тех, кто не любит писать / Дубровская Ника. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 633 c.
  17. Плотникова, А. М. ЕГЭ-2014. Все исключения русского языка. Учебное пособие / А.М. Плотникова, М.В. Слаутина. - М.: Проспект, 2014. - 648 c.
  18. Прописи к `Букварю` Д. И. Тихомирова, Е. Н. Тихомировой. Часть 2. - М.: АСТ, 2008. - 909 c.
  19. Пропись для написания элементов букв. - М.: Современная школа, 2011. - 850 c.
  20. Розенталь, Д.Э. Русский язык для старшеклассников. Сборник упражнений и диктантов / Д.Э. Розенталь. - М.: АСТ, 2014. - 415 c.
  21. Русский язык. 5 класс. Тематический контроль. Рабочая тетрадь. - Москва: Огни, 2015. - 224 c.
  22. Русский язык. Тетрадь для закрепления знаний. 4 класс. - М.: Кузьма, Букмастер, 2013. - 482 c.
  23. Узорова, О. В. 3000 примеров по русскому языку. 4 класс / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2012. - 572 c.
  24. Узорова, О. В. Все основные правила русского языка. 1 класс / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. - М.: АСТ, Астрель, Планета знаний, 2016. - 680 c.
  25. Узорова, О. В. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала. 1 класс / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. - М.: Астрель, Планета знаний, 2013. - 521 c.
  26. Универсальный словарь русского языка. Начальная школа / Т.А. Крепких и др. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2011. - 752 c.
  27. Упражнения для тренировки неразрывного написания строчных букв. - М.: Кузьма, Букмастер, 2013. - 526 c.
  28. Ушакова, О. Д. Части речи. Имя прилагательное. Книжка-подсказка / О.Д. Ушакова. - М.: Литера, 2012. - 265 c.
  29. Федосова, С. В. Русский язык. 5 класс. Все домашние работы к УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой / С.В. Федосова. - М.: ЛадКом, 2014. - 224 c.
  30. Шклярова, Т. В. Первые книжки первоклассника. Букварь. Прописи (комплект из 2 книг) / Т.В. Шклярова, С.А. Есенина. - Москва: Гостехиздат, 2009. - 256 c.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Русский язык
2020 год 24 стр.
Семантика и функции междометий в текстах русских народных сказках
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское