Курсовая работа|Культурология

Концепция «культурного шока» К.Оберга

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2023 | Страниц: 36

Введение

Глава 1. Характеристика «культурного шока»

1.1 Понятие «культурного шока» и его признаки

1.2 Фазы культурного шока

Глава 2. Проблема культурного шока через призму рекламной коммуникации  

2.1 Культурный шок в рекламе

2.2 Способы преодоления «культурного шока» в рекламной коммуникации

Заключение

Список литературы

Знакомство с культурой чужой страны для многих людей всегда интересно и во многом полезно. Ведь у человека, который много путешествует, создается образ картины мира, а если этому человек посчастливилось познакомиться со страной не только путешествуя по ней в качестве туриста, но и пожив некоторое время, скажем, в приемной семье, можно сказать, что ему просто повезло, поскольку у него была возможность посмотреть на эту страну изнутри. К сожалению, такой опыт нельзя приобрести, будучи просто туристом, у которого задачи несколько иные - изучить лицо страны, т.е её самые красивые и знаменитые места, увидеть как можно больше достопримечательностей за короткое время.

Мы находимся в зависимости от наших привычек и условий жизни. Наше самочувствие безусловно зависит от того, где мы находимся, кто и что нас окружает. Когда человек попадает в незнакомую среду и оказывается оторванным от привычного окружения (будь то смена квартиры, работы или города), его психика обычно терпит потрясения. Понятно, что если речь идёт о переезде в другую страну, мы получаем всё это вместе. Переживания и ощущения, которые человек испытывает при смене привычных условий жизни на новые, учёные называют культурным шоком.

Данная тема исследования является актуальной, т.к. в настоящее время всё больше людей едет за границу (жить, учиться, работать, отдыхать). Одних интересуют пляжи, других - горы, где можно дышать свежим воздухом и кататься на лыжах, третьих - исторические и культурные памятники. Есть ещё VIP- туризм для деловой элиты, сочетающий отдых с бизнес-мероприятиями, экстремальный туризм для любителей острых ощущений, туризм «медового месяца» для новобрачных и многое другое.

Цель: изучить концепцию «культурного шока» К.Оберга.

Задачи:

  • дать понятие «культурного шока» и изучить его признаки.
  • изучить фазы культурного шока.
  • изучить культурный шок в рекламе.
  • изучить способы преодоления «культурного шока» в рекламной коммуникации.

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА «КУЛЬТУРНОГО ШОКА»

1.1 Понятие «культурного шока» и его признаки

Культурный шок – эмоциональное или физическое состояние, вызванное определенным дискомфортом.

Оно проявляется, когда человек попадает в иную культуру, отличную от той, к которой привык. У каждого человека или группы людей есть сложившееся представление о мире, где они живут, свои понятия и ценности. Оказавшись в другой реальности, в непривычной для себя обстановке, человек испытывает шоковое состояние. Если это состояние проявляется в области норм этикета, жизненных ценностей, искусства, то тогда мы говорим о понятии культурный шок.

Например, когда советские люди попадали в 1970-е годы в капиталистические страны, они испытывали сильный шок от чистоты городов, изобилия товаров в супермаркетах. И по возвращении говорили только об этом. То есть суть культурного шока в конфликте старых и новых культурных ориентаций.

Это явление не носит общественного характера. Это сугубо индивидуальная эмоция, реакция на иное культурное проявление.

Проявления шока могут быть двух видов: позитивные и негативные. Приезжая в Объединенные Арабские Эмираты, мы попадаем в совершенно иной мир с другой культурой и высоким уровнем жизни, новейшими технологиями. При этом испытываем чувства восторга, эмоционального шока.

Изучение опыта перемещения в другую культурную среду началось в средине ХХ века. Термин «культурный шок» ввел канадский антрополог Калерво Оберг (1901-1973). Много путешествуя по миру, изучая быт индейцев, он впервые обратил внимание на ощущения при столкновении с первым межкультурным опытом.

Оберг считал, что культурный шок — это результат тревоги, которая появляется при потере привычных «символов социального взаимодействия» в обществе. Ученый в своей теории определил 4 стадии культурного шока:

  • «нулевой этап» — первое знакомство с новой культурой;
  • «медовый месяц» — позитивное отношение, первые впечатления, стремление идеализировать;
  • «фаза культурного шока» — более реальный взгляд, понимание особенностей и проблем культуры другого нарда;
  • «фаза адаптации или отказа» от данной культуры.

Все 4 фазы связаны с ощущениями людей, которые оказались в непривычной для себя обстановке. Эти фазы переживают люди, переехавшие в другую страну. Они либо адаптируются в ней, пережив первые три фазы, либо возвращаются в привычную обстановку. Это зависит от многих факторов.

Понятие культурный шок в Россию пришло гораздо позже, чем в Америку. О нем стали говорить, когда Россия открыла границы, а это начало 90-х годов прошлого века, когда русские стали чаще выезжать за границу.

Причин, по которым человек переживает культурный шок, может быть много.

Часто культуру сравнивают с айсбергом. Надводная часть — это то, что лежит на поверхности: язык, внешняя среда, искусство, кухня. Подводная часть проявляется не сразу, она открывается постепенно. Это ценности и ориентиры внутренней культурной среды: обычаи, межличностные отношения, устройство быта, воспитание и образование, трудовые отношения. Человек начинает все это замечать, когда погружается в новую жизнь и сравнивает с тем, к чему привык. Многое вызывает отторжение и даже неприязнь.

Основная причина шока — различия между культурами. Оказываясь в непривычных для себя условиях, человек теряет стереотипы поведения. Вот причины, выявленные в результате социологических исследований.

Приезжая в другую страну, человек ощущает себя чужим, даже, если он знает язык страны.

Переживает из-за утраты старых связей.

Чувствует беспомощность в разных жизненных ситуациях, сложно приспосабливается к новой обстановке.

Ожидания лучшей жизни не оправдывают себя, наступает разочарование.

Неприятные события в жизни усугубляют негативное состояние.

Человек не принимает новые культурные ценности.

В результате назревает конфликт.

Как правило, редко кто избегает шока. Проще, если приезд в страну — на определенный период, и впереди возвращение на родину. Гораздо труднее, если новая страна — это теперь постоянное место жительства.

Те, кто уже пережил этот трудный период, дают несколько советов:

Не воспринимайте все негативно, старайтесь смотреть объективно, находите положительные моменты, старайтесь понять, почему это так, а не иначе.

Изучайте язык страны. Это ускорит интеграцию. Одна дама, уехав в Америку и живя на Брайтон Бич, спустя годы, возмущалась: «Я здесь уже 20 лет, а они до сих пор не знают русского». Этот пример не для вас.

Изучите поведение людей в бытовой среде: в магазине, на улице, в парке. Уйдет время, но это принесет большую пользу.

Постепенно постигайте культуру страны глубже. Вы поймете многое, после чего придет понимание.

Познакомьтесь с соседями, проявите уважение, посещайте мероприятия.

Несмотря ни на что, сохраняйте чувство юмора.

Главное — нужно время и терпение!

Возраст. Чем старше человек, тем труднее ему бороться и адаптироваться. Дети и молодежь справляются легко.

Пол. Сложнее приспособиться женщинам, чья жизнь в новой стране ограничивается бытом и заботами о семье. Если они ведут активный образ жизни, то адаптируются быстро, как и мужчины.

Образование. Чем выше уровень образования, тем проще привыкать. Представление о широте культур дает понимание и желание быстрее адаптироваться.

  1. «Культурный шок» и социально-педагогическое сопровождение подростков за границей. - М.: Росток, 2021. - 264 c.
  2. «Культурный шок» и социально-педагогическое сопровождение подростков за границей. Теория и практика. - М.: Росток, 2020. - 264 c.
  3. Бондарев, Г.А. «Философия свободы» Рудольфа Штайнера как основание логики созерцающего мышления. Религия мыслящей воли. Органон современной культурной эпохи / Г.А. Бондарев. - М.: Добрая книга. Титурель, 2021. - 912 c.
  4. Бороздин, И.Н. Древний мир. Изборник источников по культурной истории Востока, Греции и Рима / ред. Б.А. Тураев, И.Н. Бороздин. - М.: Левенсона А.А., 2020. - 363 c.
  5. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока / ред. Н.В. Абаев. - М.: Новосибирск: Наука, 2021. - 216 c.
  6. Воронин, И.Д. Достопримечательности Мордовии. Природные, исторические, культурные / И.Д. Воронин. - М.: Саранск: Мордовское; Издание 2-е, доп., 2022. - 256 c.
  7. Вульф, Е.В. Главнейшие культурные растения / Е.В. Вульф. - М.: Сельхозгиз, Москва, 2021. - 150 c.
  8. Древняя Индия. Историко-культурные связи: моногр. . - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 2020. - 344 c.
  9. Жидков, В. С. Культурная политика России: теория и история. Учебное пособие для высшей школы / В.С. Жидков, К.Б. Соколов. - М.: Академический проект, 2020. - 592 c.
  10. Жидков, В.С. Культурная политика и театр / В.С. Жидков. - М.: ИздАТ, 2020. - 320 c.
  11. Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник. - М.: Киев: Мистецтво, 2022. - 252 c.
  12. Культурно-бытовое обслуживание / ред. М.П. Лавочкин. - М.: Московский рабочий, 2021. - 322 c.
  13. Культурно-исторические экскурсии (Москва, московские музеии, подмосковные) / ред. Н.А. Гейнике. - М.: Новая Москва, 2021. - 420 c.
  14. Культурное наследие Востока. - М.: Наука, 2021. - 384 c.
  15. Культурное наследие Древней Руси. - М.: Наука, 2020. - 460 c.
  16. Культурные герои XXI века, или В поисках Золушки: моногр. . - М.: GIF, 2022. - 192 c.
  17. Культурные контексты Казахстана: история и современность: Материалы международного семинара, посвященного 100-летию М.О. Ауэзова / ред. А. Кодар. - М.: Ниса (Алматы), 2021. - 280 c.
  18. Куцакова, Л. В. Воспитание ребенка-дошкольника. Развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. В мире прекрасного / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. - М.: Владос, 2020. - 368 c.
  19. Максаковский, В.П. Всемирное культурное наследие / В.П. Максаковский. - М.: Издательский сервис 'Логос', 2020. - 416 c.
  20. Мочалова, В.В. Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции: Сборник статей / ред. О.В. Белова, В.В. Мочалова, В.Я. Петрухин. - М.: Пробел-2000, 2022. - 366 c.
  21. Назаренко, А. В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII вв.: моногр. / А.В. Назаренко. - М.: Языки славянской культуры, 2020. - 105 c.
  22. Орлова, Э.А. Культурная (социальная) антропология / Э.А. Орлова. - М.: Академический проект, 2021. - 480 c.
  23. Отюцкий История социальной (культурной) антропологии / Отюцкий. - М.: Академический проект, 2021. - 293 c.
  24. Петров, М. К. История европейской культурной традиции и ее проблемы / М.К. Петров. - Москва: Наука, 2020. - 863 c.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское