Введение.
Глава 1. Теоретические основы кредитных карт
1.1. Понятие и сущность кредитных карт.
1.2. Преимущества и недостатки кредитных карт
Глава 2. Характеристика рынка кредитных карт
2.1. Московский рынок пластиковых банковских карт
2.2. Портрет держателей кредитных карт.
Глава 3. Конкурентная среда.
3.1. Организационно-экономическая характеристика Сберегательного Банка РФ
3.2. Основные конкуренты на Московском рынке кредитных карт.
Глава 4. Организация маркетинга в Сберегательном Банке РФ.
Заключение.
Список литературы
в последние годы наблюдается бурное развитие сферы банковских услуг, это объясняется тем, что финансовый рынок России ненасыщен и, таким образом, обладает большим потенциалом для банковской деятельности по сравнению с ведущими рынками мира.
Каждый российский коммерческий банк действует в условиях сложной, изменчивой маркетинговой среды. Для эффективного функционирования в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка и усиливающейся конкуренции ему нужно производить и предлагать услуги, имеющие ценностную значимость для конкретной группы потребителей того или иного региона. Таким образом, можно отметить, что маркетинг является важнейшей функцией банковской деятельности, определяющей стратегию банка в продвижении банковских продуктов на рынок финансовых услуг. Использование маркетинга как инструмента конкурентной стратегии является обязательным элементом в работе с клиентами, этим обуславливается актуальность данной темы.
Маркетинг определяет, как работать с потребителем банковских продуктов, как правильно оценить конкурентов на рынке банковских продуктов, их силу и слабость, как выбрать сегменты, ”ниши” для услуг банка и расширить сферу своего влияния. Управление банком не может быть эффективным, если детально не знать, какие запросы предъявляют потребители к продукту, какие характеристики банковской услуги интересны потребителю, а какие, напротив, вызывают отрицательные эмоции.
Целью настоящей работы является изучение специфики банковского маркетинга, на примере Сберегательного Банка РФ.
Исходя из поставленной цели, сформулируем задачи стоящие перед данной работой:
- Раскрыть теоретические основы банковского продукта – кредитных карт;
- Охарактеризовать Московский рынок пластиковых банковских карт;
- Описать конкурентную среду Сберегательного Банка РФ;
- Рассмотреть организацию маркетинга в Сберегательном Банке Рф.
Объектом практического исследования является Сберегательный Банк Российской Федерации.
Предметом исследования является организация маркетинга в банке.
Глава 1. Теоретические основы кредитных карт
1.1. Понятие и сущность кредитных карт
Кредитная карта – это именной платежно-расчетный документ в виде пластиковой карточки, выдаваемый банком своим вкладчикам для безналичной оплаты ими товаров и услуг в розничной торговой сети, причем оплата происходит в счет краткосрочного кредита, взятого у банка[1].
Карточки являются персональными, на них указаны имя владельца и образец его подписи. На пластиковой карточке указан номер счета, предоставленного клиенту по карте. Лимит кредита по счету определен предварительно. Клиент ежемесячно получает от компании, выпускающей кредитные карточки, счет, который он должен полностью оплатить в течение установленного срока, т.е. выплатить кредитору предоставленный им кредит. Выплатить кредит можно двумя способами:
1) либо одной крупной суммой денежных средств для погашения всего займа,
2) или путем выплаты начисляемых процентов на ежемесячной основе (сумма кредита останется той же и на нее будут начисляться проценты, пока она не будет погашена).
Кредитные карты бывают двух видов:
1) кредитные карты, выданные торговыми учреждениями (например, универсальными магазинами)
2) и общецелевые кредитные карты, которые выдаются банками.
Кредитная карта по сути напоминает необеспеченный потребительский кредит: клиенту не нужно предоставлять собственность в залог кредитору как гарантию того, что кредит будет выплачен. При этом сумма кредита, предоставляемого клиенту, значительно ниже по сравнению с ипотечным кредитом или потребительским кредитом. Однако в случае невозврата кредита против клиента будет возбужден иск, проценты будут продолжать накапливаться. В результате клиент становится обладателем отрицательной истории кредита, которая резко снизит возможность получения какого-либо кредита в будущем.
Чтобы получить кредитную карту, необходимо подтвердить банку сумму ежемесячного дохода и указать располагаемый доход (сумма остающаяся после выплаты всех месячных издержек). Как только клиент подтвердит, что у него имеется достаточно “свободных” денег для ежемесячной выплаты процентов по заемным средствам, финансовое учреждение откроет ему банковский счет, который будет связан с его картой и с которого будут совершаться платежи, и счет, на который он будет вносить деньги[2].
Оформление заявления на выдачу кредитной карты называется «платой за выпуск кредитной карты». Такая плата – предварительно установленная сумма. Оформление заявления на выдачу кредитной карты в основном стоит недорого. Кроме того, держателю карты также, возможно, придется платить за обслуживание карты (на годовой основе) для поддержания счета и кредитной карты. Размер расходов зависит от банка, поэтому необходимо уточнить их величину, перед тем как подавать заявление на выдачу кредитной карты.
Кредитные карты предоставляют их держателю предварительно установленный лимит кредита, который оговаривается при оформлении заявления на получение кредитной карты. Как только происходит заем денежных средств (пусть даже небольшой суммы), на данную сумму начнут начисляться проценты согласно процентной ставке. Сумма кредита будет подлежать годовой ставке процента, которая будет выплачиваться на
[1] Банковское дело / Под.ред. О.И. Лаврушина - М. «Финансы и статистика», 2003. – 122 с.
[2] Банки и банковское дело / Под редакцией д.э.н. проф. И.Т. Балабанова, СПб.: «Питер», 2003. - 156 с.