Курсовая работа|Социология

Разработка модели восприятия коррупции и антикоррупционной политики в сознании жителей г.Барнаула

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2023 | Страниц: 43

Введение

1 Реализация антикоррупционной политики РФ  на современном этапе

1.1 Понятие и признаки коррупции

1.2 Теоретико-методологический конструкт исследования коррупции

2 Восприятие и оценка антикоррупционной политики и коррупции в сознании россиян (на примере г. Барнаул) 

2.1 Социальные установки общества в отношении коррупции

2.2 Рекомендации по совершенствованию управления противодействию коррупции в органах местного самоуправления

Заключение

список использованной литературы

Приложение

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в современной российской государственной политике направление противодействия коррупции является одним из приоритетных.

Несмотря на это, данные различных российских и международных организаций, фиксируют высокий уровень коррупции и становятся основой для характеристики коррупции как системного явления. Анализ предпринимаемых мер в сфере противодействия коррупции как на уровне государства, так и конкретных организаций показывает, что разработка эффективной и действенной антикоррупционной политики требует учета восприятия коррупции, оценок антикоррупционных мер в сознании общества и формирования нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям.

При этом имеются различия в определении понятий «коррупция» и «антикоррупционная политика» в сознании политических элит и в сознании граждан. Так, на политико-правовом уровне коррупция зачастую трактуется как злоупотребление служебным положением и полномочиями, дача или получение взятки, при этом характерным признаком является конфликт интересов между действиями должностного лица и интересами государства и общества. При таком подходе антикоррупционная политика сводится к политико-правовым механизмам, а также к распространению информации об успехах правоохранительных органов в борьбе с проявлениями коррупции.

Объектом работы является антикоррупционная политика как составная часть российского современного политического процесса.

Предмет составляют  факторы, влияющие на восприятие  коррупции общественным сознанием  и формирующие оценочные мнения россиян по отношению к коррупции (на примере г.Барнаул).

Целью данной работы является разработка модели восприятия коррупции и антикоррупционной политики в сознании жителей г.Барнаула. Исходя из поставленной цели, нужно решить следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие и сущность антикоррупционной политики как политического процесса;
  2. Выявить факторы, детерминирующие отношение россиян к коррупции;

Теоретико-методологическая основа исследования. В рамках работы использованы различные методологические подходы, что обусловлено сложностью коррупции как социального феномена и комплексным характером темы исследования.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.

 

 

1 Реализация антикоррупционной политики РФ
на современном этапе

1.1 Понятие и признаки коррупции

Понятие «коррупция» является достаточно сложной и многоаспектной категорией – оно рассматривается как правовое, социальное, экономическое и моральное явление [4].

Подтверждается это в официальных источниках – так, в материалах восьмого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 года) указано, что термин «коррупция» не является чисто правовым и имеет, скорее, общий характер. В правовой доктрине и международно-правовых актах сформировалось два основных подхода к определению содержания коррупции.

В рамках первого из них – узкого подхода – понятие коррупции раскрывается путем указания на конкретные деяния должностных лиц (через характеристику различных форм подкупа-продажности) [6], которые совершаются вопреки обязанностям или связаны с намеренным пренебрежением своими обязанностями ради определенного материального вознаграждения (например, взяточничество, незаконное присвоение публичных средств и т.д.) [12].

Чаще всего в зарубежной литературе речь идет о таких коррупционных деяниях как взяточничество, растрата, посреднические платежи (платеж, произведенный для обеспечения или ускорения выполнения рутинных или необходимых действий, на которые плательщик имеет законное или иное право), мошенничество, сговор (соглашение между двумя или более сторонами, направленное на достижение ненадлежащей цели, в том числе ненадлежащим образом влияющее на действия другой стороны), вымогательство, покровительство, клиентура и кумовство [10].

Именно на основании узкого подхода понятие коррупции раскрывается в Конвенции против транснациональной организованной преступности 2010 года, Декларации Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях 1996 года. В широком смысле коррупция рассматривается как любой «отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды» [17].

Определения понятия, основанные на таком подходе, строятся, как правило, на перечислении признаков, свойственных для коррупции. Такой подход при формулировании понятия «коррупция» использован, например, в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции 2003 года [30] и Модельном законе СНГ «Основы законодательства об антикоррупционной политике», где под коррупцией понимается «подкуп (получение или дача взятки), любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и/или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу».

Данному подходу следует и упомянутая выше международная организация Transparency International, которая рассматривает коррупцию как «злоупотребление вверенной властью в личных целях» [22].

Нормативное определение понятия «коррупция» в Российской Федерации закреплено в п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Согласно норме этим понятием охватываются «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица» [7].

Таким образом, российский законодатель при формулировании понятия коррупции объединил два основных подхода (узкий и широкий), путем перечисления противоправных действий, являющихся проявлением коррупции, – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп – и указания на сущностный признак коррупции – незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами (коррупцией также признается совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица) [9].

На наш взгляд, сущность правового аспекта коррупции лучше всего раскрывается через понятие коррупционного правонарушения. Согласно ст. 2 Модельного закона СНГ «Основы законодательства об антикоррупционной политике» коррупционное правонарушение рассматривается, как «деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность» [2].

Следует отметить, что международно-правовые акты антикоррупционной направленности тематики избегают чрезмерной детализации понятий «коррупционное правонарушение». К коррупционным деяниям можно отнести любое запланированное, ожидаемое, или такое, которое произошло, получение льгот в результате необоснованного использования официального статуса и конфликт интересов, то есть противоречие между служебными обязанностями и личными интересами. В то же время, на наш взгляд, учитывая достаточно высокий уровень коррумпированности государственного аппарата в Российской Федерации, полагаем, что легальное закрепление термина «коррупционное правонарушение» может в определенной мере содействовать повышению эффективности борьбы с этим негативным явлением.

Тем более, что действующее законодательство оперирует этим термином – например, ст. 13 Федерального закона «О противодействии коррупции» именуется «Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения».

Для формулирования такого понятия, прежде всего, обратимся к положениям общей теории права. В научной литературе сформировались различные подходы к определению категории «правонарушение». Шабуров А.С. полагает, что «правонарушение – это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, которое противоречит требованиям правовых норм» [10].

В.С. Нерсесянц под правонарушением понимал «неправомерное (противоправное), общественно вредное, виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного субъекта, за которое в действующем праве предусмотрена юридическая ответственность» [17].

Ю.А. Денисов отмечал, что правонарушение это общественно опасное, виновное деяние, противоречащее нормам права, за совершение которого предусмотрена правовая ответственность [12].

Р.Х. Макуев считает, что правонарушение – это «виновное противоправное действие или бездействие деликтоспособного лица, повлекшее ущерб обществу, государству или отдельным лицам, которое влечет юридическую ответственность» [11].

Нормативно-правовые документы

  1. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию // COUNCIL OF EUROPE. URL: http://www.coe.int/fr/web/conventions/search-on-treaties/-/conventions/rms/090000168007f58c

Литература

  1. Гавра Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. -  СПб.: ИСЭП, 2020. - 235 с.
  2. Гаман-Голутвина О. В. Политика модернизации неэффективна без сотрудничества государства с бизнесом и обществом // Власть. - 2022. - №1. - С. 185.
  3. Гилинский Я. И. Институциональные эффекты девиантности и социального контроля // Российский криминологический взгляд. - 2019. - №1. - С. 230.
  4. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России / Сулакшин С. С., Максимов С. В., Ахметзянова И.  Р. , Под ред. Сулакшина С.С. - М.: Научный эксперт, 2018. - 464 с.
  5. Государство, общественные организации // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/
  6. Гридякин Д. А. Противодействие коррупции в органах государственной власти в современной России: политологический аспект: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. - Ставрополь, 2019. - С. 43.
  7. Данилов А. П. Факторы неэффективности антикоррупционной политики // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2021. - №1. - С. 69.
  8. Девяткин А. А. Явление социальной установки в психологии ХХ века: Монография. - Калининград: Изд-во КГУ, 2019. - С.23.
  9. Дилигенский, Г. Г. Социально-политическая психология: Учебное пособие для вузов - М.: Новая школа, 2020 . - 352 с.
  10. Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности. - М., 2020. - С. 39.
  11. Журавлёв А. Л., Юревич А. В. Психологические факторы коррупции // Социологические исследования. - 2022. - №7. - С.65.
  12. Журавлёв А. Л., Юревич А. В. Психологические факторы коррупции // Социологические исследования. - 2022. - № 7. - С. 63-71.
  13. Задорин И. В., Мацкевич М. Г. Общественное восприятие возможных изменений в уголовном правосудии: результаты социально-психологического эксперимента // Исследовательская группа ЦИРКОН. URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/8bc/pravosudie_tezisy_Kovalevskie_chtenija.pdf
  14. Закс В. А. Социокультурные предпосылки коррупции // Государство и право. - 2021. - №4. - С. 53.
  15. Ирошников М. П. Председатель Совнаркома Владимир Ульянов (Ленин). Очерки государственной деятельности в 1917-1918 гг. - Л., 1974. - С. 424-427.
  16. Кабанов П.А. Антикоррупционная политика в Российской Федерации: от имитации к институционализации // Криминология: вчера, сегодня, завтра. -- №4. - С. 30.
  17. Кабанов П. А. Институционализация антикоррупционной политики в субъектах Российской федерации // Актуальные проблемы экономики и права. - 2020. - №4. - С. 68.
  18. Кабанов П. А. Политическая преступность: сущность, причины, предупреждение. - Нижнекамск: Нижнекамский филиал МГЭИ, 2020. - С.136.
  19. Карабанов А. Л., Мелькин С. К. Современные проблемы противодействия коррупции: уголовно-правовой и криминологический аспекты. - М.:Wolters Kluwer Russia, 2020. - С. 21.
  20. Климовицкий С. В., Карепова С. Г. Методология измерения социально-психологических факторов коррупции // Институт психологии РАН. Социальная и экономическая психология. - 2020. - №4. - С.209.
  21. Ковтун Е. А. К вопросу о правовом регулировании антикоррупционной политики современной России // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых: сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Челябинск: Violitprint. - 2022. - С.55-59.
  22. Концепция антикоррупционной политики в российской Федерации: федеральный и региональный аспекты // Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции. URL: http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=Pub/petrov(18-07-07).htm
  23. Копачёв В. П. Антикоррупционная политика в современной России: субъекты, стратегии, механизмы: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.22. - Краснодар, 2022. - С. 35.
  24. Крючков А. В. Антикоррупционная политика в России: политологический анализ // Философия права. - 2020. - №5. - С. 123.
  25. Липпман У. Общественное мнение. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2019. - 384 с.
  26. Лобцова О. В. Сущность антикоррупционной политики как политического процесса // Власть. - 2020. - №9. - С. 77.
  27. Мартынов М. Ю., Габеркорн А. И. Особенности восприятия россиянами коррупции // Социологические исследования. - - № 6. -  С. 79-84.
  28. Меньшенина, Н. Н. Коррупция в Российской Федерации: генезис, формы, технологии, противодействие: монография / Т. Е. Бейдина, С. Б. Быстрянцев, Н. Л. Захаров, Л. В. Мась, Н. Н. Меньшенина, А. Г. Наронская, М. В. Пантелеева, О. В. Погулич, С. С. Соколова, Н. В. Устинова, А. В. Чечулин / под общ. ред. проф. Н. Н. Меньшениной; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федерал. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. - С.43-44.
  29. Моисеев В. В. Государственная политика противодействия коррупции в современной России. - М.: Директ-Медиа, 2022. - 505 с.
  30. Нисневич Ю. А. Коррупция: инструментальная концептуализация // Социологические исследования. – 2020. - №5. - С.61-68.
  31. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Фонд экономической книги «Начала». 2017. - 180 с.
  32. Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги «Общественное мнение» // Социальная реальность. - 2019. - № 4. - C.132.
  33. Открытое правительство. URL: http://open.gov.ru
  34. Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В. Ф. Чесноковой, С. А. Белановского. — М.: Академический Проект, 2022. - С. 94.
  35. Прокуратов В. Н. Политические механизмы противодействия коррупции в современной России // Среднерусский вестник общественных наук. - - №2. - С. 107.
  36. Решетников, М. М. Психология коррупции. Утопия и антиутопия : монография / М. М. Решетников. - 2-е изд. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - С. 69.
  37. Римский В. Л. Системность российской коррупции и возможности противодействия ей // Материалы Всероссийской научной конференции  «Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России» (Москва, 6 июня 2017 г.) - М., Научный эксперт, 2017. - С. 177-189.
  38. Российская коррупция: уровень, структура, динамика. Опыты социологического анализа / Под ред. Г. А. Сатарова. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2019. - 752 с.
  39. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство: Причины, следствия, реформы. -  М.: Логос, 2019. -  356 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское