Введение
1 Реализация антикоррупционной политики РФ на современном этапе
1.1 Понятие и признаки коррупции
1.2 Теоретико-методологический конструкт исследования коррупции
2 Восприятие и оценка антикоррупционной политики и коррупции в сознании россиян (на примере г. Барнаул)
2.1 Социальные установки общества в отношении коррупции
2.2 Рекомендации по совершенствованию управления противодействию коррупции в органах местного самоуправления
Заключение
список использованной литературы
Приложение
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в современной российской государственной политике направление противодействия коррупции является одним из приоритетных.
Несмотря на это, данные различных российских и международных организаций, фиксируют высокий уровень коррупции и становятся основой для характеристики коррупции как системного явления. Анализ предпринимаемых мер в сфере противодействия коррупции как на уровне государства, так и конкретных организаций показывает, что разработка эффективной и действенной антикоррупционной политики требует учета восприятия коррупции, оценок антикоррупционных мер в сознании общества и формирования нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям.
При этом имеются различия в определении понятий «коррупция» и «антикоррупционная политика» в сознании политических элит и в сознании граждан. Так, на политико-правовом уровне коррупция зачастую трактуется как злоупотребление служебным положением и полномочиями, дача или получение взятки, при этом характерным признаком является конфликт интересов между действиями должностного лица и интересами государства и общества. При таком подходе антикоррупционная политика сводится к политико-правовым механизмам, а также к распространению информации об успехах правоохранительных органов в борьбе с проявлениями коррупции.
Объектом работы является антикоррупционная политика как составная часть российского современного политического процесса.
Предмет составляют факторы, влияющие на восприятие коррупции общественным сознанием и формирующие оценочные мнения россиян по отношению к коррупции (на примере г.Барнаул).
Целью данной работы является разработка модели восприятия коррупции и антикоррупционной политики в сознании жителей г.Барнаула. Исходя из поставленной цели, нужно решить следующие задачи:
- Раскрыть понятие и сущность антикоррупционной политики как политического процесса;
- Выявить факторы, детерминирующие отношение россиян к коррупции;
Теоретико-методологическая основа исследования. В рамках работы использованы различные методологические подходы, что обусловлено сложностью коррупции как социального феномена и комплексным характером темы исследования.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
1 Реализация антикоррупционной политики РФ
на современном этапе
1.1 Понятие и признаки коррупции
Понятие «коррупция» является достаточно сложной и многоаспектной категорией – оно рассматривается как правовое, социальное, экономическое и моральное явление [4].
Подтверждается это в официальных источниках – так, в материалах восьмого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 года) указано, что термин «коррупция» не является чисто правовым и имеет, скорее, общий характер. В правовой доктрине и международно-правовых актах сформировалось два основных подхода к определению содержания коррупции.
В рамках первого из них – узкого подхода – понятие коррупции раскрывается путем указания на конкретные деяния должностных лиц (через характеристику различных форм подкупа-продажности) [6], которые совершаются вопреки обязанностям или связаны с намеренным пренебрежением своими обязанностями ради определенного материального вознаграждения (например, взяточничество, незаконное присвоение публичных средств и т.д.) [12].
Чаще всего в зарубежной литературе речь идет о таких коррупционных деяниях как взяточничество, растрата, посреднические платежи (платеж, произведенный для обеспечения или ускорения выполнения рутинных или необходимых действий, на которые плательщик имеет законное или иное право), мошенничество, сговор (соглашение между двумя или более сторонами, направленное на достижение ненадлежащей цели, в том числе ненадлежащим образом влияющее на действия другой стороны), вымогательство, покровительство, клиентура и кумовство [10].
Именно на основании узкого подхода понятие коррупции раскрывается в Конвенции против транснациональной организованной преступности 2010 года, Декларации Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях 1996 года. В широком смысле коррупция рассматривается как любой «отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды» [17].
Определения понятия, основанные на таком подходе, строятся, как правило, на перечислении признаков, свойственных для коррупции. Такой подход при формулировании понятия «коррупция» использован, например, в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции 2003 года [30] и Модельном законе СНГ «Основы законодательства об антикоррупционной политике», где под коррупцией понимается «подкуп (получение или дача взятки), любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и/или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу».
Данному подходу следует и упомянутая выше международная организация Transparency International, которая рассматривает коррупцию как «злоупотребление вверенной властью в личных целях» [22].
Нормативное определение понятия «коррупция» в Российской Федерации закреплено в п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Согласно норме этим понятием охватываются «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица» [7].
Таким образом, российский законодатель при формулировании понятия коррупции объединил два основных подхода (узкий и широкий), путем перечисления противоправных действий, являющихся проявлением коррупции, – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп – и указания на сущностный признак коррупции – незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами (коррупцией также признается совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица) [9].
На наш взгляд, сущность правового аспекта коррупции лучше всего раскрывается через понятие коррупционного правонарушения. Согласно ст. 2 Модельного закона СНГ «Основы законодательства об антикоррупционной политике» коррупционное правонарушение рассматривается, как «деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность» [2].
Следует отметить, что международно-правовые акты антикоррупционной направленности тематики избегают чрезмерной детализации понятий «коррупционное правонарушение». К коррупционным деяниям можно отнести любое запланированное, ожидаемое, или такое, которое произошло, получение льгот в результате необоснованного использования официального статуса и конфликт интересов, то есть противоречие между служебными обязанностями и личными интересами. В то же время, на наш взгляд, учитывая достаточно высокий уровень коррумпированности государственного аппарата в Российской Федерации, полагаем, что легальное закрепление термина «коррупционное правонарушение» может в определенной мере содействовать повышению эффективности борьбы с этим негативным явлением.
Тем более, что действующее законодательство оперирует этим термином – например, ст. 13 Федерального закона «О противодействии коррупции» именуется «Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения».
Для формулирования такого понятия, прежде всего, обратимся к положениям общей теории права. В научной литературе сформировались различные подходы к определению категории «правонарушение». Шабуров А.С. полагает, что «правонарушение – это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, которое противоречит требованиям правовых норм» [10].
В.С. Нерсесянц под правонарушением понимал «неправомерное (противоправное), общественно вредное, виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного субъекта, за которое в действующем праве предусмотрена юридическая ответственность» [17].
Ю.А. Денисов отмечал, что правонарушение это общественно опасное, виновное деяние, противоречащее нормам права, за совершение которого предусмотрена правовая ответственность [12].
Р.Х. Макуев считает, что правонарушение – это «виновное противоправное действие или бездействие деликтоспособного лица, повлекшее ущерб обществу, государству или отдельным лицам, которое влечет юридическую ответственность» [11].