Введение
1 Теоретические основы организации международного туризма
1.1 Сущность и виды международного туризма
1.2 Место туризма в современном обществе
2 Современное состояние и проблемы развития международного туризма на примере Турции и Египта
2.1 Анализ мировых тенденций и перспектив развития туризма в отдельных регионах мира
2.2 Культурно-исторические достопримечательности Турции и Египта
2.3 Характеристика национального туристского продукта в Турции и Египте
3 Основные проблемы российского туризма и его потенциал
3.1 Перспективы развития российского туризма на мировой арене
3.2Современное состояние туристической отрасли
Заключение
Библиографический список
Современный этап развития мировой экономики характеризуется значительными темпами роста международной торговли услугами и увеличением вклада сектора услуг в создание национального ВВП. Среди основных видов услуг самые высокие показатели развития наблюдаются в сфере международного туризма. Туризм - один из самых прибыльных и динамично развивающихся секторов мировой экономики.
Сфера туризма, которая влияет на ключевые секторы экономики, такие как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство потребительских товаров, образование, культура и многое другое, является катализатором социально-экономического развития стран. Туризм является основным источником валютных доходов почти в 40% стран.
Во многих странах мира туризм превращается в систему, которая предлагает все возможности для знакомства с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями той или иной страны и ее жителей, а также для получения дохода в государственную казну. Не говоря уже о том, что эта система «кормит» множество физических и юридических лиц, так или иначе связанных с предоставлением туристических услуг. Помимо значительного источника дохода, туризм является одним из наиболее важных факторов в укреплении репутации страны и повышении ее значения для мирового сообщества и граждан. Туристическая деятельность в промышленно развитых странах является важным источником повышения благосостояния государства.
Высокие темпы развития и большие валютные поступления активно влияют на различные отрасли экономики, что способствует формированию собственной туристической индустрии. На сектор туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое шестнадцатое рабочее место и 11% мировых потребительских расходов. Следовательно, сегодня нельзя игнорировать огромное влияние индустрии туризма на мировую экономику.
Сегодня количество компаний сильно увеличилось, и жесткая конкуренция вынуждает их занимать свои ниши на рынке. Есть компании, которые занимаются отдельными странами или направлениями, есть компании, которые работают только на прием туристов. Есть те, кто работает в группах, и те, кто организует поездки по индивидуальным заказам. Есть туроператоры, которые полностью организуют туры и предлагают готовые маршруты другим турагентствам со скидкой, а есть туристические агентства, которые выступают посредниками между туроператором и клиентом. Туристические агентства получают информацию о различных поездках, из которых выбирают наиболее подходящую и наиболее доступную для клиента.
Международный туризм - одна из трех крупнейших отраслей после нефтедобывающей и автомобильной промышленности, доля которой в мировом экспорте составляет 11% и 8,6% соответственно. Возрастает значение туризма как источника валютных поступлений, обеспечения занятости, расширения межличностных контактов.
В соответствии с этим целью данной работы является исследование современного состояния международного туризма и определение направлений его развития.
Выбранная цель требует решения следующих задач:
1.Рассмотреть теоретические основы международного туризма;
2.Охарактеризовать классификацию по видам туризма;
3.Проанализировать современное состояние международного туризма и его место в мировой сфере услуг;
4.Выявить ключевые прогнозы в развитии международного туризма;
5.Дать оценку российскому опыту в сфере туризма на современном этапе развития;
6.Показать главные проблемы туристической деятельности в РФ и перспективы дальнейшего развития.
Объектом исследования послужил международный туризм в системе международных экономических отношений.
В данной работе были использованы качественные методы исследования. Применялись метод дедукции (с помощью различных показателей давалась характеристика современному состоянию международного туризма), метод прогнозирования и количественный анализ, выраженный в расчете показателей, характеризующих динамику туристической деятельности.
При выполнении данного исследования была изучена научная литература (под редакцией В. Ю. Воскресенского и А. С. Кускова), статьи, посвященные текущим туристическим тенденциям, таких авторов, как О.В. Немкова, Е. М. Коростелев, А. Овчаров, С. Шпилько, А. Арутюнов, М.Е. Цой, М. М. Амирханов, М. Соловьев, Н. И. Гаврильчак, В. А. Черненко.
1 Теоретические основы организации международного туризма
1.1 Сущность и виды международного туризма
Сегодня тур изму даются раз ные определен ия. Так, по нятие «тур изм» мож ет об означать врем енное пер емещение людей с места сво его по стоянного про живания в друг ую стра ну или местность, на ходящуюся в пре делах сво ей стра ны, в сво бодное врем я с целью по лучения удовольствия и от дыха, а так же в оздоровительных, гостевых, по знавательных или про фессиональных целях, но без за нятия оплачиваемой раб отой в по сещаемом месте[1].
В то же врем я тур изм рас сматривают и как важн ейшее сред ство удовлетворения чело веческой по требности в раз нообразии.
Международный тур изм – по нятие не однозначное. Существуют раз личные по дходы к дан ному определен ию так , вы деляют след ующие раз новидности тур изма: вну тренний и между народный. Если вну тренний тур изм не связан с пер есечением госуд арственной границы и, как след ствие, не требует со блюдения каких-либо тур истических форм альностей, то между народный тур изм включает в себя по ездки за пре делы стра ны, что связано с со блюдением определен ных форм альностей (валютный, таможенный и медицинский контроль).
Международной тур изм мож ет бы ть вы ездным и въездным. Въездной тур изм – это путешествия, по ездки в пре делах стра ны лиц , кот орые не про живают в дан ной стра не по стоянно. Выездной тур изм – это путешествия лиц , по стоянно про живающих в дан ной стра не, но от правляющихся с какими-либо целями в друг ое госуд арство.
Обычно стра ны за интересованы в раз витии въездного тур изма, по скольку это дает во зможность при влекать в стра ну валютные ресурсы, а так же стимулирует эконом ическую акт ивность. Фирмы, кот орые за нимаются раз витием въездного тур изма, по лучили на звание рецептивных (при нимающих) фирм[2].
Согласно при нятой ВТО типологии между народного тур изма вы деляются след ующие вид ы тур изма: рекреационный (масс овый и элитарный), на учный, конгрессионный, спец иализированный, со циальный, молодежный, а так же тур изм «третьего во зраста». Данная класс ификация при ведена вне за висимости от какого-либо конкретного критерия, что не по зволяет по лномасштабно про анализировать все вид ы тур изма и вы делить из них пер спективные для стра ны.
В от ечественной и за рубежной литературе тур изму по священо бол ьшое количество ис следовательских раб от. Однако у авто ров не т един ого мне ния и по дхода к класс ификации вид ов тур изма, что влечет раз розненность в по нимании вну тренней структур ы тур изма и раз нообразии его вид ов. Также от сутствует четкая класс ификация вид ов тур изма по цели. Во многом это про исходит в сил у того, что в на учной литературе дан ной про блеме уделяется не достаточно вним ания. Видам тур изма по священы раб оты А.В. Бабкина, Н.Г. Виленчиц, НА Гончарук, Г.С. Гужина, A.В. Косолапова, Е.В. Кулагиной, О.В. Романова, Т.К. Сергеевой, Л.П. Тетерина, Т.А. Федорцева, B.В. Храбовченко и друг их авто ров, однако у каждого из них существ ует сво я класс ификация тур изма по раз личным критериям.
Существует множество класс ификаций по вид ам, однако в сво ей основ е они схожи. Схожим у многих ис следователей являются не которые из критериев, ис пользуемые для класс ификации вид ов тур изма. Общими критериями у Е.В. Кулагиной, А.В. Бабкина, М.Ю. Чеботарь, В.П. Антонова-Саратовского являются цель и способ пер едвижения, географический при нцип. Также авто ры вы деляют критерии по про должительности пре бывания, ис точнику финансирования, во зрасту, способ у орган изации, способ у об служивания, инт енсивности, количеству уча стников. Каждый из ис следователей пре длагает сво ю класс ификацию и ее со держание.
Наибольший инт ерес пре дставляют со бой класс ификации раз личных авто ров по цели тур истического путешествия, так как вначале след ует определить цель по ездки, а за тем количество уча стников, вид пер едвижения, срок и т. д. Критерий по цели тур истического путешествия является определяющим, им енно цель по ездки им еет на ибольшее влияние на форм ирование тур а, а, след овательно, на пер ечень усл уг, включенных в тур истический до говор.
В качестве при мера при ведем класс ификации не которых авто ров. Е.В. Кулагина в качестве цели тур истического путешествия вы деляет: религиозную, по знавательно-де ловую, культ урно-по знавательную, спор тивную, лечебно-оздоровительную, экологическую, при ключенческую[3].
А.В. Бабкин при водит де ление тур истических по ездок по вид ам на основ ании цели по ездки: рекреационную, лечебно-оздоровительную, по знавательную, де ловую, спор тивную, этническую, религиозную, транзитную, об разовательную. Л.В. Гракова по цели тур изма вы деляет след ующие его вид ы: рекреационный (от дых и лечение); экскурсионный (знакомство с культ урными, ис торическими и при родными памятниками); на учный (уча стие в на учных со вещаниях); де ловой (визиты для де ловых встреч); этнический; при ключенческий (охота, по ходные экспедиции); спор тивный (спор тивные мер оприятия); религиозный; раз влекательный (праздничные мер оприятия). М.Ю. Чеботарь пре длагает вы делить: от дых, экзотический от дых, спор тивный, де ловой, семей ный тур изм, об учение и/или по вышение квал ификации, лечение, экскурсионный тур , шоп-тур и паломничество.