Важной научной проблемой юридико-социального является изучение правового нигилизма как аспекта борьбы противоположностей публичного и частного начал. Правовой нигилизм как мера и степень хаоса и беспорядка в правовой системе - такой подход позволит связать различные аспекты исследования нигилизма как элемента правовых начала и аспекты человеческой жизнедеятельности и социальные начала построения общества.
Воздействие правового нигилизма может происходить на разных этапах, однако, как представляется, характерной особенностью такого воздействия является то, что такое воздействие является исключительно «живым» и неовеществленным, поскольку правовой нигилизм не закреплен нигде в виде нормативно-правовых актов. Исключением является лишь такой случай, когда правовой нигилизм «разъел» и разложил даже сферу правотворчества, и уже сам по себе нормативный акт выходит в применение с чертами и элементами правового нигилизма.
Для данного исследования будет представлять интерес исследование Р.Р. Исмагилова[1], где автор анализирует важнейшую тему взаимосвязи права и морали, исследует социокультурный генезис права, пытается обосновать аксиологическое единство нравственных и правовых норм. Ценностный аксиологический подход, видимо, будет преобладать в контексте философского исследования феномена правового нигилизма, поскольку отсутствие взаимосвязи права, морали и нравственности приводит к кризисам ценностно-ориентированного подхода в общественном правосознании, что порождает нигилизм. Важно, что Р.Р. Исмагилов в своей работе не забывает рассмотреть и крайне важный аспект публичного права, вне которого анализ правового нигилизма является крайне узким и односторонним - это феномен репрессивности публичного права и соотношение категорического императива правовой нормы с правовым нигилизмом.
Глубокие и концептуально-философские исследования нигилизма были проведены такими исследователями, как М. Хайдеггер и Ф. Ницше[2], Н.А. Бердяев[3], М. Штирнер[4], Г. Гегель[5], Э. Фромм[6], Л.И. Петражицкий[7] и др. В истории исследования русского нигилизма главенствующее значение имеют труды Д.И. Писарева[8], М.А. Бакунина[9], П.А. Кропоткина[10] и др.
Объектом исследования выступает нигилизма и его исследование с правовой точки зрения.
Предметом исследования выступает целый комплекс научных дисциплин и специальных отраслей познания, которые позволяют провести комплексный правовой, социальный, исторический анализ такого явления российской правовой действительности, как правовой нигилизм в контексте борьбы частного и публичного права.
Целью работы является глубокий всесторонний анализ правового нигилизма как отображения борьбы частного права с публичным.
Задачи исследования:
- составить поверхностное понимание правового нигилизма;
- определить частное и публичное в массовом правосознании;
- рассмотреть единство борьбы частного и публичного в доктрине правового нигилизма.
Научная новизна заключается в том, что в ней правовой нигилизм исследуется в исторической и социальной ретроспективе путем применения широкого спектра знаний, а правовой контекст и составляющая сочетается с философским и социологическим анализом, что позволяет глубоко и всесторонне исследовать данный вопрос.
Теоретическая значимость работы заключается в ее междисциплинарном комплексном характере, использовании научных познаний из разнообразных областей человеческого знания.
Практическая значимость работы заключается в ее ценности для законодателя, общественных деятелей, экспертов и политических деятелей, поскольку в ней разрабатываются современные подходы к противодействию правовому нигилизму, что уже представляет собой часть государственной политики.
Структура исследования: работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и библиографического списка.
[1] Исмагилов Р.Р. Правовой нигилизм: мировоззренческие основания и пути преодоления: дисс. … канд. философ. наук. Уфа. 2006. 174с.
[2] Бабанов А.В. Понятие нигилизма в философии Ницше и Хайдеггера. Этический аспект мышления Хайдеггера // Философия и культура. 2018. № 12. С. 1-17.
[3] Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М. 1990. 458 с.
[4] Штирнер М. Этика эгоизма: нет ничего выше меня. М.: Родина. 2020. 224 с.
[5] Гегель Г. Философия права. М.: Мысль. 1990. 524 с.
[6] Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ. 2017. 288 с.
[7] Болдырев О.Н. Психологическая школа права Л.И. Петражицкого в истории политико-правовой мысли: Дисс. ... канд. юрид. наук. Грозный. 2019. 263 с.
[8] Писарев Д.И. Схоластика ⅩⅨ века. Т. 1. М. 1955. 406 с.
[9] Бакунин М.А. Анархия и порядок. М.: ЭКСМО-Пресс. 2000. 704 с.
[10] Кропоткин П.А. Анархия. М.: Айрис-Пресс. 2002. 576 с.