ВВЕДЕНИЕ.
- Нигилизм как мировоззренческая интенция постмодерна.
- Нигилизм как отрицание общепринятых норм культуры.
- Особенности логики нигилизма.
ВЫВОДЫ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Реферат|Психология
Авторство: bugalter
Год: 2024 | Страниц: 50
ВВЕДЕНИЕ.
ВЫВОДЫ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Актуальность темы исследования. Необходимость концентрации современной социально-философской, нравственной и культурологической мысли на проблеме нигилизма, потребность в дальнейшем уточнении, углублении и систематизации уже имеющихся исследований феномена нигилизма обусловлена тем, что последний продемонстрировал не только устойчивость своего существования в любом социуме, но и ярко выраженную способность к самовоспроизводству, подражанию и «культурному метастазированию». Следует устранить неопределенность, которая неизбежно проявляется при попытках оперировать понятием нигилизма в историко-философском, религиозном и нравственном контекстах.
Перед научным сообществом стоит задача достичь необходимого понятийного консенсуса как обязательного условия производительной деятельности в этом научном направлении. Ведь только всесторонние и глубокие представления о природе и сущности нигилизма, способах его объективации, особенностях его существования как в рефлексивно-теоретическом пространстве, так и на уровне обыденного сознания позволят избежать тех существенных потерь, которые являются неизбежным следствием нигилистической установки тотального разрушения как конкретной личности, так и социального организма в целом.
Важно выявить механизмы воспроизводства нигилистических эмоций, обозначить их детерминанты и установить способы их ретрансляции. Однако решение этой сложной и трудной задачи не представляется возможным в рамках классических концептуальных схем и теорий. Поэтому возникает потребность в междисциплинарном подходе, объединяющем не только различные области и направления философии (историю философии, этику, герменевтику, философию диалога, коммуникативную философию и т.п.), но и смежные сферы гуманитарного знания (философию, культурологию, социальную психологию, «глубинную» гуманистическую психологию, религиоведение). Без систематизации наших представлений о всех разновидностях нигилизма и их классификации в рамках междисциплинарного подхода достаточно трудно говорить о реалистических перспективах преодоления этой социокультурной деструкции.
Дополнительную актуальность проблеме добавляет то, что она выносится на обсуждение научного сообщества в условиях растущей глобализации, которая превратилась в основной тренд современной цивилизации. Влияние глобализационных процессов приводит к появлению так называемого нового нигилизма – «культуры отмены» (cancel culture), основанной на отрицании классических авторитетов и нарративов, на которых держится западная культура, а также нормотворчество в целом.
Традиционные детерминанты и формы нигилизма нашли воплощение в работах многих философов: Э. Берна, М. Бубера, М. Вебера, Вольтера, М. Гайдеггера, Р. Гвардини, Г. Гегеля, , А. Камю, И. Канта, Э. Левинаса, А. Маслоу, Ф. Ницше, Р. Мэйя, Б. Паскаля, Р. Рорти, Ж.П. Руссо, Сартра Ж.-Ж., А. Шопенгауэра, О. Шпенглера и др.; современных исследователей: К. Изарда, Дж. Кэмпбела, Д. Леонтьева, Н. Лумана, Ф. Кессиди, Р. Рорти, Д. Майерса, С. Мадди, П. Слотердайка и др. Однако те модификации понятия нигилизма, которые все чаще продолжают возникать сегодня, остаются за пределами научного дискурса. Это и обусловило написание данного исследования.
Объектом исследования является нигилизм как феномен европейской культуры.
Предметом работы выступает трансформация представлений о нигилизме как мировоззренческой интенции личности в историко-культурной ретроспективе.
Целью работы является исследование сущности, причин и форм нигилизма, его мировоззренческих и исторических истоков, а также особенностей современного социального нигилизма.
Реализация поставленных целей предполагает выполнение следующих взаимосвязанных задач:
Методы исследования. Теоретической основой работы выступают современные и классические исследования в области философии, а также исследовательская традиция герменевтической философии. Использованы важнейшие общенаучные методы исследования: абстрагирования, классификации, компаративный методы; логические методы индукции и дедукции, а также аналитический и синтетический методы и метод экстраполяции. Также при изучении феномена нигилизма в исследовании мы будем руководствоваться принципами конструктивизма, плюрализма интерпретаций, релятивизма, объективности, историзма. Самая специфика предмета исследования требует применения междисциплинарного подхода к его изучению, который предполагает творческое сочетание исторических, историко-культурных, культурологических, психологических и, наконец, социально-философских подходов к решению очерченной проблемы.
В ходе анализа исследовано и уточнено:
– сложный многоуровневый междисциплинарный статус нигилизма как теоретической проблемы, находящейся на стыке философии, религиоведения, культурологии и глубинной гуманистической психологии. Обоснована теоретико-методологическая необходимость различения нигилизма и протонигилизма как разных этапов единого целенаправленного процесса отрицания метафизических и нравственных традиционных ценностных иерархий. Доказано, что отрицание значимости этих иерархий для регламентации жизни отдельного индивида или общества является следствием более общей ситуации отчуждения личности, и в целом можно трактовать как экзистенциальную «цель-патологию»;
- специфика протонигилистических представлений в мировоззренческих поисках Античности и Средневековья и выявлена их амбивалентность. Проанализировано, что, с одной стороны, протонигилистические представления в культуре Античности содержатся в тех философских проектах, которые отвергают идеалистически-метафизические представления о высшей духовной реальности, что определяет порядок мироздания, его логос и телос. С другой стороны, сама метафизическая традиция, отрицающая ценность земной жизни ради вечности, также может рассматриваться как нигилистическая;
- историческую логику трансформации и развития нигилистических представлений в эпоху европейского модерна. Показано, что интеллектуально духовная жизнь личности Нового Времени формируется в атмосфере культуры сомнения и отрицания, негативной «свободы от», что в свою очередь приводит к деконструкции онтологических и мировоззренческих установок, регламентировавших общественное мировоззрение в эпоху Средневековья и Ренессанса;
- осмысление связи между нигилизмом как мировоззренческой интенцией и некоторыми современными социальными практиками. Установлено, что социально-психологическими причинами негативных явлений ксенофобии и расизма есть нигилистическая «социальная установка». Отмечается, что последняя присуща «нигилизму первого порядка» - эмоциональном, иррациональном и деструктивном отношении к социальной действительности в целом;
- логика появления протестных движений современной культуры отмены (BLM, MeToo, Woke) как относящихся к «нигилизму второго порядка», что дает возможность выделить в нигилистическом мировоззрении конструктивную составляющую борьбы против культурной, расовой, гендерной дискриминации. Такая борьба против дискриминации рассматривается сквозь призму диалогической субъект-субъектной парадигмы, предусматривающей справедливость, толерантность, инклюзивность и равноценность Я и Другого. Окончательную цель нигилистических протестных движений можно толковать как практическую реализацию диалогической парадигмы мышления и самопреодоления нигилизма.
Структура и размер исследования. Структура исследования обусловлена выбранной темой, определенными задачами и логикой исследования, состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Список использованных источников – 53 наименования, общий объем работы – 49 страниц.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!