Реферат|Психология

Логика нигилизма

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2024 | Страниц: 50

ВВЕДЕНИЕ. 

  1. Нигилизм как мировоззренческая интенция постмодерна. 
  2. Нигилизм как отрицание общепринятых норм культуры. 
  3. Особенности логики нигилизма. 

ВЫВОДЫ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 

Актуальность темы исследования. Необходимость концентрации современной социально-философской, нравственной и культурологической мысли на проблеме нигилизма, потребность в дальнейшем уточнении, углублении и систематизации уже имеющихся исследований феномена нигилизма обусловлена тем, что последний продемонстрировал не только устойчивость своего существования в любом социуме, но и ярко выраженную способность к самовоспроизводству, подражанию и «культурному метастазированию». Следует устранить неопределенность, которая неизбежно проявляется при попытках оперировать понятием нигилизма в историко-философском, религиозном и нравственном контекстах.

Перед научным сообществом стоит задача достичь необходимого понятийного консенсуса как обязательного условия производительной деятельности в этом научном направлении. Ведь только всесторонние и глубокие представления о природе и сущности нигилизма, способах его объективации, особенностях его существования как в рефлексивно-теоретическом пространстве, так и на уровне обыденного сознания позволят избежать тех существенных потерь, которые являются неизбежным следствием нигилистической установки тотального разрушения как конкретной личности, так и социального организма в целом.

Важно выявить механизмы воспроизводства нигилистических эмоций, обозначить их детерминанты и установить способы их ретрансляции. Однако решение этой сложной и трудной задачи не представляется возможным в рамках классических концептуальных схем и теорий. Поэтому возникает потребность в междисциплинарном подходе, объединяющем не только различные области и направления философии (историю философии, этику, герменевтику, философию диалога, коммуникативную философию и т.п.), но и смежные сферы гуманитарного знания (философию, культурологию, социальную психологию, «глубинную» гуманистическую психологию, религиоведение). Без систематизации наших представлений о всех разновидностях нигилизма и их классификации в рамках междисциплинарного подхода достаточно трудно говорить о реалистических перспективах преодоления этой социокультурной деструкции.

Дополнительную актуальность проблеме добавляет то, что она выносится на обсуждение научного сообщества в условиях растущей глобализации, которая превратилась в основной тренд современной цивилизации. Влияние глобализационных процессов приводит к появлению так называемого нового нигилизма – «культуры отмены» (cancel culture), основанной на отрицании классических авторитетов и нарративов, на которых держится западная культура, а также нормотворчество в целом.

Традиционные детерминанты и формы нигилизма нашли воплощение в работах многих философов: Э. Берна, М. Бубера, М. Вебера, Вольтера, М. Гайдеггера, Р. Гвардини, Г. Гегеля, , А. Камю, И. Канта, Э. Левинаса, А. Маслоу, Ф. Ницше, Р. Мэйя,  Б. Паскаля, Р. Рорти, Ж.П. Руссо, Сартра Ж.-Ж., А. Шопенгауэра, О. Шпенглера  и др.; современных исследователей: К. Изарда, Дж. Кэмпбела, Д. Леонтьева, Н. Лумана, Ф. Кессиди, Р. Рорти, Д. Майерса, С. Мадди, П. Слотердайка и др. Однако те модификации понятия нигилизма, которые все чаще продолжают возникать сегодня, остаются за пределами научного дискурса. Это и обусловило написание данного исследования.

Объектом исследования является нигилизм как феномен европейской культуры.

Предметом работы выступает трансформация представлений о нигилизме как мировоззренческой интенции личности в историко-культурной ретроспективе.

Целью работы является исследование сущности, причин и форм нигилизма, его мировоззренческих и исторических истоков, а также особенностей современного социального нигилизма.

Реализация поставленных целей предполагает выполнение следующих взаимосвязанных задач:

  • определить основные теоретико-методологические основы в исследовании нигилизма как мировоззренческой интенции и концепта;
  • проанализировать особенности рецепции классического нигилизма в эпоху модерна и постмодерна;
  • обосновать глубинные социально-психологические и экзистенциальные истоки нигилизма как мировоззренчески-личностной интенции;
  • установить особенности выявления нигилистического миропонимания личности в современной «культуре отмены».

Методы исследования. Теоретической основой работы выступают современные и классические исследования в области философии, а также исследовательская традиция герменевтической философии. Использованы важнейшие общенаучные методы исследования: абстрагирования, классификации, компаративный методы; логические методы индукции и дедукции, а также аналитический и синтетический методы и метод экстраполяции. Также при изучении феномена нигилизма в исследовании мы будем руководствоваться принципами конструктивизма, плюрализма интерпретаций, релятивизма, объективности, историзма. Самая специфика предмета исследования требует применения междисциплинарного подхода к его изучению, который предполагает творческое сочетание исторических, историко-культурных, культурологических, психологических и, наконец, социально-философских подходов к решению очерченной проблемы.

В ходе анализа исследовано и уточнено:

– сложный многоуровневый междисциплинарный статус нигилизма как теоретической проблемы, находящейся на стыке философии, религиоведения, культурологии и глубинной гуманистической психологии. Обоснована теоретико-методологическая необходимость различения нигилизма и протонигилизма как разных этапов единого целенаправленного процесса отрицания метафизических и нравственных традиционных ценностных иерархий. Доказано, что отрицание значимости этих иерархий для регламентации жизни отдельного индивида или общества является следствием более общей ситуации отчуждения личности, и в целом можно трактовать как экзистенциальную «цель-патологию»;

- специфика протонигилистических представлений в мировоззренческих поисках Античности и Средневековья и выявлена их амбивалентность. Проанализировано, что, с одной стороны, протонигилистические представления в культуре Античности содержатся в тех философских проектах, которые отвергают идеалистически-метафизические представления о высшей духовной реальности, что определяет порядок мироздания, его логос и телос. С другой стороны, сама метафизическая традиция, отрицающая ценность земной жизни ради вечности, также может рассматриваться как нигилистическая;

- историческую логику трансформации и развития нигилистических представлений в эпоху европейского модерна. Показано, что интеллектуально духовная жизнь личности Нового Времени формируется в атмосфере культуры сомнения и отрицания, негативной «свободы от», что в свою очередь приводит к деконструкции онтологических и мировоззренческих установок, регламентировавших общественное мировоззрение в эпоху Средневековья и Ренессанса;

- осмысление связи между нигилизмом как мировоззренческой интенцией и некоторыми современными социальными практиками. Установлено, что социально-психологическими причинами негативных явлений ксенофобии и расизма есть нигилистическая «социальная установка». Отмечается, что последняя присуща «нигилизму первого порядка» - эмоциональном, иррациональном и деструктивном отношении к социальной действительности в целом;

- логика появления протестных движений современной культуры отмены (BLM, MeToo, Woke) как относящихся к «нигилизму второго порядка», что дает возможность выделить в нигилистическом мировоззрении конструктивную составляющую борьбы против культурной, расовой, гендерной дискриминации. Такая борьба против дискриминации рассматривается сквозь призму диалогической субъект-субъектной парадигмы, предусматривающей справедливость, толерантность, инклюзивность и равноценность Я и Другого. Окончательную цель нигилистических протестных движений можно толковать как практическую реализацию диалогической парадигмы мышления и самопреодоления нигилизма.

Структура и размер исследования. Структура исследования обусловлена выбранной темой, определенными задачами и логикой исследования, состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Список использованных источников – 53 наименования, общий объем работы – 49 страниц.

  1. Алхазова М.Х., Эздекова Л.Б. «Woke» and «cancel culture» как зеркало новой мировой социалистической революции (по публикациям северо-американских и западно-европейских СМИ) //Синергия наук. №6. С. 314-338.
  2. Андреева Н. П. Формирование социально-культурных коммуникаций в качестве инструментария урбанистики //Социальная антропология города: культурное, социальное и хозяйственное пространство. 2019. С.128-130.
  3. Аникин С.А. Герменевтика и нигилизм в философии Фридриха Шлейермахера: дисс... канд. философ. наук. Саратов. 2022. 176 с.
  4. Бабошин В.В. Нигилизм в современном обществе: феномен и сущность: дисс... докт. философ. наук. Ставрополь. 2011. 293 с.
  5. Бартагариева И.И. Теория гражданского общества: контуры переформатирования //Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. 2019. №1. С.66-73.
  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.: Литур, 2001. 576 с.
  7. Богомазова Н. Л. Проблема морального ресентимента социума сквозь призму немецкой философской мысли (Ф. Ницше, М. Шелер) //Инновации. Наука. Образование. 2020. №16. С.704-708.
  8. Былевский П.Г., Цацкина Е.П. Феноменологический анализ явления «культура отмены» //Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2022. №2. С.162-169.
  9. Галушко В. Г. Проблема интерпретации стереотипов и предрассудков в этнокультурных отношениях //Инновационная наука. 2019. №11. С.93-95.
  10. Грякалов А.А., Грякалова Н.Ю. В.В. Розанов: топосы схождений и логика взаимодействий //Соловьевские исследования. 2019. №2. С.128-144.
  11. Давыденко Е.В., Бенер Е.А. Исламизация европы: причины, эволюция и последствия //Актуальные проблемы экономики и управления. 2021. №1. С.112-117.
  12. Дашинимаев Г.Ю. Cancel culture как новая социальная реальность //Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2021. №1. С.19-24.
  13. Зайцев А.В. К вопросу о генезисе философии диалога в общественно-политическом дискурсе власти и общества //Социально-политические исследования. 2019. №2. С.23-32.
  14. Зекерьяев Р.И. Психологические особенности социально-психологических установок в структуре ценностно-смысловой сферы личности с различными уровнями интернет-активности //Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2020. №10. С.32-38.
  15. Калугин А.Ю., Вихман А.А. Формально-динамические свойства индивидуальности во взаимосвязи с проявлениями ценностно-смысловой сферы личности //Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. №1. С.76-91.
  16. Константинова Т.В. Модусы нигилизма в культуре транзитивного общества: дисс... канд. философ. наук. Ростов-на-Дону. 2010. 139 с.
  17. Костенко О.В. Bсторико-философские предпосылки становления понятия «культура отмены» //Общество: философия, история, культура. 2023. №5. С.248-252.
  18. Костромина С.Н., Гришина Н.В. Возникающее как предмет исследования в психологии личности //Вопросы психологии. 2021. Т.67. №4. С. 21-37.
  19. Косыхин В.Г. Критический анализ онтологических оснований нигилизма: дисс... докт. философ. наук. Саратов. 2009. 364 с.
  20. Кротовская Н.Г., Кулагина-Ярцева В.С. «Новая этика», истоки и современность (Обзор) //Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. Родис. 2022. Т.11. №2A. С.241-259.
  21. Минаева Н. С. Массовое сознание как инструмент манипулирования обществом // Исторический путь России: из прошлого в будущее. 2021. С.98-104.
  22. Мосиенко Л.И. Нигилизм как фактор социокультурного развития: дисс... канд. философ. наук. Омск. 2003. 172 с.
  23. Побидаш А.Ю. Концерция преодоления кризисных ситуаций В. Франкла //Редакционный совет. 2001. №5. С.301-312.
  24. Прасолова О.А. некоторые аспекты социально-политических взглядов Жака Деррида //Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2016. №3. С.179-181.
  25. Резникова А.В., Внуковская А.В. Лозунг "black lives matter" как лингвистический фактор эскалации расовой ненависти и сегрегации по национальному признаку в контексте правового нигилизма //Философия права. 2020. №3. С.177-181.
  26. Сальников Е.В. Black lives matter, критическая расовая теория и трансформация национальной политики современного государства //Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. №1. С.298-299.
  27. Сапогова Е.Е. Выбор экзистенциальной логики жизни как личностный феномен //Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. 2019. С.349-354.
  28. Селиванов И.И. Феномен философского нигилизма в культуре конца XIX - начала XX веков: дисс... канд... философ. наук. Курск. 2004. 158 с.
  29. Сидоров Л.Г. Нравственная среда научного управления //Идеи и идеалы. 2022. Т.14. №4. С.171-189.
  30. Степаненко В.В. История движения Black Lives Matter. К постановке проблемы социально-политического и философско-правового анализа //Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2020. №4. С.118-123.
  31. Токтосунова А.Э. Локальные повестки, становящиеся драйвером глобальных изменений. на примере движения Мetoo //История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты. – 2020. – С. 19-21.
  32. Турнова Ю. И. Проблема выбора в современных условиях //Казанский педагогический журнал. 2022. №4. С.236-243.
  33. Ульянов В.А. Европейский нигилизм: социально-философский аспект: дисс... канд. философ. наук. Воронеж. 2009. 148 с.
  34. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368с
  35. Хартанова И.Г. Движение за гражданские права афроамериканцев в контексте внутренней политики сша на современном этапе //Материалы Афанасьевских чтений. 2022. №4. С.72-74.
  36. Хахалкина Е.В., Рязанцева А.А. Дискриминация и стигматизация политических беженцев и трудовых мигрантов в ес в период первой волны пандемии Covid-19 //История и современное мировоззрение. 2021. №4. С.35-42.
  37. Шадрин Н.С., Оспанова И.Е. Отчуждение как потеря личностной саморегуляции базовых психологических детерминаций и его стороны //Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. №2. С.19-24.
  38. Baudrillard J. System of objects. Verso Books, 2020. 224 p.
  39. Braudel F. On history. Chicago : University of Chicago Press, 1980. 226 p.
  40. Deleuze G. Thousand plateaus (continuum impacts). Continuum International Publishing Group, 2004. 704 p.
  41. Goffman E. Stigma. Penguin Books Ltd, 1990. 176 p.
  42. Haardt A. Aleksei Losev and the Phenomenology of Music. Russian Thought after Communism: The Recovery of a Philosophical Heritage, 197–205. Armonk, NY: M. E. Sharpe, 1994.
  43. Haardt A. Husserl in Rußland. Phänomenologie der Sprache und Kunst bei Gustav èpet und Aleksej Losev. Dilthey-Jahrbuch für Philosophie und Geschichte der Geisteswissenschaften. 1994. Vol. 9. 156 р.
  44. Izard C. Human emotions. New York : Plenum Press, 1977. 495 p.
  45. Lane J.-E. Looting – A New Analysis. Advances in Social Sciences Research Journal. 2022. Vol. 9, no. 7. P. 457–461. URL: https://doi.org/10.14738/assrj.97.12729 (date of access: 20.09.2023).
  46. Lee C.-S. The Relationship between Sociocultural Internalization for Appearance and Alienation in P.E of Female Students. Korean Society for the Sociology of Sport. 2011. 24, no. 4. P. 75–99. URL: https://doi.org/10.22173/jksss.2011.24.4.75 (date of access: 26.06.2022).
  47. Maddi S. R. Personality Theories (Psychology). 5th ed. Brooks Cole, 1988. 750 p.
  48. Maslow A. H. Toward a psychology of being. 2nd ed. New York : Van Nostrand Reinhold, 1982. 361 p.
  49. May R. Meaning of anxiety. Norton & Company, Incorporated, W. W., 2015. 464 p.
  50. McDermott J. Those people we tried to cancel? They’re all hanging out together (published 2019). The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2019/11/02/style/what-is-cancel-culture.html (date of access: 20.09.2023).
  51. Exploring Social Psychology. McGraw-Hill Education, 2001. 448 p.
  52. Rectenwald M. Libertarianism (s) versus postmodernism and «social justice» ideology //Quarterly Journal of Austrian Economics. Т.22. №2. С.122-138.
  53. Richardson D. R., Baron R. A. Human aggression (perspectives in social psychology). 2nd ed. Springer, 2004. 444p.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское