Реферат Условия договора аренды земельных участков
Реферат|Гражданское право
Авторство: bugalter
Год: 2012 | Страниц: 35
Реферат Условия договора аренды земельных участков
Условия договора аренды земельных участков
Порядок заключения договоров аренды земельных участков регулируется преимущественно гражданским законодательством (параграф 1 гл. 9, гл. 28, гл. 34 ГК РФ), которое предусматривает общие требования, предъявляемые к совершению таких сделок; что же касается норм, содержащихся в земельном законодательстве, то они практически не затрагивают процедуры заключения соглашений.
Определенная специфика есть лишь в юридических фактах, порождающих правоотношения.
В связи с тем, что долгое время земля предоставлялась в административном порядке и использовались такие термины как «предоставление», «выделение» земель, это нашло отражение в многочисленных нормативных правовых актах, регулирующих земельные правоотношения (и не все они отменены или отредактированы). Здесь достаточно привести пример из самого ЗК РФ, где во многих статьях (в ст. 29, 30, 33 и др.) говорится именно о «предоставлении» земель. Поскольку данное слово в ЗК РФ часто используется без указания на существо возникающих правоотношений, без указания на возникающий у приобретателя правовой титул, это вызывает путаницу в толковании содержания взаимоотношений (в том числе и при предоставлении участка в аренду). Следует согласиться, что слово «предоставление» целесообразно применять только при административном порядке передачи земельного участка государственным органом в бессрочное (постоянное) пользование[1].
Но какое значение имеют для последующих арендных отношений административные акты (обычно - это постановления соответствующей администрации) о предоставлении земли в аренду?
Существующая судебно-арбитражная практика исходит из того, что сам по себе государственный акт, фиксирующий те или иные права на землю, не является правоустанавливающим документом, «предоставление земельных участков производится на основании решений соответствующих органов власти или органов местного самоуправления»[2]. Тем не менее, следует уточнить ситуацию.
Нормы, предусматривающей общий, единый порядок предоставления земельного участка, нет; в одних случаях, когда речь идет о строительстве, следует применять процедуры, предусмотренные ст. 31-32 ЗК РФ с выделением этапов: а) обращения с заявлением, б) выбора, в) проверки условий использования, г) процедур согласования, д) информации заинтересованных лиц и организаций, е) составления акта выбора, ж)принятия решения о предварительном согласовании и т.д.
Если же имеется в виду предоставление земельного участка гражданам для целей, не связанных со строительством, то применяются правила ст. 34 ЗК РФ. В частности, для обеспечения публичности и справедливости принимаемых решений, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять специальный акт, который бы устанавливал процедуры и критерии предоставления земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (п. 2 ст. 34 ЗК РФ). 3. В указанном в п.2 статьи 34 ЗК РФ заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ.
Договор аренды земельного участка заключается в недельный срок после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Особый порядок предусмотрен для земель отдельных категорий. Так, порядок предоставления земель гражданам и их объединениям для ведения садоводства и огородничества определяется п. 2 ст. 81 ЗК РФ и ФЗ от 15.04.1998 г.[3]
Порядок предоставления земель лесного фонда регулируется как ЗК РФ, так и Лесным кодексом РФ[4].
Существуют и другие разновидности порядка предоставления земель, в том числе в аренду[5].
Сложное и противоречивое законодательное закрепление состава юридических фактов, порождающих в конечном счете арендные отношения, требует отдельного исследования. Применительно же к рассматриваемым проблемам отметим следующее. Опираясь на сложившуюся практику, можно также утверждать, что сам по себе административный акт о предоставлении земли в аренду, т.е. без договора, не может породить арендных отношений. Если же арендатор отказывается от аренды земельного участка, то прекращается договор аренды, но не действие административного акта[6].
[1] См.: Сыродоев Н.А. Новый земельный кодекс Российской Федерации / Правоведение. 2002. - № 1. - С. 16.
[2] См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.02. 2000 г. № 4328/99. В данном случае обсуждался вопрос о значении документа, удостоверяющего в соответствии со ст. 31 прежнего Земельного кодекса право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком.
[3] См.: Федеральный закон от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в ред. от 30.06.2006 г.) // СЗ РФ. 1998. - № 16. Ст. 1801.
[4] См: Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. N 200-ФЗ (в ред. от 01.07.2011 г.) // Российская газета. 08.12.2006. - № 277.
[5] См., например, Постановление Правительства РФ от 8.06.1996 г. № 667 «О порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования»// СЗ РФ.1996. №25. Ст. 3023.
[6] См., например: Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.09.2001 г. №А33-965/01-С3(а)/ФО2-2301(2302)/2001. - С 2.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!