Введение.
Глава 1. Теоретические основы банковской конкуренции.
1.1. Понятие банковская конкуренция.
1.2. Классификация банковской конкуренции.
Глава 2. Современное состояние банковской конкуренции на развитых рынках финансовых услуг.
2.1. Возникновение и эволюция банковской конкуренции.
2.2. Общемировые тенденции банковской конкуренции.
2.3. Методы конкурентной борьбы.
Глава 3. Особенности банковской конкуренции в России.
3.1. Оценка уровня конкурентной среды в банковском секторе РФ.
3.2. Перспективы развития банковской конкуренции в Российской Федерации.
Заключение.
Список литературы.
Долгое время на рынке банковских услуг в России существовали только государственные банки. Им не было альтернативы, и предприятия обслуживались в нескольких существовавших в то время государственных банках, а население в сберегательных кассах. Однако с переходом к рыночным отношениям ситуация заметно изменилась. Банковская система стала двухуровневой, и если первый уровень это Центральный Банк – государственный банк, проводящий денежно-кредитное регулирования банковской системы, то второй уровень – это коммерческие банки. С возникновением двух уровневой банковской системы и возможной альтернативы у предприятий и населения возникла банковская конкуренция.
Банковская конкуренция - это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов по поводу установления цен и объемов предложения банковских услуг, а также по поводу формирования цен и объема спроса на кредитные ресурсы, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг.
Цель данной работы – изучить особенности конкуренции на рынке банковских услуг.
Исходя из поставленной цели сформулируем задачи стоящие перед данной работой:
- Рассмотреть сущность банковской конкуренции;
- Ознакомится с классификацией банковской конкуренции;
- Рассмотреть возникновение и эволюцию банковской конкуренции;
- Изучить методы конкурентной борьбы применяемые коммерческими банками;
- Ознакомится с общемировыми тенденциями и особенностями развития банковской конкуренции в России.
1. Теоретические основы банковской конкуренции
1.1. Понятие банковская конкуренция
Экономический термин «конкуренция» восходит к латинскому «concurrentia», что означает столкновение, состязание.
Конкуренция - это соперничество, в ходе которого соревнующиеся стороны, заинтересованные в достижении одной и той же цели, стремятся победить, опередить своего соперника. Элементы конкуренции (соревнования, соперничества) можно найти едва ли не во всех сферах окружающего мира: в природе, спорте, политике, духовной сфере. В экономике конкурентная борьба выступает в форме экономической, или рыночной, конкуренции.
Рыночная конкуренция заключается в соперничестве или состязании, ее субъектов.
Объектом рыночной конкуренции является экономическая выгода конкурирующих субъектов. Для продавцов она выражается в получении максимальной прибыли от продажи товаров, для покупателей - в приобретении максимальной полезности при покупке товаров.
Субъектами рыночной конкуренции являются участники рыночных отношений купли-продажи - продавцы и покупатели. Конкуренция между ними возникает из-за конфликта интересов, обусловленного общностью потребностей (объектов конкуренции). Поскольку объекты конкуренции для продавцов и покупателей различны, конкурентная борьба возможна либо между продавцами, либо между покупателями, но не между продавцами и покупателями.
Рыночную конкуренцию можно определить как соперничество рыночных субъектов (продавцов или покупателей), заинтересованных в достижении одной и той же цели (продажа или покупка товара с максимальной выгодой).
Банковская конкуренция является одной из разновидностей рыночной конкуренции. Специфика банковской конкуренции определяется двумя моментами:
- субъектами, участвующими в банковской конкуренции;
- средой, в которой осуществляется банковская конкуренция.
Под банковской конкуренцией следовало бы понимать отношения, складывающиеся исключительно между коммерческими банками. Но, это было бы неправильно: каждый отдельно взятый коммерческий банк имеет дело с весьма неоднородной массой конкурирующих с ним продавцов банковских услуг, одной из групп которых являются коммерческие банки. Так, американский коммерческий банк в процессе привлечения свободных денежных средств и выдачи кредитов испытывает значительное давление со стороны ссудо-сберегательных ассоциаций и кредитных союзов, формально банками не являющихся, но по существу предлагающих на рынке точно такие же услуги. Аналогично этому российские коммерческие банки на современном этапе в борьбе за средства населения встречают серьезную конкуренцию в лице многочисленных инвестиционных институтов, эмитентов долговых обязательств разного рода.
Субъектами банковской конкуренции являются не только сами банки, но и все другие финансовые и нефинансовые учреждения - участники банковского рынка. Поэтому, банковскую конкуренцию можно определить как процесс соперничества субъектов банковского рынка, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на этом рынке.[1]
1.2. Классификация банковской конкуренции
Рассмотрим теперь основные признаки классификации банковской конкуренции:
- конкуренция продавцов и конкуренция покупателей;
- индивидуальная и групповая конкуренция;
- внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция;
- ценовая и неценовая конкуренция;
- совершенная и несовершенная конкуренция.
Рассмотрим классификацию банковской конкуренции в зависимости от представленных выше классификационных признаков.
По определению конкуренции, соперничающие субъекты должны быть одновременно заинтересованы в достижении одной и той же цели. Непосредственные конкуренты всегда находятся по одну сторону прилавка - это либо продавцы, либо покупатели. Таким образом, в зависимости от участвующих в банковской конкуренции рыночных субъектов можно выделить:
- конкуренцию продавцов банковских услуг;
- конкуренцию покупателей банковских услуг.
[1] Банковское дело: Учебник / под ред. д-ра экон. наук проф. Г.Г. Коробковой.- М.: Экономистъ, 2005. – С.75-77.