Введение.
Глава 1. Особенности банковского маркетинга.
1.1. Банковский маркетинг – как составная часть финансового маркетинга.
1.2. Функции банковского маркетинга.
1.3. План банковского маркетинга.
Глава 2. Анализ организации маркетинга в Сберегательном Банке РФ.
2.1. Организационно-экономическая характеристика Сберегательного Банка РФ
2.2. Организация маркетинга в Сберегательном Банке РФ.
Заключение.
Список литературы.
в последние годы наблюдается бурное развитие сферы банковских услуг, это объясняется тем, что финансовый рынок России ненасыщен и, таким образом, обладает большим потенциалом для банковской деятельности по сравнению с ведущими рынками мира.
Каждый российский коммерческий банк действует в условиях сложной, изменчивой маркетинговой среды. Для эффективного функционирования в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка и усиливающейся конкуренции ему нужно производить и предлагать услуги, имеющие ценностную значимость для конкретной группы потребителей того или иного региона. Таким образом, можно отметить, что маркетинг является важнейшей функцией банковской деятельности, определяющей стратегию банка в продвижении банковских продуктов на рынок финансовых услуг. Использование маркетинга как инструмента конкурентной стратегии является обязательным элементом в работе с клиентами.
Маркетинг определяет, как работать с потребителем банковских продуктов, как правильно оценить конкурентов на рынке банковских продуктов, их силу и слабость, как выбрать сегменты, ”ниши” для услуг банка и расширить сферу своего влияния. Управление банком не может быть эффективным, если детально не знать, какие запросы предъявляют потребители к продукту, какие характеристики банковской услуги интересны потребителю, а какие, напротив, вызывают отрицательные эмоции.
Целью настоящей работы является изучение специфики банковского маркетинга.
Исходя из поставленной цели, сформулируем задачи стоящие перед данной работой:
- Охарактеризовать особенности банковского маркетинга;
- Ознакомится с его функциями;
- Рассмотреть план банковского маркетинга;
- Изучить особенности организации маркетинга на выбранном в качестве объекта практического исследования банке.
Объектом практического исследования является Сберегательный Банк Российской Федерации.
Предметом исследования является организация маркетинга в банке.
1.Особенности банковского маркетинга
1.1. Банковский маркетинг – как составная часть финансового маркетинга
Маркетинг является интегральной функцией менеджмента, в том числе и финансового менеджмента. Нельзя управлять движением капитала и возникающими при этом финансовыми отношениями без изучения спроса на финансовые активы и без знания эффективных методов продвижения этих активов на финансовом рынке.
В научной литературе общепринятого определения маркетинга не существует. В зависимости от той или иной задачи, выполняемой маркетингом, он трактуется как философия производства, как философия бизнеса, как система управления сбытом, как стратегия принятия стратегического решения и т. п.
Многообразие трактовок маркетинга связано с множеством задач, которые решает маркетинг в различных сферах деятельности.
Американская ассоциация маркетинга - AMA (American Marketing Association) в 1985 г. одобрила следующую формулировку маркетинга: «Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижения и реализации идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего потребности отдельных лиц и организаций».
Финансовый маркетинг представляет собой системный подход инвесторов-продавцов к управлению процессом реализации финансовых активов (денег, ценных бумаг, драгоценных металлов и камней) и системный подход инвесторов-покупателей к управлению накоплением финансовых активов.
Сферой деятельности финансового маркетинга является финансовый рынок. Составной частью финансового маркетинга является банковский маркетинг, который затрагивает банковские услуги на финансовом рынке, или рынок банковских продуктов и услуг.
Банковский маркетинг - это процесс, который включает в себя планирование производства банковского продукта, исследование финансового рынка, налаживание коммуникаций, установление цен, организацию продвижения банковского продукта и развертывание службы банковского сервиса.[1]
Основными задачами банковского маркетинга являются:
- прогнозирование требований покупателей к банковскому продукту;
- изучение спроса на банковский продукт;
- выпуск банковского продукта, соответствующего требованиям покупателей;
- установление уровня цен на банковский продукт с учетом условий конкуренции;
- повышение имиджа банка;
- повышение доли финансового рынка, контролируемого данным банком.[2]
Следует различать концепцию банковского маркетинга и маркетинговую деятельность.
1 Концепция банковского маркетинга характеризует цель деятельности банка на финансовом рынке.
У покупателей банковского продукта разные интересы, потребности, возможности, денежные ресурсы и разная степень риска. Поэтому у них разный спрос на данные продукты. Это означает, что банк, предлагающий свой продукт, должен четко знать, на какую группу покупателей этот продукт рассчитан и сколько может быть потенциальных покупателей этого продукта.
Отсюда возможны два направления деятельности банка:
[1] Банки и банковское дело / под редакцией д.э.н. проф. И.Т. Балабанова, Спб.: «Питер», 2003. - 256 с.
[2] Егоров Е.В., Романов А.В., Романова В.А. Маркетинг банковских услуг. - М.: ТЕИС, 1999. - 102 с.