Введение
1. Теоретические аспекты банковской конкуренции
1.1. Понятие, особенность и уровни банковской конкуренции
1.2. Формы и значение межбанковской конкуренции на рынке банковских услуг
2. Методические аспекты деятельности ПАО «Сбербанк»
2.1. Роль Сбербанка РФ на рынке банковских услуг
2.2. Конкурентная политика Сбербанка РФ, основные направления
3. Перспективы развития ПАО «Сбербанк»
3.1. Проблемы и перспективы развития ПАО «Сбербанк»
Заключение
Список использованных источников
Одной из ключевых составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства является конкуренция.
В современной экономической науке продолжает сохраняться интерес к изучению содержания и сущности конкуренции, поскольку именно она выступает главным элементом системы рыночных отношений и залогом лучшего использования потенциала общества.
Развитие теории рыночной конкуренции находит самое широкое практическое применение.
От степени изученности законов, методов, форм и инструментов конкуренции, от глубины выявления ее особенностей применительно к современной экономике зависит возможность дальнейшего совершенствования стратегии и тактики деятельности на рынке.
Для российской экономики исследование теории конкуренции актуально, поскольку специфика российской экономики такова, что главенствующую роль во многих ее отраслях играет государство, и здесь необходимо выработать такую модель конкуренции, которая позволяла бы обеспечивать развитие рыночных отношений при сохранении существенного государственного влияния.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что коммерческие банки расширяют спектр своих услуг и не ограничиваются лишь только розничным кредитованием.
Конкуренция заставляет их менять банковскую политику, адаптироваться и применять различные методы по отношению к клиентам.
Объектом исследования данной курсовой работы является банк ПАО «Сбербанк».
Предметом исследования выступает политика банка на конкурентном рынке.
Целью курсовой работы является изучение поведения ПАО «Сбербанк» на конкурентном рынке банковских услуг, а также его основных проблем и перспектив развития.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «банковская конкуренция», разобрать е формы;
- определить роль Сбербанка на рынке банковских услуг, рассмотреть конкурентную политику банка;
- изучить проблемы и перспективы развития Сбербанка;
Данная курсовая работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из глав и разделов, заключение, список использованной литературы и приложения. Теоретической и методологической основой исследования послужили отечественные и зарубежные труды, посвященные вопросам конкуренции на рынке банковских услуг.
1. Теоретические аспекты банковской конкуренции.
1.1. Понятие, особенность и уровни банковской конкуренции.
Банковская конкуренция, как и любая другая возникает в условиях функционирования соответствующего рынка. Таким образом, банковская конкуренция возникает в условиях рынка банковских услуг. Следует обозначить, что именно называется рынком банковских услуг. Рынок банковских услуг - совокупность оказываемых кредитными организациями услуг, относящихся в соответствии с действующим законодательством к банковским операциям и иным банковским сделкам. Участниками банковского рынка являются коммерческие банки (универсальные и специфические), небанковские кредитно-финансовые институты (лизинговые, факторинговые компании), различные нефинансовые участники банковского рынка (торговые дома, промышленные предприятия). Банковская конкуренция является одной из форм рыночной конкуренции и определяется как динамичный процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг. Субъектами банковской конкуренции являются соответственно участники банковского рынка. Банковская конкуренция имеет свои специфические черты, которые выделяют ее из множества форм рыночной конкуренции:
- Банковская конкуренция неразрывно связана не только с экономикой, но и с политикой. При этом качество этой взаимосвязи определяется исходя из уровня соответствующего банковского рынка. Иными словами, международная банковская конкуренция напрямую затрагивает вопросы международной политики, конкуренция между кредитными организациями внутри страны непосредственным образом влияет как на внутреннюю, так и на внешнюю политику данного государства и т.д. Конкуренция в сфере банковской деятельности - это, используя образное выражение Д. Семлера, «тот перекресток, где политика и закон сходятся с экономикой».
- Конкуренция, осуществляемая на рынке банковских услуг, имеет более выраженный социальный характер, чем конкуренция на иных финансовых рынках, что является следствием того, что банковская сфера вовлекает в свою орбиту не только всех без исключения юридических лиц, но и подавляющее большинство социально активных граждан.
- Конкуренция в банковском деле проявляется в рамках сравнительно узкого рыночного пространства. Это является следствием правового оформления банковской деятельности как исключительного вида деятельности, не допускающего совмещения с производственной, торговой и страховой деятельностью. Данная особенность заставляет банки конкурировать в весьма узком спектре операций и сделок.
- Конкуренция между кредитными организациями происходит в условиях беспрецедентно широкого и жесткого по сравнению с иными финансовыми рынками регулирующего воздействия со стороны государства, в том числе в условиях более жесткого банковского надзора.
Сферой банковской конкуренции является банковский рынок. Его специфика заключается в том, что это - очень сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов. Правильнее говорить не об одном, а о многих банковских рынках.
Современные коммерческие банки функционируют в роли продавцов или покупателей практически во всех рыночных секторах. Если рассматривать рыночную систему с точки зрения объектов купли-продажи, можно сказать, что в неё входят следующие сектора:
1. Рынок средств производства и производственных услуг. На него коммерческие банки выходят в роли продавцов банковских услуг для предприятий (расчётное обслуживание, ведение счетов, управление финансами корпораций), финансовых посредников (кредитование производственных объектов), а также в роли покупателей производственных ресурсов (приобретение офисного оборудования).
2. Рынок предметов потребления и потребительских услуг. Здесь банки выступают как финансовые посредники (выдача ссуд на потребительские цели), но иногда и как покупатели (организация приёмов в рамках работы с общественностью).
3. Рынок труда. Он является целевой областью кадровой политики банков, которым неизбежно приходится время от времени обновлять или пополнять свой персонал, выходя на этот рынок в качестве покупателей.
4. Рынок интеллектуально-информационного продукта. На нём банки могут действовать и как продавцы банковских услуг (финансовое консультирование), и как покупатели производственных ресурсов (программное обеспечение для ЭВМ).
5. Рынок недвижимости. Здесь банки выступают чаще всего как финансовые посредники (ипотечное кредитование) и лишь относительно редко как покупатели (приобретение земельных участков и помещений для офиса) или продавцы (реализация залога по невозвращённому ипотечному кредиту).
6. Финансовые рынки. В этой сфере банки являются одними из главных действующих лиц.
Среди финансовых рынков можно выделить:
1. Волков О.Р. Конкуренция на российском банковском рынке и оценка конкурентоспособности банков М., 2016. - 224 с.;
2. История банка. URL: http://www.sberbank.ru/ru/about/today/history (Дата обращения:15.04.2018 г.);
3. Коробова Г.Г. Банковское дело.М.: Магистр, 2016. - 590 с.;
4. Лаврушин О.И Банковское дело.М.: КНОРУС, 2015. - 800 с.;
5. Медведев H.H., Михалев О.В. Объединение банков: оценка экономической эффективности // Деньги и кредит.-2016.-№12;
6. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. / М. Портер М.: «Альпина Паблишер», 2015. – 345 с.;
7. Стратегия развития Сбербанка до2018 г. (до 2020 г.) URL: http://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/sberbankdevelopmentstrategyfor2014-2018.pdf (Дата обращения: 15.04.2018 г.);
8. Тавасиев А.М. Конкуренция в банковском секторе России: учеб. пособие для вузов / А.М. Тавасиев. М.: Юнити-Дана, 2014. – 304 с.;
9. Тагирбеков К. Р. Основы банковской деятельности. М.: «Весь Мир», 2016. - 420 с., С.34.;
10. Федотова Г. В. Банковский риск-менеджмент В сборнике: Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления материалы Х международной научно-практической конференции. Курск, 2016. – 650 с.