Введение
1. Транспортная инфраструктура относительно ресурсов Арктики
2. Развитие морской и железнодорожной инфраструктур в Арктических зонах
3. Развитие морских перевозок по Северному морскому пути
4. Сухопутный транспорт в Арктике
5. Внутренние водные пути
6. Воздушный транспорт
Заключение
Список использованных источников
Во все времена транспорт играет важную роль в развитии социально-экономического компонента, то есть выполняет связывающую и мультипликационную функцию освоения пространств независимо от территориального расположения объектов.
Задачей в освоении российской Арктики является разворачивание на данной территории национального проекта по разработке, переработке природных ресурсов, развитие транспортной инфраструктуры, а именно Северного морского пути (СМП), а также морских портов, сухопутных и воздушных видов транспорта. Для этой территории транспорт – это ключ к поддержанию конкурентоспособности предприятий зоны Арктики. Именно от степени развития транспорта, а также внедрения новых технологий, оборудования будет зависеть развитие и освоение Арктической зоны, а также труднодоступных районов. Целью государства будет являться развитие инфраструктуры транспорта в Арктике.
Целью данного реферата является анализ состояния и возможностей основных транспортных маршрутов в Арктике, хода реализации проектов развития транспортной сети и заострение внимания на проблемах, решение которых позволит улучшить обеспечение транспортной доступности арктических территорий с учетом тенденций развития мировой экономики и возможных климатических изменений в арктическом регионе, а также уточнения роли развития транспортной инфраструктуры в труднодоступных районах страны.
Транспортная инфраструктура относительно ресурсов Арктики
Арктическая зона Российской Федерации располагается вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана. Площадь сухопутной части составляет 18% территории Российской Федерации. Восточная Сибирь и побережье Северного Ледовитого океана является территорией с низкой транспортной инфраструктурой, поэтому необходимо создать эффективно функционирующую транспортную систему на основании уже существующих и проектируемых транспортных путей. Освоение этих территорий идет наряду с большими затратами и со сложностью набора рабочего класса для построения транспортных сообщений.
Согласно схеме, мы наглядно видим планы развития территориальных производств в зоне Арктики. Отмеченные на рисунке крупные месторождения руд металлов, природного газа, а также нефти на данной территории, дадут перспективу на прирост валового продукта, а также создаст большой вклад в экономику страны. Особенность и специфика данного района – суровый климат, большие неосвоенные пространства. В связи с этим можно выделить аспекты в развитии транспортной инфраструктуры в ближайшие время:
- Соединение материковой и портовой системы транспорта в единую системы. Создание системы основывается на проектах транспортной инфраструктуры материковой части, правильное сочетание которых в пространстве и времени должно обеспечить новое качество жизни.
- Развитие Северного морского пути, обеспечение его бесперебойного круглогодичного функционирования и создание современной портовой инфраструктуры на всем маршруте следования судов. Его круглогодичное функционирование (его восточная часть) возможно только при модернизации ледокольного флота.
- Модернизация и расширение состава транспортных средств в «северном, арктическом исполнении», включая морские и речные суда, автомобильный транспорт высокой проходимости, воздушные суда для региональной авиации.
- Социально-экономическое развитие Арктики невозможно без решения социальных вопросов для жителей арктических субъектов Федерации и обеспечения транспортной доступности на тех территориях, где проживают и работают они и члены их семей.
Для координации усилий всех заинтересованных сторон в развитии арктического транспорта распоряжением Минтранса России в июне 2015 г. в составе Государственной комиссии по вопросам развития Арктики была образована рабочая группа «Развитие транспортной системы». «Транспортные проекты в Арктике — это больше чем транспортные проекты, поскольку они направлены на переструктурирование пространства, переоткрытие северных территорий для хозяйственного освоения и создания новой среды обитания, исконной для русского народа»[1]. И далее было подмечено, что «...как бы жестко ни стояли бюджетные ограничения и для государства, и для корпораций, без масштабных прорывных проектов не будет мощного взлета в развитии России. Система государственных стратегических программ должна быть подкреплена пакетом проектов, имеющих стратегический национальный характер, которые должны утверждаться на уровне Правительства и иметь свою особую систему управления»[2].
Книги:
- однотомные:
1. Башмакова Е.П. Сравнительная характеристика стратегий развития арктических стран // Север и рынок: формирование экон. порядка. №1Апатиты, 2017. С.15–21.
2. Гаврилов В.П. Концепция поэтапного освоения углеводородных ресурсов Арктики // Недропользование — XXI век. 2016. С.40–47.
Статьи из журналов и периодических изданий:
1. Грузинов В. М., Зворыкина Ю. В., Иванов Г. В., Сычев Ю. Ф., Тарасова О. В., Филин Б. Н., Экономика и управление народным хозяйством Арктической зоны // Арктика: экология и экономика № 1 2019. С.7-11
2. Воронина Е. П. Экономика и управление народным хозяйством Арктической зоны // Арктика: экология и экономика № 1. 2017 C.3
3. О. В. Белый. Комплексные проблемы устойчивого развития транспортного комплекса Арктической зоны Российской Федерации // Арктика: экология и экономика № 3 (15). 2014 С.5-8