Введение
1.Теоретические основы аудита учетной политики
1.1 Содержание учетной политики и ее значение для системы экономической безопасности промышленного предприятия
1.2 Порядок проведения аудиторской проверки учетной политики
2. Аудит учетной политики ОАО "Уральская сталь"
2.1 Краткая
2.2 Планирования аудита учетной политики
2.3 Аудит учетное политики на предприятии
3.Обобщение результатов аудитора и рекомендации по повышению эффективности контроля на предприятии
3.1 Выводы аудитора по результатам проверки
3.2 Предложения по совершенствованию экономической безопасности в части регулирования и контроля исполнения учетной политики
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Актуальность темы. Аудит учетной политики организации позволяет оценить текущую ситуацию и выбрать наиболее эффективную систему ведения учета. С его помощью можно выявить ошибки в отчетности, определить пути минимизации рисков и финансовых затрат.
Учетная политика охватывает все составляющие системы ведения бухучета в организации - налоговую, техническую, методологическую и организационную. Внутренний аудит на предприятии проводится в соответствии с утвержденным стандартом внутрифирменной методики. Для этого может быть использована балльная или иная система. Проверка включает в себя три этапа - ознакомительный, основной и заключительный.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию учетной политики по результатам аудиторской проверки.
Объектом исследования является организация ОАО «Уральская сталь».
Предметом исследования является учетная политика организации.
В исследовании поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и правовое регулирование учетной политики;
- рассмотреть методику проведения аудита учетной политики;
- представить общую характеристику предприятия и системы его бухгалтерского учета;
- привести планирование аудиторской проверки учетной политики за 2012 год;
- представить рекомендации аудитора и направления совершенствования учетной политики.
Информационной базой исследования послужили Федеральные Законы, положения по бухгалтерскому учёту и аудиту, периодическая литература: журналы «Бухгалтерский учёт и аудит», «Главбух». Использовались учебная литература таких авторов как Безруких П.С., Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Кондраков Н.П., Подольский В.И. и др.
1.Теоретические основы аудита учетной политики
1.1 Содержание учетной политики и ее значение для системы экономической безопасности промышленного предприятия
Согласно данному закону, экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.
Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) от 06.10.2008г.[5] установлены правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) (далее - организации).
Учетную политику можно условно разделить на три раздела [17, с. 187]:
1) организационно-технический раздел;
2) учетная политика для целей бухгалтерского учета;
3) учетная политика в целях налогообложения.
В целом, под учетной политикой понимают выбранную и используемую ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета, таких как: методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы [15, с. 14].
Во многих случаях, России законодательством о бухгалтерском учете возможен к применению не один, а несколько методов учета и финансовой отчетности отдельных активов, обязательств, доходов и расходов. Право выбора в этих случаях принадлежит организации, а в пояснениях к годовой отчетности обязательно указывать выбранные способы [15, с. 56]. Это необходимо сделать в целях того, чтобы любой пользователь финансовой отчетности смог определить в какой оценке отражается тот или иной показатель отчетности.
А без знания особенностей учетной политики пользователь этого сделать не сможет, поэтому нельзя будет адекватно судить об уровне и составе показателей в финансовой отчетности. Следует отметить, что в действующем законодательстве, предоставлены широкие возможности выбора методов учета, поэтому трудно читать финансовые отчеты без знания учетной политики организации. Таким образом, отмена возможности выбора позволит снизить ошибки в учете.
Элементы учетной политики, влияющие на уровень и состав финансовой отчетности [5]: метод начисления амортизации основных средств (4 способа), выбор переоценки (2 способа) основных средств, решение о признании активов как внеоборотных или внеоборотных (граница 40000 рублей), метод амортизации нематериальных активов (3 способа), способ оценки выбытия финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость (3 способа), методы списания запасов в производство или продажу (3 метода), методы списания накладных расходов (2 способа), выбор создания резерва по сомнительным долгам (2 способа), и т.д. Кроме того, законодательство России, при определенных обстоятельствах, дает право выбора на основе профессионального суждения бухгалтера, оценить вероятность возникновения события или значение хозяйственной деятельности на влияние на финансовую отчетность, на уровень и состав показателей, отраженных в финансовой отчетности.
Следует заметить, что чем больше возможностей выбора способов ведения бухгалтерского учета предусмотрено в действующем законодательстве, тем труднее читать финансовую отчетность без знания учетной политики организации. Следовательно, отмена в российском законодательстве по бухгалтерскому учету возможности выбора отдельных методов учета и отчетность позволит уменьшить разброс оценок показателей финансовой отчетности по уровню и составу, что облегчит чтение и понимание отчетности.