ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ НАДВОДНОГО ФЛОТА
1.1 Гребной и парусный флот в IX – XVII вв.
1.2 Парусный флот во второй половине XVIII в.
ГЛАВА 2. ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ФЛОТОВОДЦЫ
2.1 Федор Ушаков: жизнь и военная карьера
2.2 Владимир Корнилов: путь от кадета до адмирала
2.3 Павел Нахимов: стратег и тактик военно-морских сражений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В истории России немало великих деятелей, имена которых известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Одним из таких имен является Федор Ушаков, выдающийся флотоводец и адмирал, прославившийся своими победами в морских сражениях. Однако, его заслуги перед Отечеством не ограничиваются только этим. В данной работе будет рассмотрен исторический обзор, посвященный великим русским флотоводцам Федору Ушакову, Владимиру Корнилову и Павлу Нахимову, их жизни, деятельности и вкладу в развитие морского дела и защиту интересов России.
Одним из первых значительных этапов в развитии русского флота стала эпоха Петра Великого. Именно в это время был заложен фундамент для формирования и развития морской мощи России, а также для обучения и воспитания кадров для флота. Петр I провел ряд реформ, направленных на укрепление вооруженных сил, в частности военно-морского флота. В этот период появились первые адмиралы, такие как Ф. Ушаков, В. Корнилов и П. Нахимов, которые впоследствии стали настоящими символами русской морской славы и примером для будущих поколений моряков.
Федор Федорович Ушаков родился в 1745 году в селе Бурнаково, что находится недалеко от Рыбинска. Он начал свою службу на флоте еще при Петре I, участвовал в русско-турецкой войне и в многочисленных морских сражениях, проявив себя не только как умелый командир, но и как настоящий патриот своей Родины. За свою жизнь Ф. Ушаков достиг высоких званий, стал кавалером многих орденов и медалей, а в 1807 году был назначен главнокомандующим Черноморским флотом.
Владимир Алексеевич Корнилов родился в 1806 году в семье офицера. Он прошел путь от гардемарина до вице-адмирала, участвовал в Крымской войне, где проявил себя как талантливый тактик и организатор. В. Корнилова называют одним из создателей парового флота России, он внес значительный вклад в развитие морской науки и техники.
Павел Степанович Нахимов родился в 1802 году в семье военного. Он учился в Морском кадетском корпусе и начал свою карьеру на флоте в 15 лет. П. Нахимова считают одним из основоположников тактики морского боя, а его имя стало символом мужества и стойкости. В 1853 году он был назначен командиром эскадры Черноморского флота и стал участником Крымской войны.
Актуальность исследования. Рассматривая деятельность этих великих русских флотоводцев, можно отметить, что их вклад в развитие военно-морского дела и защиту Отечества неоценим. Они не только были выдающимися военными деятелями, но и воспитали множество учеников, продолжавших их дело. Их подвиги и достижения стали примером для последующих поколений, а их имена остались в истории России.
Целью данной работы является изучение жизни и деятельности Федора Ушакова, Владимира Корнилова и Павла Нахимова, анализ их вклада в историю развития российского флота. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть историю возникновения российского флота.
Исследовать биографические данные каждого из флотоводцев, выявить основные этапы их жизни и служебной карьеры.
Проанализировать тактико-стратегические особенности действий, осуществляемых флотоводцами в различных сражениях и кампаниях.
Определить роль и место каждого из героев исследования в истории развития российского флота, оценить их вклад в укрепление его авторитета и могущества.
Методология данного исследования основывается на комплексном подходе к изучению проблемы. Будут использованы методы исторического анализа, сравнительного исследования, обобщения и систематизации.
Теоретической базой работы станут труды отечественных и зарубежных историков, монографии и статьи, посвященные данной теме.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов и результатов для подготовки учебных курсов, семинаров и лекций по истории отечественного флота и военно-морского искусства.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ НАДВОДНОГО ФЛОТА
1.1 Гребной и парусный флот в IX – XVII вв.
История отечественного мореплавания уходит своими корнями в древность. Одно из первых зафиксированных сообщений летописей повествует о морском походе русской дружины на Константинополь в 856 году. Существование же в доисторические времена русского мореходства в Балтийском, тогда Варяжском, море неоспоримо доказывается фактом призвания Рюрика на Русь.
Флот и кораблестроение в нашей стране развивались самостоятельным, самобытным путем. Согласно мнению ряда ученых, корабль, обшитый корой, а потом кожей, имевший в своей основе гибкие прутья, издавна находил применение у восточных славян для небольших путешествий. В более поздний временной период появилось новое, очень удобное плавающее средство – челн-однодневка. В 1878-1882 годах на берегу Ладожского озера найден челн-однодневка возрастом примерно 4500 лет; его длина 3,5 м, ширина 0,86 м[1].
Третьим по времени типом судна Древней Руси были «набойные ладьи». Именно на них русские войны совершили первые морские походы – на Сурож, в византийские владения в конце VII – начале IX в. Опытные мореплаватели-византийцы были поражены необычными русскими судами. Они представляли собой ладьи с увеличенной высотой бортов, к которым крепились стойки, а к ним прибивалось несколько досок «набоя». Важным этапом в истории кораблестроения было развитие килевых судов.
С ростом экономического могущества Руси расширялись ее культурные связи с близлежащими странами. Крупным кораблестроительным центром средневековой Руси из-за достаточно выгодного географического положения, а также ряда экономических причин стала Новгородская республика. Через нее проходил легендарный водный путь «из варяг в греки» (начинавшийся в Балтийском море и продолжавшийся по целой сети рек в Черное море). Именно здесь появился новый тип кораблей, которые были удобны для перемещения волоком из одной реки в другую. Это были ладья «ушкуй» и плоскодонный легкий шитик.
Начиная с IX в. был образован ряд поселений на Севере. С учетом специфики плавания в северных морях строились суда поморов: осиновики, раньшины, кочмары и др. Основным из них стало парусно-гребное судно карбас. Карбасы были палубные и беспалубные, по обеим сторонам на днище параллельно килю крепились полозья, с помощью которых судно легко передвигалось по льду.
Адмирал Ушаков: славные страницы истории российского флота/ Под ред. Р.В.Кондратенко. - М.: Вече, 2016 - 288 с.
Анциферов В. Флот нашей Родины. Адмирал Ушаков. Москва-Ленинград, 1940. С. 83- 107.
Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей Русской земли. М., 1836. Т.5. С. 197.
Берх, В.Н. Жизнеописания первых российских адмиралов или опыт истории российского флота / В.Н. Берх. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 130 c.
Блонский Л.В., Титкова Т.В. Флот России. М., 2009. – С. 10
Всемирная история флота / О.В. Лапшова и др. - М.: Вече 2000, Вече, 2001. - 432 c.
Грибовский В.Ю. Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924гг. Издательство Гангут, 2012. С. 92.
Грибовский, В. Ю. История российского флота (подарочное издание) / В.Ю. Грибовский, А.А. Раздолгин. - М.: Александр ПРИНТ, 2003. - 304 c.
Доценко, В. Д. История военно-морского искусства. В четырех томах. Том 1. История теории стратегии, оперативного искусства и тактики Военно-Морского Флота / В.Д. Доценко. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 1999. - 416 c.
Загородских Ф. С. Сборник Новые документы. Архивный отдел УМВД по Крымской области. Симферополь, 1947.; Мордвинов Р.Н. Сборник «Адмирал Ушаков». Военно-морское издательство Военно-морского министерства Союза СССР. М., 1950-56 . Т. 1-3.
Ильинский В. П. Адмирал Ф. Ф. Ушаков в Средиземном море (1799). СПб.,1914. 64 с.
Коршунов, Ю. Л. Когда океан соединяет. Из истории дружественных отношений флотов России и США / Ю.Л. Коршунов. - М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2012. - 144 c.
Красавкин, В. К. Здесь град Петра и флот навеки слиты. История морских частей в городе на Неве (1703-2003) / В.К. Красавкин, Ф.С. Смуглин. - М.: Русско-Балтийский информационный центр "БЛИЦ", 2004. - 608 c.
Мязговский, Е.А. История Черноморского флота / Е.А. Мязговский. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 114 c.
Нахимов П.С. Документы и материалы, Санкт-Петербург: Изд-во “Русско-Балтийский информационный центр “Блиц””, 2013 г., 720 с.