Введение
Глава 1. Детская жестокость
1.1.Понятие и сущность детской жестокости как социальной проблемы
1.2.Виды детской жестокости
Выводы по главе 1
Глава 2. Современное состояние детской жестокости
2.1. Детская жестокость в современном обществе
2.2. Оценка проблем детской жестокости
2.3. Рекомендации по разрешению детской жестокости
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Данная работа направлена на исследование лежащие в области детской жестокости. Тема детской жестокости очень актуальна. Довольно часто поднимаются вопросы, которые касаются случаев детской жестокости не только по отношению к животным, но и к сверстникам. Такое поведение приводит к тому, что дети перестают адекватно общаться и взаимодействовать с окружающими людьми, теряют связь с социальной действительностью и, как следствие, пользуются нежелательными формами социализации. Жестокость в детском возрасте нарушает процесс благоприятной социализации и поэтому нуждается в особом внимании.
Актуальность изучения проблемы детской агрессивности обусловлена и тем, что данная характеристика личности достаточно стабильна во времени, в связи с чем, возрастает вероятность того, что агрессия в детстве может перейти в стойкое девиантное поведение у подростков и юношей.
Изучению проблемы детской жестокости посвящены труды следующих авторов: Волкова Е.В., Стенина Н.М., Козырев Г.И., Басова Н.Ф., Немов Р.С., Минаева Е. , Вилсон Т., Бендер Л.С., Трапезников Т.М. Психолог А.В. Петровский, рассматривает детскую жестокость с точки зрения социально не желаемого поведения, для которого характерно защита собственных интересов с помощью физической силы.
Несколько иначе видит это понятие В.В. Бурцева, которая, считает детскую жестокость, как склонность ребенка, нападать на других людей, оскорблять их словом и делом. Л.В. Мардахаев, разделяет вышеуказанные позиции, и дополняет его некоторыми качественными характеристиками. По его мнению, детская жестокость – это форма поведение, при которой ребенок стремится причинить физический вред окружающим его людям.
Согласно многочисленным исследованиям, проявление детской жестокости является одной из распространенных форм нарушения поведения, с которым приходится бороться родителям и специалистам.
Сюда относятся: вспышки раздражительности, непослушание, драчливость. Многие авторы сводятся к тому, что жестокость, представляет собой особый вид социального взаимодействия, который характеризуется резким неприятием одной личностью мнения другой, с применением физической силы для удовлетворения собственных потребностей.
Объектом данной работы являются детская жестокость.
Предмет исследования – негативные последствия детской жестокости.
Гипотезой исследования является предположение о том, что события происшедшие в детском возрасте влияют на дальнейшую судьбу человека.
Цель исследования: рассмотрение детской жестокости в аспекте общественной опасности.
Для достижения поставленной цели были разработаны следующие задачи
1. Дать определение понятию «детская жестокость».
2. Выяснить причины возникновения жестокости среди детей.
3.Выявить факторы влияющие на детскую жестокость.
4. Предоставить статистику жестокости среди детей.
5. Предложить технологии и методы профилактики и коррекции, жестокого поведения среди детей.
Методами исследования являются: исторический, статистический, анализа и синтеза, ретроспективный, системный, хронологический, социологический и другие.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности школьных психологов, психологов специализированных центров помощи семье и детям для диагностики, коррекции и профилактики жестокости детей.
Работа состоит из двух глав, посвященных рассмотрению проблем детской жестокости.
Глава 1. Детская жестокость
1.1.Понятие и сущность детской жестокости как социальной проблемы
Проблема жестокости является одной из важнейших в социальной работе. Жизнь ребенка полностью зависит от родителей, особенно от матери: она дает ему пищу, защиту, обслуживание и тепло, чувство любви и принятия. В то же время, как и любой другой, он ищет родительское внимание и одобрение его поведения. Насилие является одним из механизмов привлечения внимания и достижения целей.
Многое зависит от реакции взрослых: они могут сразу удовлетворить все требования родного ребенка (особенно тревожные и небезопасные для матери и бабушки) и могут не обращать на него внимания. Интересно, что эти две дороги приведут к одному и тому же результату-ребенок вырастет очень агрессивным Необходимо учитывать разнообразие подходов к толкованию термина "жестокость".
Наиболее распространенные определения :
1. Жестокость – это насильственные и агрессивные действия.
2. Жестокость – это борьба со стрессом, вызванным угрозой;
3. Жестокость – это другая форма поведения, но цель состоит в том, чтобы причинить вред человеку или то, что определено с ним;
4. Жестокость – это любые действия, вредные для других, любые действия, направленные на причинение вреда другим;
5. Жестокость – это индивидуальные или коллективные действия, направленные на подрыв действий других лиц или группы лиц;
6. Жестокость – это реакция на волнение, направленная на достижение различных целей.
Особенности жестокого ребенка :
1. Жертвами агрессии стали самые близкие люди-родственники, друзья и так далее. Это явление "отрицания", потому что такое поведение направлено на разрушение кровных отношений-важной основы выживания человека.
2. Не все жестокие дети воспитываются в неблагополучных семьях, напротив, у многих есть очень богатые и заботливые родители.
3. Жестокость часто происходит без какой-либо реальной причины.
Насилие затрагивается семьями, сверстниками и средствами массовой информации. Дети учатся вести себя жестоко, прямо усиливая и наблюдая за насильственным поведением, пытаясь предотвратить негативные отношения, родители могут непреднамеренно поощрять поведение, от которого они хотят избавиться. Если родители налагают крайнее наказание на ребенка, не контролируя его деятельность, они могут оказаться жестокими и непослушными.
Семьи с насильственными детьми имеют особые отношения между членами семьи. Общеизвестно, что жестокое обращение с детьми в семье не только усиливает его жестокость по отношению к сверстникам, но и способствует развитию склонности к насилию в зрелом возрасте, превращая физическое насилие в образ жизни .
На развитие насилия влияет степень интеграции семьи, близость между родителями и детьми, характер отношений между братьями и сестрами и стиль семейного руководства. Дети, которые имеют сильные семейные барьеры, их родители отчуждены и холодны, относительно более склонны к насилию и агрессивному поведению. Подростки также получают информацию о насилии от общения своих сверстников. Они учатся вести себя жестоко и вульгарно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников).
Насильственные дети могут найти друзей, в том числе и своих сверстников. Помимо общества и семьи, в нижеследующих пунктах содержится ряд причин жестокого обращения с детьми.
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000.
Басова Н.Ф. Социальная работа // М:.2018. - С.217-220.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика, 2015 - с.25-26.
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра/М.И. Буянов М.: 2018. 207с.
Васильева Е. Молодежь и насилие/Е. Васильева// Социс.- 2015.- №2.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.: Питер, 2017.
Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 2016.
Верин В.В. Статистическое изучение преступности подростков и несовершеннолетних в современной России/В.В. Верин. М:- 2018.
Волкова Е.В. Скажем «нет!» агрессии!/ Психологическая газета.- 2015.- №5-6.- с.17-21.
Гуров А.И. Профессиональная преступность: Прошлое и современность/А.И. Гуров. М: Прогресс,- 2016.
Гусев А. Подростковая жестокость: причины возникновения и увеличения её уровня. Что может предложить современное христианство в ответ на этот вызов современности? // РОСХВЕ, 2013 г. [Электронный ресурс] // URL: http://cef.ru/publish/roshve/?id=361
Детская и подростковая жестокость // Сплетник. [Электронный ресурс]URL:http://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/31466_detskaya_i_podrostkovaya_zhestokost
Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 2003
Кон И.С. «Какими они себя видят?» // Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А.А., М., Педагогика. 2004.
Паренс Г. Жестокость наших дней/ Пер. с англ. М., Изд. дом «Форум».2017.
Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи/В.Ф. Пирожков. Тверь: 2014.
Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармония в развитии личности детей и подростков. Воронеж, 2013.
Синенко Л. Дети-звери. // Всё, что нужно знать женщине, 2013г. [Электронный ресурс] URL: http://vginekolog.ru/magazine/debate/zhestokiepodrostki
Степанов В.Г. Психология трудных школьников/В.Г. Степанов. М: Академия, 2001. 336 с.
Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2001. 427с.