Курсовая работа|Социология

Здоровье в системе социальных ценностей россиян социологический аспект

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 60

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ

1.1. Ценностная сущность здоровья человека

1.2. Социальная ценность здоровья человека

1.3. Особенности социологического подхода по изучению проблем здоровья граждан

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ВОПРОСУ ЗДОРОВЬЯ,

2.1. Проведение социального исследования «Здоровый образ жизни»

2.2. Исследования по вопросу здоровья,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Актуальность проблемы. На протяжении веков здоровье считалось одной из важнейших общечеловеческих и личных ценностей. Согласно Всемирной организации здравоохранения, " Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или слабости."Здоровье - это трехмерное понимание качества жизни, которое означает взаимозависимость между физическим состоянием человека, его умственной и эмоциональной работоспособностью и социальной средой, в которой он находится"[1].

Здоровье имеет определенное отношение к другим ценностям общества и личности и непосредственно связано с конкретной социокультурной средой. В последнее время взаимозависимость между индивидами и обществом становится все более тесной, неделимой, а здоровая социальная среда укрепляется. С одной стороны, реализация социальных функций людей и выполнение социальных задач во многом зависят от их здоровья. В результате больные люди часто не способны выполнять продуктивный интеллектуальный и физический труд, творчески решать практические задачи во всех сферах жизни, осваивать новые виды деятельности.

Если доля больных в обществе велика, то возможности для социально-экономического развития очень ограничены. С другой стороны, здоровье каждого человека напрямую зависит от окружающей его социальной среды. Загрязнение окружающей среды и ухудшение условий окружающей среды оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье человека в процессе социальной жизни. Социально-экономическое развитие стран также оказывает влияние на здоровье.

Важнейшими факторами являются условия и характер труда, качество питания и жилья, материальная обеспеченность, социальный статус и особенности образа жизни. Среди этих факторов особое место занимает уровень развития системы здравоохранения, доступность и качество медицинских услуг, распространенность профилактики. По мнению ряда авторов[2], по мере роста социально-экономического уровня страны и благосостояния ее граждан значение здоровья в системе ценностей жизни возрастает по мере того, как люди используют все больше материальных и духовных продуктов производства для удовлетворения своих психофизиологических потребностей.

Восприятие здоровья также напрямую зависит от культурной ориентации общества, которая отражает понимание человеком самого себя и отношение к себе. Культура-это не только определенная система знаний о здоровье, но и соответствующее поведение, основанное на нравственных принципах, то есть мотивация человека и его личное отношение к своему здоровью. Социологический опрос из 124 москвичей показал, что 98% людей ставят здоровье на первое место в рейтинге жизненной ценности. И в то же время только 13% сознательно подчиняют свой образ жизни заботе о здоровье, его сохранении и укреплении. В реальной жизни 76% людей имеют другие социальные нормы, которые преобладают, в том числе и те, которые негативно влияют на их здоровье[3].

Хорошее здоровье человека помогает достичь многих его потребностей и целей. Если они становятся более важными для общества, чем здоровье, то жертвуются ради достижения этих целей и часто неоправданно используются. В то же время человек лишает себя возможности прожить самую долгую и полноценную жизнь. Нельзя отрицать, что существует некое объективное противоречие между поддержанием здоровья и реализацией материального благополучия. Однако эта проблема должна решаться путем улучшения объективных условий жизни и деятельности людей, а также их понимания здоровья как главной ценности жизни. Практика показывает, что только тогда, когда здоровье находится под угрозой или утрачено, люди осознают ценность здоровья. Поэтому понимание людьми социальной ценности здоровья чрезвычайно важно. Необходимо донести это до общественности с участием всех возможных каналов-здравоохранения, образования, культуры, средств массовой информации и других каналов.

Подводя итог, можно отметить, что актуальность вопроса о социальных ценностях здоровья велика. Здоровье определяет все аспекты жизни, как отдельного человека, так и общества, как в биологическом, так и в социальном контексте, поэтому его следует рассматривать как важнейшую фундаментальную ценность. Она не может быть заменена какой-либо другой социальной ценностью без ущерба для жизни отдельных людей и общества. Учитывая важность здоровья в современной системе ценностей человека и серьезность ограничений, налагаемых его нарушениями, очевидно, что охрана здоровья человека является приоритетной задачей не только для системы здравоохранения, но и для страны в целом.

Философские проблемы здоровья всегда занимали важное место в научной литературе. За редким исключением, со времен жреческой медицины и до неогиппократических концепций современности здоровье человека рассматривается как смысл - жизненная ценность. В настоящее время внимание к этой проблеме носит особенно острый характер. В последнее время появилось большое количество работ философов, социологов, экологов и медиков, посвященных самым разнообразным философским, в том числе и аксиологическим, аспектам здоровья.

Объектом исследования является здоровье в системе социальных ценностей россиян.

Предметом исследования является социологический аспект здоровья в системе социальных ценностей россиян.

Целью курсовой работы является изучение здоровья в системе социальных ценностей россиян в  социологическом аспекте данного вопроса.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- изучить ценностную сущность здоровья человека;

- изучить социальную ценность здоровья человека;

- изучить место здоровья в социальных ценностях современного человека;

- провести анализ исследований по вопросу здоровья, как социальной ценности в России.

Гипотеза. Здоровье как социальная ценность - это значимость для социальной группы степени реализации жизненных возможностей ее членов. Социальность, как ценностная характеристика здоровья, выражает значимость определенных социальных связей, место и роль человека в решении социальных проблем, что обеспечивает индивиду достаточный уровень социальной адаптивности.

Теоретико-методологические основы исследования. В процессе комплексного социально-философского исследования использовались принципы диалектической взаимосвязи общего и частного, целого и его части. Важно было использовать системно-исторический подход и его синтетические варианты применительно к анализу здоровья человека и общества как открытых систем. Были использованы методы и модели обобщения знаний, методы экспликации общетеоретических положений при анализе конкретных проблем. Особое место в исследовании занимает аксиологический подход как мировоззренческая ориентация на рассмотрение здоровья как высшей ценности.

Эмпирической базой исследования являются социологические опросы, проводимые на тему здоровья в г. Ульяновск в 2020 году социальной службой Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения в городе Ульяновске.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка.

 

ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

1.1. Ценностная сущность здоровья человека

Современные реалии и уровень развития России объективно нуждаются в осмыслении проблем ценностей в стране и обществе с точки зрения философии. Данная тема лежит на повестке дня и является серьёзной и важной для будущих социологов, для которых важно трезво оценивать ситуацию в целом.

Социологическое исследование вопроса о человеческих ценностях в современной России базируется на богатом историческом опыте, накопленном в 1960-1970-е годы.

В социологических исследованиях разрыв между теорией и эмпиризмом недопустим, необходимо учитывать целый комплекс обстоятельств, особенности ценностных ориентаций и образа жизни молодежи[4].

На протяжении десятилетий авторы анализируют социологическую, психологическую, экономическую и педагогическую литературу, материалы исследований по формированию идеалов, жизненных планов и ценностных установок молодежи, проводимых с начала ХХ века по настоящее время, а также проводимые там участниками проекта попытки представить достоверную картину ценностной жизни и культуры современной молодежи, выявить истоки экстремизма, привлечь внимание к необходимости вдумчивого решения социальных проблем молодежи., показать, что молодое поколение - это то, что молодым людям придется жить и работать в XXI веке, и исправить ошибки старшего поколения.

Авторами разработаны и апробированы сравнительные программы и методики изучения ценностных ориентаций молодежи, проведено сравнительное исследование ценностного мира подрастающего поколения с 1963 по 1999 год. Особое внимание авторы уделяют изучению объективного состояния ценностного мира подрастающего поколения, исторической преемственности поколений, идеалов, интересов и жизненных планов.

В изучении молодежных проблем ученые иногда идут от "должного" и "положенного сверху". В результате объектом исследования становятся не реальные молодые люди с их достоинствами и недостатками, а"абстрактное молодое поколение". В то же время исследования социологов за последние несколько лет, сотни дебатов 1960-1980-х годов с участием автора, очень заинтересовали анализом изменений в структуре и ценностных ориентациях молодежи[5].

Сегодня мы можем с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Сегодня рушатся ценности, которые вчера казались стабильными, исчезают социальные гарантии, нарастают экономические катаклизмы[6].

Современное молодое поколение проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых общественных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в себя и общество.

Исследования, которые проводились Институтом современного развития, свидетельствуют о том, что в обобщённом виде основные ценности, которые служат ориентиром для общества, не сформулированы в должном виде. По логике они должны содержаться в "Концепции социально-экономического развития до 2020 года", однако там они в размытом и достаточно скудном виде представлены. Также отсутствует в этом документе и чёткая идеология развития страны и общества. Но это скорее следствие отсутствия системы ценностей и приоритетов[7].

Важно обратить внимание и на то, что в современных условиях происходит перенаполнение множества ценностей бытия граждан иным содержанием, которое довольно сильно отличается от первоначального.

Свободу как важную ценность в развитии человека, общества и государства, стали интерпретировать как возможность человека вести себя так, как ему хочется, как возможность проявлять волю, которая ничем не ограничена.

  1. Антипенко Е.Н. Качество жизни и самооценка здоровья/ Е.Н. Антипенко, Когут Н.Н. // Медицинские вести. – 2017– № 2– С.20-21.
  2. Апанасенко, Г.Л. /Валеология как наука // Валеология. Апанасенко, Г.Л. Попова О.А. – Киев –2016. - № 6. – С.4–9.
  3. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни. - М., 2015. - 287 с.
  4. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М.: 2020, 120 с.
  5. Вайнер, Э. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни/ Э.Вайнер// –Валеология – 2018. – № 3. – С. 13-14.
  6. Венедиктов Д.Д. "Социально-философские проблемы здравоохранения" // Вопросы философии, 2019, № 4 - 137с.
  7. Ерохин Анатолий Сергеевич, Киселева Мария Геннадьевна, Боев Валерий Иванович. Основы физиологии. Учебник. Издательство: ИНФРА-М, 2019 г.
  8. Изуткин, Д. Формирование здорового образа жизни/Д. Изуткин// — Советское здравоохранение. –2018. –№ 11. – с. 8–11.
  9. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Молодежь о себе, о своих сверстниках. Социологическое исследование. Л., 2019.
  10. Лисицын Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Проблемные лекции: Учебное пособие. — М.: Медицина, 2020. — 509 с.
  11. Лучкевич В.С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением. Учебное пособие. Санкт – Петербург, 2017г. [Электронный ресурс]. http://ray-s.boom.ru/zip/social.html .
  12. Мартыненко А.В. Теория медико – социальной работы: Учебное пособие. –М.: Издательство МГСА, 2020. – 80 с.
  13. Основы социальной работы. Учебник. / Отв. Ред. П.Д. Павленок. - 3-е изд., – М., – Инфра-М; – 2016г с. 199–212
  14. Официальный сайт Института Социологии Российской академии наук https://www.isras.ru/
  15. Приступа Е.И. Здоровье ребенка как социальная ценность // Знание, понимание, умение. - 2017. - № 1. - C. 176-183.
  16. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. /Под ред. Ю. П. Лисицына, т. 2, – М., –2017.–356с.
  17. Служба формирования здорового образа жизни.Медицинская энциклопедия.[Электронный ресурс].http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/
  18. Содержание и методика социальной работы. /Е.А. Сигида, Н.И. Бабкин, К.В. Беззубик, И.Е.Лукьянова / Учебное пособие. – М., – Владос, – 2015. –346с.
  19. Социальная работа: Учебное пособие. / Под общ. ред.проф. В.И. Курбатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов на Дону: Феникс, 2016. –стр. 351–383
  20. Социология молодежи. Учебник. Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 2016.
  21. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л.,2018. С271.
  22. Холостова, Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е. И. Холостова. – М.: Инфра–М, 2018. – с. 261–227.
  23. Центр здоровья. Московский Лекарь. Медицинская справочная. [Электронный ресурс]. http://medarticle34.moslek.ru/articles/45480.htm
  24. Шурыгина Ю.Ю. Содержание и методика социально-медицинской работы (с региональным компонентом). Издательство ВСГТУ. Улан-Удэ, 2020г. http://window.edu.ru/window_catalog/files/1091/Mtdusc6.pdf
  25. Щепин О.П., Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Медицина и общество. - М.: 2016, 64с

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское